/*?>
В преддверии профессионального праздника рассказываем о педагогах, которые помогли своим ученикам обрести уверенность в себе
Анна Бутусова (слева) с коллегами в Москве
У каждого есть любимый учитель. Кто-то встретился с ним в школьных классах, кто-то – во Дворце пионеров, в летнем лагере, в школе искусств, на стадионе. Педагог – понятие широкое. Сегодня мы поздравляем всех педагогов – тех, кто помог нам поверить в себя и подарил лучшие воспоминания детства.
История перешла «по наследству»
В Москве собрались лучшие учителя страны: скоро будут известны имена победителей профессионального конкурса «Учитель года России – 2025». Среди лауреатов – наша землячка учитель Бесединской школы Курского района Анна Бутусова. Анна Александровна вошла в двадцатку лучших Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Учитель года России – 2025». Позади конкурсные испытания: «мастер-класс», «блицтурнир» и «образовательный форсаж». Нам удалось пообщаться с лауреатом.
![]()
– Анна Александровна, кто помог определиться в профессии? Почему решили преподавать именно историю и обществознание?
– Выбором профессии я во многом обязана своей маме – Щербаковой Надежде Викторовне, заслуженному учителю РФ, учителю истории и обществознания. Поэтому история, если честно, больше перешла «по наследству», а обществознание – мой любимый школьный предмет. Да и мой любимый учитель, как нетрудно догадаться, моя мама. Это и самый строгий, и самый объективный учитель в моей жизни.
– Какие предметы нравились в школе? Была среди них история?
В школе любимым предметом была литература, но все гуманитарные дисциплины, в том числе история, мне давались легко.
– Какой ваш самый счастливый школьный день – и как учителя, и как ученицы?
– Как ученицы – трудно вспомнить какой-то один день, было много хорошего и на уроках, и в общении с друзьями. Мы ходили на природу, выезжали с ночёвками на дачу к друзьям. Пожалуй, наиболее ярким моментом была поездка в Италию в составе школьной группы. А как учителя? Я думаю, такой день у меня ещё впереди.
![]()
– Помните первый урок, который провели в школе? Волновались?
– Помню, что всё прошло, как я задумала. До школы у меня был опыт работы в университете, поэтому волнения не было.
– Какие качества цените в учениках? Обязательно ли каждый ребёнок должен стремиться стать отличником?
– В учениках, как и в людях в принципе, я ценю порядочность, искренность и чувство юмора! Нет, стремление быть отличником не может являться самоцелью, по моему мнению, главное быть человеком.
– Кто-нибудь из ваших учеников стал учителем? А учителем истории?
– Да, именно учителем истории! Чудесная выпускница, правда, я с ней работала только в 10–11-м классах.
– Что в вашей профессии самое сложное?
– Самое сложное, пожалуй, и вместе с тем лёгкое, как это ни парадоксально, каждый день входить в класс, оставив все свои проблемы за дверью. Просто начать урок, и всё получится.
– Считаете ли уместным смех на уроке?
– Смех на уроке в разумных пределах совершенно необходим. Чувство юмора учителя дети очень ценят.
– На каких известных педагогов хотели бы равняться?
– Мне близка гуманная педагогика и её представители – Василий Александрович Сухомлинский, Шалва Александрович Амонашвили и целый ряд других, которые задают высочайшие стандарты педагогики.
– Расскажите о внеурочной работе.
– Внеурочной работой занимаюсь по направлению «музейное дело». Руковожу школьным музеем. В рамках внеурочной деятельности по данному направлению разрабатываем и проводим экскурсии по экспозициям школьного музея.
– Сейчас дети много общаются в интернете. Как думаете, можно ли дружить в сети?
– Действительно, дети много времени проводят в соцсетях. Я считаю, что можно и в виртуальном пространстве найти себе близких по интересам и духу людей, но для меня настоящая дружба подразумевает прежде всего непосредственные контакты и живое общение.
– Не пытаются ли ваши ученики, выполняя задания, брать «в помощники» искусственный интеллект?
– Конечно, пытаются, это реалии современного мира. Другое дело – что и как использовать при выполнении домашнего задания. ИИ может стать в этом помощником, но не надо забывать о критическом мышлении.
– Поделитесь впечатлением о Всероссийском конкурсе «Учитель года». Как он проходит и кто ваши главные болельщики?
– Конкурс проходит очень насыщенно. Идёт вторая неделя конкурсных испытаний, первый тур заключительного этапа «Учитель года России» прошёл в Санкт-Петербурге, а сейчас я в составе 20 лучших учителей нашей страны. Нахожусь в Москве, где лауреаты прошли ещё три конкурсных испытания. Абсолютный победитель будет объявлен в пятницу, 3 октября. А мои главные болельщики – это, конечно, моя семья, мои друзья, мои коллеги и ученики!
Желание помочь — лучшая мотивация
В центре «Возрождение» детям помогают раскрыть таланты
Успех ученика – лучшая награда для наставника. А если этот путь трудный, то и награда дороже вдвойне. Об этом лучше других знают педагоги Курского центра социальной помощи «Возрождение». В центр приходят родители и дети, оказавшиеся в трудной ситуации. Заместитель директора по воспитательной и реабилитационной работе Оксана Ятколенко пришла в центр на должность педагога-психолога в 2001 году. Главное в её профессии – помочь детям адаптироваться и социализироваться в жизни, решить какие-то проблемы.
– Ещё в школе я поняла, что мне интересна работа с детьми. Я хотела помогать детям, чтобы сделать их счастливыми. Потому после окончания института я пришла работать в центр, – говорит Оксана Ятколенко.
Поздравить Оксану Викторовну и других педагогов центра «Возрождение» с профессиональным праздником выпускница центра Анастасия пришла вместе с мамой. Сейчас Настя определилась с профессией и заканчивает вуз. А восемь лет назад всё было иначе. 13-летняя Настя заявила маме: в школу ходить не буду. Надоело! Неинтересно! Мне там никто не нравится! И действительно, на следующий день не пошла в класс. Не вернулась девочка в школу и через два дня, и через неделю. Ещё через неделю заплаканная мама Насти пришла в центр.
– Тогда мы назывались «Курский областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних», – рассказывает Оксана
Викторовна. – Прежде всего мы оказывали помощь детям, семьи которых находились в трудной жизненной ситуации, где были нарушены детско-родительские отношения, дети не хотели ходить в школу, испытывали трудности в социализации. При этом далеко не всегда в бытовые и социальные условия в семье были плохими. Часто причиной проблем становилось отсутствие взаимопонимания. Тогда на помощь приходили мы. Приходим и теперь.
Так и восемь лет назад Настя осталась в центре на два месяца. Мама в те дни и сама села за парту: в центре есть школа для родителей «Мы и наши дети», где педагоги и психологи помогают родителям лучше понять своих детей. А потом всё изменилось. Девочка и мама стали всё больше времени проводить вместе. Настя вернулась в школу, окончила 11-й класс, успешно поступила в вуз, а самое главное – появилось взаимопонимание между матерью и дочерь. Исчезли взаимные обиды, а на первый план вышли любовь и доверие.
Социальные педагоги в центре помогают детям найти ответ на важный вопрос: «А зачем вообще учиться?». Мотивацию взрослые и дети ищут вместе. Здесь создана целая система, которая помогает подросткам найти ответ на этот вопрос, а ещё выбрать ту профессию, которая подходит им больше всего.
В центре проходили курс реабилитации брат с сестрой – Алла и Артём. Успехи в школе? Их в то время просто не было. Как говорили учителя – утонули в двойках.
– Для тех ребят, которые не любят и не хотят учиться, таких, как Алла с Артёмом, мы создали «электронную школу», где для наших подопечных социальные педагоги проводили занятия, возвращая интерес к учёбе, – рассказывает Оксана Викторовна. – Вскоре выяснилось, что Артёму нравится строительство и конструирование. Проекты, которые он составлял с помощью наставников, удивляли педагогов. А позже он отлично справлялся и сам. Оказалось, у парня отличная фантазия, креативное мышление. Через несколько месяцев он точно знал, что хочет быть строителем. – В школе оценки стали лучше: парень понимал, для чего учится.
После окончания школы поступил в профессиональное училище, кстати, там он среди лучших учеников. Его сестра Алла осваивает ландшафтный дизайн. Свои первые проекты она тоже составила с помощью социального педагога.
![]()
В «Возрождении» социальные педагоги не только раскрывают талант, но помогают поверить в себя и собственные силы. Всего этого удаётся достичь благодаря слаженной работе педагогического коллектива центра.
– К сожалению, многим ребятам, которые приходят в центр, пришлось столкнуться с равнодушием и взрослых, и сверстников,– говорит Оксана Викторовна. – У нас они обрели друзей, нашли свой коллектив. Просто диву даёшься, как ребёнок, который пришёл к нам зажатым,
неуверенным, раскрывается, услышав похвалу. Мы часто устраиваем концерты. Приходите! Наши артисты по-настоящему талантливы. Но главное – они поняли, что могут всё. Думаю, детям помогает и то, что они приходят другим на помощь. Сегодня наш волонтёрский отряд известен далеко за пределами района: помогаем в госпиталях, пишем письма бойцам, плетём сети. Хотеть помочь другим – лучшая мотивация.
В ТЕМУ
Новая номинация в честь героя
Министр просвещения РФ Сергей Кравцов предложил ввести номинацию в честь погибшего на СВО учителя ОБЖ в конкурсе «Учитель года России», сообщает Минпросвещения РФ.
– Проведение профессиональных конкурсов крайне важно для всей системы образования. По итогам последней приёмной кампании педагогическое направление на третьем месте по популярности. В этом году рекордный конкурс – 12 человек на место. В профессиональных конкурсах также молодеет состав участников. Это важная позитивная тенденция. Профессиональные конкурсы постоянно развиваются, мы проводим второй тур финальных испытаний для лауреатов четырёх состязаний, – сказал Сергей Кравцов.
Министр просвещения РФ сообщил, что во Всероссийском профессиональном конкурсе «Учитель года России» со следующего года планируется учредить специальную номинацию в память о Геннадии Старунове, учителе основ безопасности жизнедеятельности, работавшем в московской школе имени Маршала В.И. Чуйкова и ставшем лауреатом конкурса «Учитель года России» в 2022 году.
В номинации «Высота педагогического подвига» предлагается оценивать эссе, видеоэссе и стихотворения, рассказывающие о героях, в том числе педагогах, демонстрирующих мужество перед лицом опасности и ставших образцом благородства и отваги для подрастающего поколения.
В ходе встречи глава ведомства обсудил с лауреатами конкурсов вопросы о развитии системы образования. Сергей Кравцов рассказал о подготовке государственных учебников – в настоящее время создана линейка учебников по истории, на завершающей стадии находится учебник по обществознанию, продолжается работа над едиными учебниками по другим предметам.
Елена ГАМОВА