Газета "Курская правда". Всегда актуальные новости в Курске и Курской области. События и происшествия.

«Не люблю простых решений»

Газетный выпуск № 2025_126
17 октября 2025 13:29 Признание

Сварщик-виртуоз Андрей Пантиков создаёт из металла произведения искусства

Если в Курске немного свернуть с улицы Советской, во дворе монтажного техникума можно обнаружить множество интересных арт-объектов, рядом с которыми непременно захочется сфотографироваться. Их автор – сварщик-универсал Андрей Пантиков, бывший выпускник этого учебного заведения, вернувшийся сюда обучать мастерству сварки подрастающее поколение студентов.

Интерьер для сказочной избушки

Изначально художественной сваркой Пантиков заниматься не планировал, теперь создаёт арт-объекты разных размеров. Кстати, размер получившейся композиции и объём работы не взаимосвязаны. Чем больше фантазии вложено в фигуру, тем кропотливее труд, связанный с проработкой мелких деталей.

– Эта работа заняла у меня недели полторы, – показывает сварщик-художник сказочную лесную избушку, вокруг которой по цепи ходит кот. – Изначально планировалась менее сложная задача. Сказали, нужно что-то сделать на ежегодный конкурс «СварАРТ» и на выставку-ярмарку. Сделали сначала из металла корягу, потом домик, а чтобы было интереснее, добавили окошко.

Куряне и гости города подходят, восхищаются, спрашивают, как это делается. Некоторые тоже задумываются о профессии сварщика, причём не только ребята, но и девушки.

Уточняем: «Наверное, всё-таки это не женское дело, где требуется сила?»

– Никакой силы не требуется. Нужны усердие, терпение и понимание, – говорит, включая свет в окнах сделанного им из металла домика, мастер.

Электричество в домик тоже проводил сам. Домик не только красив снаружи, но и внутри проработан интерьер – столик, кровать, тумбочки. Живёт в доме кот учёный, сваренный из гаек, ходит по цепи кругом. Есть и другой кот побольше, точнее, морда Чеширского кота, свареная всего за день.

Выкройка для железной юбки

Первой работой мастера стал глобус.

– Я не люблю простых решений, мне чем сложнее – тем лучше, – говорит Андрей. – Простые мне делать скучно, неинтересно, а значит, сложно. Когда требуется сделать что-то конкретное, почему-то не получается.

Глобус тоже создавался по случаю – на открытие Коренской ярмарки.

– Мне сказали что-то придумать, – вспоминает наш собеседник. – Я посмотрел арт-объекты в интернете, увидел половину земного шара на постаменте, и захотелось сделать тоже глобус, но на оси, который будет вращаться. Внутри него стоит статичная пирамида.

После глобуса сварщик взялся воплощать новый замысел – велосипед. Он был задуман как декор, элемент для цветов. Велосипед тоже сварен из металла. Затем на велосипед пристроилась группа миньонов из популярного мультфильма.

– С ними приходят фотографироваться постоянно, и не только студенты, – говорит сварщик.

Прочитав в интернете о полигональных фигурах, мастер решил сделать очередную работу в такой технике. Так рядом с велосипедом поселился мишка.

– В принципе, ничего сложного, – говорит Андрей. – Там и сварки немного, главное – соблюдать углы, и, конечно, фантазия нужна. А дальше всё идёт по накатанной, но нужны помощники, как минимум один, который поможет поддержать что-то в процессе работы.

Металлическая скамейка появилась во дворе тоже спонтанно.

– Я хотел сделать два элемента, – рассказывает мастер, – это должен быть джентльмен-фонарь, но потом резко передумал, представил скамейку примирения, и мне в голову пришла идея сделать джентльмена с дамой, чтобы он держал зонт над скамейкой. Где-то видел скамейку с похожим замыслом. В процессе работы придумал сделать тросточку джентльмену, а даме в руку вложил розу. С этим объектом мне помогали друзья-коллеги и студенты.

Причём никто не знал, каким будет финал задумки.

– Когда я придумал эту даму, решил, надо надеть на неё юбку. Я могу всё, но с этими моментами, фалдами мне было непонятно, и я обратился за помощью к женщинам-коллегам. Пока я делал шляпы-розы, параллельно кроилась юбка, – продолжает Андрей Пантиков. – Но то, что казалось на бумаге просто, перенести на металл оказалось сложно. А когда металлическую девушку примеряли к скамейке, ей три раза только голову отпиливали – там много нюансов, то не те пропорции, то волосы не лежат.

Самым сложным, помимо платья, было сделать зонт.

– Когда я что-то делаю, важно сделать это максимально реалистично, – говорит мастер, – а чтобы сделать это максимально реалистично, нужно сделать это одним целым, а если делаешь это без чертежей, иногда приходится исправлять, поправлять.

А вот сварить розу, по словам Андрея, несложно, если делаешь работу с вдохновением: «Если вкладываешь душу, работа получается ажурной, воздушной». Устройство розы матер визуально хорошо представляет, поскольку любит дарить цветы.

– Почему решили вложить в руку дамы именно розу, а не какой-то другой цветок?

– Потому что это сложно, – отвечает Пантиков.

Он считает, что сварить можно абсолютно всё, своего недостижимого «каменного цветка» у него нет.

– Вопрос времени, – замечает мастер. – Если я ограничен во времени, выбираю то, что могу сделать.

Лавочка, к слову, была сделана всего за неделю, велосипед – за три дня, мишка за неделю.

– Брюки джентльмену-фонарю делали без выкройки – с ними понятнее. Я не делаю чертежей, – говорит мастер. – Идеи берутся из головы и додумываются, придумываются на ходу, и так со всеми арт-объектами.

Однако Андрей добавляет, что работу с чертежами нельзя считать совсем уж нетворческой. Но здесь другие задачи – как сделать быстрее и качественнее. Миньоны, кстати, тоже были рождены, потому что нужно было сделать что-то весёлое. Так и появился арт-объект «Бригада У».

«Владею пятью видами сварки»

На вопрос, почему решил стать сварщиком, Андрей честно отвечает:

– Когда я учился на втором курсе монтажного техникума, мама мне сказала: «Сынок, учись на сварщика, будешь хорошие деньги зарабатывать». Когда в 2005 году я получил корочку сварщика, заработать больших денег у меня не получалось, и я вообще оставил сварку, пока в один прекрасный день не получилось так, что я взялся за объект по замене теплопроводов. На тот момент со мной работали три сварщика, которые оставили меня в процессе работы. И мы заканчивали объект вдвоём с одногруппником. Пришлось вспомнить азы. С того момента, это был 2010 год, я стал работать со сваркой, всё больше набираясь опыта. В данный момент я владею пятью видами сварки. Ручная дуговая, полуавтоматическая, полуавтоматическая в инертном газе, аргоно-дуговая и газовая сварка.

Наш собеседник уверен, что любая сварка – творческое занятие.

– Нужно в процессе работы решать сложные задачи, – говорит мастер. – Надо понимать, что ты делаешь и как. От тебя могут зависеть чужие жизни, на тебе большая ответственность, от тебя зависит качество выполнения. И студентов учу такому подходу: пусть лучше будет долго, но качественно. Если ты называешь себя сварщиком, ты должен сварить так, чтобы тебе было не стыдно и чтобы после тебя это ещё держалось очень долго, пока не демонтируют.

Однако помимо приятных моментов, связанных с творчеством, работа сварщиком и опасна: это большая нагрузка для лёгких, для зрения, для суставов. Работать приходится в любое время года и суток и при любых погодных условиях. За смену сварщик вдыхает массу взвешенных в воздухе частиц металла.

– Для меня принцип «чем сложнее, тем интереснее» работает не только в изготовлении арт-объектов, но и в повседневной жизни, будь то инженерные сети или какие-то узлы агрегатов, где действительно сложно, – рассказывает Андрей. – Был момент недавно, когда просили сварить теплообменник под пар – это 96 спаянных трубочек диаметром 1,6 см, как дуршлаг, и это нужно было сварить за один день. Справился!

У миньона украли кувалду

То, что арт-объекты находятся во дворе, о котором знает не каждый, с одной стороны, немного досадно. Необычная скамейка вполне могла бы привлекать туристов в людном месте. С другой стороны, даже здесь, в безлюдном месте, арт-объекты умудряются ломать, что-то разрисуют мелом, что-то отогнут, у велосипеда педель отломали.

Недавно на Боевке сломали хрупкую конструкцию глобуса, и теперь пирамида вращается вместе с глобусом.

– Вообще я не публичный человек, мне важнее, чтобы не было вандализма, а не чтобы больше людей узнали об этих арт-объектах, – говорит Андрей Пантиков. – Если посмотреть с этой стороны, то так даже лучше, потому что у миньонов изначально была зеркального цвета кувалда, и её украли.

Поэтому миньоны с тех пор хранятся в мастерской и выставляются только по случаю, а кувалда вообще у них теперь съёмная.

– У каждого сварщика свой путь, кто-то хорош в одном, кто-то – в другом, – философски замечает мастер. – Но есть люди, на которых я стараюсь равняться в каждом из направлений, с кем-то советуюсь на форумах. Какой будет следующий арт-объект – зависит от настроения.

Вероника ТУТЕНКО
Фото Николая СИДОРЕНКО

Читайте также



Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов и Политикой обработки персональных данных
Принять