/*?>
Куряне оживляют стихотворения поэтов-фронтовиков
Как сделать так, чтобы строчки, написанные в окопах и на передовой, спустя 80 лет задели за живое молодое поколение? Проект «Фронтовые строки» нашёл ответ: через искренность и профессиональный видеоряд. Рассказываем, как учащиеся курских школ искусств вместе с режиссёрами создают видеоклипы на фронтовые стихи, превращая истории в личные переживания.
Задокументировать тексты души
Сохранить живую память не только о солдатах Великой Отечественной войны, но и о тех, кто писал о ней. Именно это – одна из главных целей проекта «Фронтовые строки». Ещё весной некоммерческая организация «Проектные решения молодых» заручилась поддержкой Президентского фонда культурных инициатив, а летом объявила конкурс, в котором детским школам искусств Курской области предложили публиковать записи воспитанников, читающих стихотворения поэтов-фронтовиков.

– Мы хотели показать, что фронтовая поэзия – это не просто часть истории, а эмоциональное, человеческое свидетельство, которое до сих пор откликается в сердцах, – говорит руководитель проекта Игорь Полищук. – Стихи поэтов-фронтовиков – это настоящие документальные тексты души, и важно, чтобы новое поколение не просто знало их, а чувствовало.
К проекту присоединились около 40 учреждений региона. Работы были разными: кто-то выбирал знакомые с детства строки, кто-то обратился к менее знаменитым произведениям. Но в каждом выступлении чувствовались искренность, уважение и собственное понимание темы.
Работы учащихся школ искусств оценивало жюри. Среди последних – писатели и поэты, преподаватели сценической подготовки, ветераны боевых действий. Во второй этап конкурса прошли двадцать команд детских школ искусств, их пригласили к участию в съёмках профессиональных видеоклипов. Началась работа с режиссёрами.
– В проекте участвуют 10 режиссёров – и это действительно разный, сильный состав, – отмечает информационный менеджер проекта «Фронтовые строки» Валерия Симоненкова. – Есть опытные постановщики, хорошо знакомые курской публике, и молодые деятели, которые только начинают заявлять о себе. Такая комбинация позволяет объединить профессионализм и свежий взгляд. Каждый клип в результате получает свою интонацию и почерк, и это делает проект особенно живым.

Произведения для декламации, а именно художественного чтения стихов, детские школы искусств выбирали самостоятельно, опираясь на рекомендации режиссёров. Ребята обращались к стихам поэтов-фронтовиков со всей страны.
– Благодаря этому в проект вошли самые разные по настроению и звучанию тексты – от горьких признаний до светлых строк о надежде и любви, прошедших через военное время, – добавляет Валерия.
Перед съёмками команда проекта организовала творческие сессии – совместную работу участников проекта с профессионалами. Для педагогов прошла сессия по сценарной работе, где вместе с режиссёром проекта Надеждой Осиповой они разбирали драматургию и принципы построения видеосюжета. А для воспитанников детских школ искусств – практическая сессия по сценическому движению и актёрскому взаимодействию, ее провёл режиссёр проекта, актёр Курского драматического театра Дмитрий Баркалов.
Главный критик – сын
Для режиссёра Оксаны Денисовой участие в проекте особенно ценно. Когда девушка родилась, были живы оба её деда – участники Великой Отечественной войны.
– Всё, что связано с историей этой войны, – тема, которая до сих пор не оставляет равнодушной. Поэтому участие в проекте «Фронтовые строки» было продиктовано желанием сохранить и память о Великой Отечественной войне, и, конечно же, попробовать себя в качестве режиссёра этого уникального проекта, – говорит Оксана.
Свой видеоклип Оксана создаёт вместе с воспитанницей детской школы искусств №7 Дариной Кременецкой. Режиссёр рассказала, что стихотворение Константина Симонова «Родина» очень удачно для экранизации, потому что через него удалось показать масштаб и величие нашей страны, а также рассказать о привязанности человека к месту своего происхождения.
– Мой герой воспринимает Родину через личные переживания и ассоциации, – отмечает Оксана.
Одна из локаций съёмок – село Молотычи в Фатежском районе, недалеко от памятника «Героям и командирам соединений 70-й армии». Снимали и в домике монахини Мисаилы. Среди реквизита – газета «Советская Россия», школьный дневник, датированный сентябрём 1968 года, кожлянская игрушка. И это только малая часть.
– Сложности, конечно, были. Одна из них – поиск героев клипа – ты же ещё не знаешь, кто сможет справиться с придуманной тобой ролью. Потом нужно «соединить» героев и съёмочную группу, договориться о процессе съёмок в нужной локации, – рассказывает Оксана. – Но когда получаешь результат, то понимаешь, что твой труд и труд твоей команды не напрасен. Мой главный критик на протяжении многих лет – мой сын. И когда он говорит: «Вот теперь «замурашило», я понимаю, что двигаюсь в нужном направлении. Это не просто оценка, это подтверждение того, что работа достигла своей цели – коснулась души.
Истории вдохновили на клипы
Для режиссёра Валерии Мальцевой тематика войны всегда была пугающей и одновременно вдохновляющей. Всё дело в силе человеческого духа и единстве, которые ярко раскрываются в такие тяжёлые времена.
– Среди моих работ есть несколько стихотворений про блокадный Ленинград. Лично я считаю, что все моменты в нашей жизни связаны друг с другом и оказывают причинно-следственное влияние, – отмечает Валерия. – Пару лет назад я была в Санкт-Петербурге и вызвала такси из одной точки города в другую. Дорога предстояла долгая, поэтому я была не против пообщаться с таксистом. Им оказался коренной петербуржец, родители которого пережили все 872 дня блокады. Мы ехали как раз мимо тех домов, где была раньше их квартира. Он рассказал много интересных вещей о городе и жизни людей в то время, и даже показал расстояния, которые приходилось преодолевать людям, чтобы просто набрать питьевой воды. Конечно, эти рассказы засели в памяти, и через несколько лет в них я смогла найти вдохновение.
Застала войну и семья Валерии. Её бабушка Дина Федосеевна – ребёнок войны. В 1942 году деревня Боровка в Горшеченском районе была оккупирована немцами, Дину несколько раз демонстративно выводили на расстрел. В неё не стреляли, но воспоминания остались на всю жизнь.
– Это влияние рассказанных когда-то историй вдохновило меня и помогло сформировать свои сюжеты, идеи которых я и воплотила в сценарий и последующую съёмку, – добавляет Валерия.
Для проекта «Фронтовые строки» Валерия снимает сразу несколько видеоклипов на стихотворения «Сын артиллериста» Константина Симонова, «Дневник девочки-блокадницы» Юлии Вихаревой, а также «Блокада Ленинграда» Ольги Берггольц.
– Мы снимали некоторые ролики уже в середине сентября, когда температура на улице резко упала и начались дожди. Большая часть съёмок проходила на улице и в неотапливаемом помещении. Волновались мы, конечно, сильнее всего за актёров, ведь большинство из них – это дети и подростки, – отмечает режиссёр.
Ещё один сложный момент съёмок – имитация взрывов от гранат. В одном из клипов появится сцена, где мальчик убегает от взрывов по лесной дороге. Из-за сложной ситуации в регионе, команда, работающая над клипом, уехала в лес за городом, где нет людей. Взрывы имитировали при помощи дымовой шашки и обычной земли.
– На этой локации нужно было снять всего лишь два кадра, но на это у нас с командой ушло около двух часов. Мои помощницы Елизавета Чунюкина и Анастасия Яременко все эти два часа бросали землю в пробегающего мимо них актёра, а наш фотограф непрерывно бегал по лесу с дымовой шашкой. Зрелище, конечно, было впечатляющее, но утомительное. Хорошо, что нас никто не видел, – говорит Валерия
Режиссёр отмечает, что в её работах было важно показать эмоции и дать возможность людям почувствовать те тяжёлые времена через экран обычного монитора.
Премьера видеоклипов запланирована на ноябрь этого года. Их опубликуют в сообществе «Проектных решений молодых» в социальной сети «ВКонтакте», там же пройдёт онлайн-голосование, которое определит 10 финалистов проекта. Затем организаторы проекта проведут фестиваль, где работы режиссёров и воспитанников ДШИ оценит компетентное жюри. Для троих победителей предусмотрена специальная экскурсионная поездка.
Ирина СИДОРЕНКО
Фото: АНО «Проектные решения молодых»