Газета "Курская правда". Всегда актуальные новости в Курске и Курской области. События и происшествия.

Главные болельщики — ученики

Газетный выпуск № 2025_120

В преддверии профессионального праздника рассказываем о педагогах, которые помогли своим ученикам обрести уверенность в себе

Анна Бутусова (слева) с коллегами в Москве

У каждого есть любимый учитель. Кто-то встретился с ним в школьных классах, кто-то – во Дворце пионеров, в летнем лагере, в школе искусств, на стадионе. Педагог – понятие широкое. Сегодня мы поздравляем всех педагогов – тех, кто помог нам поверить в себя и подарил лучшие воспоминания детства.

История перешла «по наследству»

В Москве собрались лучшие учителя страны: скоро будут известны имена победителей профессионального конкурса «Учитель года России – 2025». Среди лауреатов – наша землячка учитель Бесединской школы Курского района Анна Бутусова. Анна Александровна вошла в двадцатку лучших Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Учитель года России – 2025». Позади конкурсные испытания: «мастер-класс», «блицтурнир» и «образовательный форсаж». Нам удалось пообщаться с лауреатом.

– Анна Александровна, кто помог определиться в профессии? Почему решили преподавать именно историю и обществознание?

– Выбором профессии я во многом обязана своей маме – Щербаковой Надежде Викторовне, заслуженному учителю РФ, учителю истории и обществознания. Поэтому история, если честно, больше перешла «по наследству», а обществознание – мой любимый школьный предмет. Да и мой любимый учитель, как нетрудно догадаться, моя мама. Это и самый строгий, и самый объективный учитель в моей жизни.

– Какие предметы нравились в школе? Была среди них история?

В школе любимым предметом была литература, но все гуманитарные дисциплины, в том числе история, мне давались легко.

– Какой ваш самый счастливый школьный день – и как учителя, и как ученицы?

– Как ученицы – трудно вспомнить какой-то один день, было много хорошего и на уроках, и в общении с друзьями. Мы ходили на природу, выезжали с ночёвками на дачу к друзьям. Пожалуй, наиболее ярким моментом была поездка в Италию в составе школьной группы. А как учителя? Я думаю, такой день у меня ещё впереди.

– Помните первый урок, который провели в школе? Волновались?

– Помню, что всё прошло, как я задумала. До школы у меня был опыт работы в университете, поэтому волнения не было.

– Какие качества цените в учениках? Обязательно ли каждый ребёнок должен стремиться стать отличником?

– В учениках, как и в людях в принципе, я ценю порядочность, искренность и чувство юмора! Нет, стремление быть отличником не может являться самоцелью, по моему мнению, главное быть человеком.

– Кто-нибудь из ваших учеников стал учителем? А учителем истории?

– Да, именно учителем истории! Чудесная выпускница, правда, я с ней работала только в 10–11-м классах.

– Что в вашей профессии самое сложное?

– Самое сложное, пожалуй, и вместе с тем лёгкое, как это ни парадоксально, каждый день входить в класс, оставив все свои проблемы за дверью. Просто начать урок, и всё получится.

– Считаете ли уместным смех на уроке?

– Смех на уроке в разумных пределах совершенно необходим. Чувство юмора учителя дети очень ценят.

– На каких известных педагогов хотели бы равняться?

– Мне близка гуманная педагогика и её представители – Василий Александрович Сухомлинский, Шалва Александрович Амонашвили и целый ряд других, которые задают высочайшие стандарты педагогики.

– Расскажите о внеурочной работе.

– Внеурочной работой занимаюсь по направлению «музейное дело». Руковожу школьным музеем. В рамках внеурочной деятельности по данному направлению разрабатываем и проводим экскурсии по экспозициям школьного музея.

– Сейчас дети много общаются в интернете. Как думаете, можно ли дружить в сети?

– Действительно, дети много времени проводят в соцсетях. Я считаю, что можно и в виртуальном пространстве найти себе близких по интересам и духу людей, но для меня настоящая дружба подразумевает прежде всего непосредственные контакты и живое общение.

– Не пытаются ли ваши ученики, выполняя задания, брать «в помощники» искусственный интеллект?

– Конечно, пытаются, это реалии современного мира. Другое дело – что и как использовать при выполнении домашнего задания. ИИ может стать в этом помощником, но не надо забывать о критическом мышлении.

– Поделитесь впечатлением о Всероссийском конкурсе «Учитель года». Как он проходит и кто ваши главные болельщики?

– Конкурс проходит очень насыщенно. Идёт вторая неделя конкурсных испытаний, первый тур заключительного этапа «Учитель года России» прошёл в Санкт-Петербурге, а сейчас я в составе 20 лучших учителей нашей страны. Нахожусь в Москве, где лауреаты прошли ещё три конкурсных испытания. Абсолютный победитель будет объявлен в пятницу, 3 октября. А мои главные болельщики – это, конечно, моя семья, мои друзья, мои коллеги и ученики!

Желание помочь — лучшая мотивация

В центре «Возрождение» детям помогают раскрыть таланты

Успех ученика – лучшая награда для наставника. А если этот путь трудный, то и награда дороже вдвойне. Об этом лучше других знают педагоги Курского центра социальной помощи «Возрождение». В центр приходят родители и дети, оказавшиеся в трудной ситуации. Заместитель директора по воспитательной и реабилитационной работе Оксана Ятколенко пришла в центр на должность педагога-психолога в 2001 году. Главное в её профессии – помочь детям адаптироваться и социализироваться в жизни, решить какие-то проблемы.

– Ещё в школе я поняла, что мне интересна работа с детьми. Я хотела помогать детям, чтобы сделать их счастливыми. Потому после окончания института я пришла работать в центр, – говорит Оксана Ятколенко.

Поздравить Оксану Викторовну и других педагогов центра «Возрождение» с профессиональным праздником выпускница центра Анастасия пришла вместе с мамой. Сейчас Настя определилась с профессией и заканчивает вуз. А восемь лет назад всё было иначе. 13-летняя Настя заявила маме: в школу ходить не буду. Надоело! Неинтересно! Мне там никто не нравится! И действительно, на следующий день не пошла в класс. Не вернулась девочка в школу и через два дня, и через неделю. Ещё через неделю заплаканная мама Насти пришла в центр.

– Тогда мы назывались «Курский областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних», – рассказывает Оксана
Викторовна. – Прежде всего мы оказывали помощь детям, семьи которых находились в трудной жизненной ситуации, где были нарушены детско-родительские отношения, дети не хотели ходить в школу, испытывали трудности в социализации. При этом далеко не всегда в бытовые и социальные условия в семье были плохими. Часто причиной проблем становилось отсутствие взаимопонимания. Тогда на помощь приходили мы. Приходим и теперь.

Так и восемь лет назад Настя осталась в центре на два месяца. Мама в те дни и сама села за парту: в центре есть школа для родителей «Мы и наши дети», где педагоги и психологи помогают родителям лучше понять своих детей. А потом всё изменилось. Девочка и мама стали всё больше времени проводить вместе. Настя вернулась в школу, окончила 11-й класс, успешно поступила в вуз, а самое главное – появилось взаимопонимание между матерью и дочерь. Исчезли взаимные обиды, а на первый план вышли любовь и доверие.

Социальные педагоги в центре помогают детям найти ответ на важный вопрос: «А зачем вообще учиться?». Мотивацию взрослые и дети ищут вместе. Здесь создана целая система, которая помогает подросткам найти ответ на этот вопрос, а ещё выбрать ту профессию, которая подходит им больше всего.

В центре проходили курс реабилитации брат с сестрой – Алла и Артём. Успехи в школе? Их в то время просто не было. Как говорили учителя – утонули в двойках.

– Для тех ребят, которые не любят и не хотят учиться, таких, как Алла с Артёмом, мы создали «электронную школу», где для наших подопечных социальные педагоги проводили занятия, возвращая интерес к учёбе, – рассказывает Оксана Викторовна. – Вскоре выяснилось, что Артёму нравится строительство и конструирование. Проекты, которые он составлял с помощью наставников, удивляли педагогов. А позже он отлично справлялся и сам. Оказалось, у парня отличная фантазия, креативное мышление. Через несколько месяцев он точно знал, что хочет быть строителем. – В школе оценки стали лучше: парень понимал, для чего учится.

После окончания школы поступил в профессиональное училище, кстати, там он среди лучших учеников. Его сестра Алла осваивает ландшафтный дизайн. Свои первые проекты она тоже составила с помощью социального педагога.

В «Возрождении» социальные педагоги не только раскрывают талант, но помогают поверить в себя и собственные силы. Всего этого удаётся достичь благодаря слаженной работе педагогического коллектива центра.

– К сожалению, многим ребятам, которые приходят в центр, пришлось столкнуться с равнодушием и взрослых, и сверстников,– говорит Оксана Викторовна. – У нас они обрели друзей, нашли свой коллектив. Просто диву даёшься, как ребёнок, который пришёл к нам зажатым,
неуверенным, раскрывается, услышав похвалу. Мы часто устраиваем концерты. Приходите! Наши артисты по-настоящему талантливы. Но главное – они поняли, что могут всё. Думаю, детям помогает и то, что они приходят другим на помощь. Сегодня наш волонтёрский отряд известен далеко за пределами района: помогаем в госпиталях, пишем письма бойцам, плетём сети. Хотеть помочь другим – лучшая мотивация.

В ТЕМУ

Новая номинация в честь героя

Министр просвещения РФ Сергей Кравцов предложил ввести номинацию в честь погибшего на СВО учителя ОБЖ в конкурсе «Учитель года России», сообщает Минпросвещения РФ.

– Проведение профессиональных конкурсов крайне важно для всей системы образования. По итогам последней приёмной кампании педагогическое направление на третьем месте по популярности. В этом году рекордный конкурс – 12 человек на место. В профессиональных конкурсах также молодеет состав участников. Это важная позитивная тенденция. Профессиональные конкурсы постоянно развиваются, мы проводим второй тур финальных испытаний для лауреатов четырёх состязаний, – сказал Сергей Кравцов.

Министр просвещения РФ сообщил, что во Всероссийском профессиональном конкурсе «Учитель года России» со следующего года планируется учредить специальную номинацию в память о Геннадии Старунове, учителе основ безопасности жизнедеятельности, работавшем в московской школе имени Маршала В.И. Чуйкова и ставшем лауреатом конкурса «Учитель года России» в 2022 году.

В номинации «Высота педагогического подвига» предлагается оценивать эссе, видеоэссе и стихотворения, рассказывающие о героях, в том числе педагогах, демонстрирующих мужество перед лицом опасности и ставших образцом благородства и отваги для подрастающего поколения.

В ходе встречи глава ведомства обсудил с лауреатами конкурсов вопросы о развитии системы образования. Сергей Кравцов рассказал о подготовке государственных учебников – в настоящее время создана линейка учебников по истории, на завершающей стадии находится учебник по обществознанию, продолжается работа над едиными учебниками по другим предметам.

Елена ГАМОВА

Читайте также



Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов и Политикой обработки персональных данных
Принять