/*?>
Термин «инфляция» известен всем, кто так или иначе знаком с экономикой. Говоря простыми словами, это устойчивое повышение цен на товары и услуги, следствием которого становится обесценивание денег
Между тем, по мнению специалистов, сама по себе инфляция не является проблемой. Напротив, показатель, не превышающий 10%, считают признаком устойчивой экономики: при таких темпах стимулируется производство и растёт конкуренция, а с ними – и ассортимент предлагаемых товаров и услуг.
Оценивая инфляцию, можно выделить её разновидности. Нормальной считается контролируемая инфляция, не превышающая в годовом выражении 4%. При таком уровне роста цен комфортно всем участникам экономического процесса: финансовые организации успевают выдавать кредиты, выплачивать проценты по вкладам, а инвесторы – получать прибыль и вкладывать новые средства в развитие своих проектов.
Умеренная инфляция характеризуется ростом не более чем в 10%. Покупательская способность в таких условиях остаётся стабильной, а экономика – крепкой.
При галопирующей инфляции годовой рост цен составляет от 20 до 200%. И чем выше этот показатель от нижней планки, тем сложнее государству контролировать ситуацию. При таких условиях наблюдается массовое банкротство компаний, а финансовые организации отказываются от использования фиксированных процентных ставок при работе с клиентами.
Если цены растут более чем на 50% в месяц, уместно говорить о гиперинфляции. При таком темпе национальная валюта настолько быстро обесценивается, что компании вынуждены переходить к бартеру. Зачастую в этой ситуации государство уже не в состоянии платить по долгам, поэтому путём выхода из кризиса чаще всего становится дефолт. В современной истории России такое случалось в 1998 году. Тогда же власти страны провели деноминацию – реформу, в результате которой изменился номинал денег. С купюр тогда исчезли три нуля, и то, что стоило, к примеру, 10 тысяч рублей, стало стоить 10 рублей.
В условиях высокой инфляции Центробанк поднимает ключевую ставку, чтобы сдерживать дальнейший рост цен. Действия регулятора наряду с другими факторами дают основу для формирования инфляционных ожиданий – прогнозов населения и компаний о том, как будут меняться цены. Инфляционные ожидания могут быть адаптивными, то есть основанными на прошлом опыте, и рациональными, которые подкреплены расчётами и объективной статистикой.
Высокие ожидания в большинстве своём действительно разгоняют инфляцию. То есть, ожидая значительного удорожания товаров, люди стремятся купить пораньше, чтобы, как им кажется, сэкономить. На подорожание товаров влияют и сами производители: опасаясь увеличения издержек, они увеличивают стоимость готовой продукции. Примечательно, что на инфляционные ожидания в значительной мере влияет рост цен на социальные продукты, такие как хлеб, масло, крупы, сахар и т.д. Так называемые «ценовые шоки» – резкое подорожание какого-то товара – тоже ощутимо поднимают инфляционные ожидания.
Однако в целом инфляционные ожидания определяет не только прежний опыт, но и другие факторы – изменение валютных курсов, текущая экономическая ситуация в стране, денежно-кредитная политика ЦБ и другое.