Газета "Курская правда". Всегда актуальные новости в Курске и Курской области. События и происшествия.

Помогаем вместе

Газетный выпуск № 2025_119
02 октября 2025 14:35 Призвание

В Международный день социального педагога рассказываем об этой непростой и важной профессии

Специализированный центр семейного воспитания «Аистёнок» находится в экологически чистом районе, вдали от дороги. Раньше это было пустынное место, а сейчас – берёзовая рощица, которую высадили воспитатели и педагоги.

На прогулках воспитанникам, которых в центре 72, нужен простор. Младшим едва исполнился месяц, старшим – до 18 лет. Это ребята с особенностями здоровья, оставшиеся без попечения родителей, дети, чьи мамы и папы оказались в трудной жизненной ситуации.

Вдали от дорог

Социальный педагог Ирина Котова работает в «Аистёнке» без малого 30 лет. Она пришла сюда (тогда это был ещё Дом ребёнка) в 1997 году. Устроилась воспитателем, а через несколько месяцев начала работать социальным педагогом. Это были трудные годы: многие остались без работы, кто-то впал в отчаяние. В первую очередь страдали дети: участились случаи лишения родительских прав, были и «отказники» – малыши, которых мамы оставили в родильном доме. Одна из задач социального педагога – помогать в восстановлении прав ребёнка.

– Составляли исковые заявления в суды о лишении родительских прав и ограничении в родительских правах, о признании безвестно отсутствующими, – вспоминает Ирина Сергеевна. – Восстанавливали документы, прописку, устанавливали инвалидность.

В то время дети, оставшиеся без попечения родителей, в Доме ребёнка могли находиться до того времени, как им исполнится 5 лет, точнее – 4 года 11 месяцев и 29 дней. Если к тому времени ребёнок не мог вернуться в родную семью, не нашлись и приёмные родители, детей, в зависимости от решения медико-психолого-педагогической комиссии, переводили в дошкольные детские дома, затем в школы-интернаты.

Сегодня делается всё, чтобы ребёнок рос с родителями. «Аистёнок» стал центром помощи и содействия семье. И помощь это может быть разной. Большинство детей, которые сегодня живут в «Аистёнке», поступили сюда по заявлению родителей. Прежде всего это папы и мамы детей, которые нуждаются в особом уходе. Не всегда они могут оставить работу и полностью посвятить себя ребёнку: в семье растут и другие дети.

– Все вместе стараемся сделать ребёнка счастливым, – говорит Ирина Сергеевна. – В первую очередь оказываем помощь многодетным, семьям наших защитников, участников специальной военной операции, семьям приграничья.

За 2025 год 49 воспитанников «Аистёнка» вернулись к родителям, 33 ребёнка обрели приёмную семью. Многих детей забрали родственники. К сожалению, так бывает не всегда.

Илюша и Саша – близнецы. Братья поступили под опеку центра сразу из родильного дома – малыши родились слабенькими, раньше положенного срока. Мальчишек надо было выхаживать: массажи, процедуры, витамины. А родителям и кроватку купить не за что: папа всё никак не мог устроиться на работу, нашёл место только после рождения детей. Он пытался побороть алкогольную зависимость.

Специалисты центра выезжали на дом – помогали, консультировали. Детей постоянно осматривали врачи. В центре выдали кроватку и коляску, благотворители купили малышам одежду.

– Мы постоянно контролировали ситуацию в семье, – рассказывает Ирина Сергеевна. – Вначале родители отнеслись к своим обязанностям серьёзно. В доме был порядок. Но вскоре ситуация изменилась: папа начал пить, бросил работу. Мама не справлялась, была в растерянности, однажды оставила малышей одних. Сейчас Илюша и Саша в «Аистёнке». Родители их навещают. Если ситуация останется напряжённой, возможно, суд примет решение ограничить одного из родителей в правах. Но это не значит, что малыши не вернутся в семью. Будем бороться вместе, сделаем всё возможное, чтобы родители могли растить детей. Но безопасность и здоровье мальчиков – главное. Если возвращение в родную семью останется небезопасным, дети будут подрастать у приёмных родителей.

Будет и социальная няня

Многие ребята с особенностями здоровья находятся в центре временно, пока в семье всё не наладится.

– Антон уже большой, – рассказывает Ирина Сергеевна. – Мы водим его в общеобразовательную школу.

«Аистёнок» – подведомственное учреждение министерства социального обеспечения, материнства и детства Курской области. Однако штат укомплектован и медицинскими работниками, есть невролог, ортопед, психиатр.

– Среди обитателей «Аистёнка» – дети самого раннего возраста, – говорит Ирина Сергеевна. – Младенцам необходим особенный уход. В «Аистёнке» врачи дежурят круглосуточно. В первую очередь мы должны укрепить здоровье малышей. Оказываем помощь и другим. На базе центра сформирована мобильная бригада «Домашний консультант» – мы выезжаем в социальные учреждения, где нет медицинского персонала.

В августе этого года в «Аистёнке» начала работать группа кратковременного пребывания – на какое-то время особенных детей здесь могут оставить молодые родители, студенты, которые проходят очную форму обучения. Детям в «Аистёнке» нравится. Пока родители на учёбе, с малышами занимаются социальные работники. Если есть рекомендации педиатра – малышам делают массаж.

Скоро здесь появится и социальная няня.

– Мы участвуем в программе обучения «Социальные няни», – рассказывает Ирина Сергеевна. — На базе центра сопровождения проходят теоретические занятия, а на нашей базе мы проводим практические. Социальные няни будут и в группе кратковременного пребывания. Если родители не смогут привести ребёнка в центр, няня сможет прийти на дом.

В «Аистёнке» есть пункт проката, им могут воспользоваться родители детей, которым не исполнилось полутора лет.

– Мы закупили и кресла, и автолюльки, и кроватки, и прогулочные коляски для новорождённых, – рассказывает Ирина Сергеевна. – Для детей чуть постарше приобрели коляски-трансформеры, коляски для близнецов. В этом году среди наших подопечных есть двойняшки.

Маленькие большие победы

Для социального педагога нет большей радости, чем видеть успехи своих учеников. Здесь свои маленькие победы – Дима научился поворачивать голову. Сева теперь умеет нажимать пальчиком на кнопку в игре. Уход за детьми с особенностями – целый комплекс. С обитателями «Аистёнка» работает целая команда специалистов: педагоги, учителя-дефектологи, педиатры, психологи, логопеды, массажисты.

Особая радость, когда дети уходят в семью. От Вари мама отказалась в родильном доме. Девочка родилась с особенностями здоровья. После роддома малышку привезли в хоспис, который находится на базе «Аистёнка». Здесь живут дети, которым необходимо паллиативное лечение. Варя красивая и умная. Болезнь мешает ей ходить – Варя передвигается в инвалидной коляске. Недавно девочку забрали приёмные родители.

Сегодня многие дети «Аистёнка» временно живут в социальных учреждениях Московской области: в Егорьевске, Коломне, Домодедове, Можайске, Дмитрове. Они скучают и мечтают вернуться домой, в «Аистёнок».

Заботятся в «Аистёнке» и о том, чтобы дети привыкали к взрослой жизни.

– Всё начинаем с социальных игр, – говорит Ирина Сергеевна. – Играем в семью, учим кормить куклу. Ведём её в больницу. Со старшими отправляемся на экскурсии в торговые центры.

У всех ребят в «Аистёнке» – отставание в речи. В центре проводят специальные занятия. Но как бы ни старались педагоги – необходимо больше живого общения. Огромная радость, когда приходят гости. Точнее – постоянные помощники. Ими стали девочки из Мариинского класса курской школы №18. Творит чудеса и арт-терапия. На Новый год здесь столько гостей! Со своими спектаклями приезжают волонтёры – школьники, студенты. Нет числа подаркам, концертам, каждый раз новые встречи, впечатления.

Ирина Сергеевна говорит, что, когда ребёнок попадает в семью, словарный запас восполняется за очень короткое время.

– Помню в начале 2000-х к нами привезли шестилетнего Юру, – вспоминает Ирина Сергеевна. – Мальчик нуждался в паллиативном лечении. Мама была лишена родительских прав. Дома в холодильнике не было даже самых необходимых продуктов. Юра был добрым, улыбчивым ребёнком, любил петь – у него был хороший слух. Через несколько месяцев он почти перестал говорить. С мальчиком занимались, он хорошо усваивал новое. Но говорил всё хуже. И петь перестал. Через год мама исправилась, суд вернул ей права. Семья осталась под нашим патронажем, мы приезжали к Юре. Спустя некоторое время он снова встречал нас песнями.

Елена ГАМОВА
Фото из архива героини публикации

Читайте также



Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов и Политикой обработки персональных данных
Принять