Газета "Курская правда". Всегда актуальные новости в Курске и Курской области. События и происшествия.

Любовь с первой роли

Газетный выпуск № 2025_129
24 октября 2025 23:33 Молодая Гвардия

Актриса театра кукол Юлия Ризак о творческом пути, работе на сцене и поисках вдохновения

Актриса Юлия Ризак пришла в труппу Курского театра кукол в 2021 году. И сразу на главную роль – сложную, трагическую. Её Антигона в спектакле по пьесе Жана Ануя запомнилась зрителям: юная, влюблённая, сильная, непокорённая. Позже главный режиссёр Курского театра кукол Валерий Бугаёв расскажет, что со студенческих лет мечтал поставить этот спектакль, по разным причинам не получалось. И вот в театр пришла Юлия. Валерий Флегонтович понял – пришла Антигона.

С тех пор Юлия Ризак подарила зрителям много замечательных образов: оживила рыбака Пугачёва в спектакле Игоря Семяновского «Такая вот любовь», в знаменитой постановке «Куклы и не только» запомнилась классической пантомимой «Встреча». Сегодня она занята во многих спектаклях: «По щучьему велению», «Рыжий», «Золотой цыплёнок», «Весёлые уроки», «Умная внучка».

Родом Юлия из Донбасса, выросла в городе Стаханов Луганской области. В 2014 году вместе с родителями переехала в Москву, где окончила школу и твёрдо решила стать актрисой. Она поступила в Ярославский государственный театральный институт на кафедру театра кукол, в мастерскую заслуженной артистки РФ Людмилы Савчук. В Курск Юлия приехала не случайно: выпускники ярославского вуза составляют значительную часть труппы театра, и курские зрители их очень ценят.

Новый сезон театр открыл спектаклем «Письма другу» по произведениям Иосифа Бродского, где Юлия исполняет сразу несколько ролей: Марии Вольперт (матери поэта), Анны Ахматовой, Марины Басмановой, а также воплощает образ возлюбленной главного героя. Поклонники творчества Бродского отметили внешнее сходство актрисы с дочерью поэта – Анной. Кроме того, Юлия сама создала хореографию спектакля. О своей работе, разных ролях и творческих поисках – наш разговор с Юлией Ризак.

– Почему решила стать именно артисткой театра кукол?

– В детстве мечты стать актрисой не было. Я выросла в маленьком городе, где не было театра, а у меня вообще не было представления, что это такое. Но, несмотря на любовь к точным наукам, меня всегда тянуло к сцене. В первом классе меня отдали в танцевальный коллектив, где я занималась около восьми лет и уже понимала, что свяжу свою жизнь с творчеством. Мне было интересно работать в номерах, где есть сюжет, проживание, роль, в хореографии без этого тоже никуда. В 10-м классе, когда уже нужно было точно определяться с профессией, решила, что театральный институт поможет мне раскрыть мой творческий потенциал и желание перевоплощаться.

На кукольное отделение попала почти случайно. В театре кукол до поступления не была вообще ни разу. Зато на тот момент уже довольно сильно углубилась в пластический театр. А мне сказали, что это направление изучается как раз на «куклах». Обучение было вовсе не простым. Совсем новая для меня сфера иногда была сложной для понимания и восприятия. В результате на первом курсе я ознакомилась практически со всем репертуаром Ярославского театра кукол. Эта сфера показалась мне очень интересной и разнообразной. Поняла, что театр кукол мне ближе по духу, чем драматический, потому что артист там не заключён в своё внешнее амплуа и может исполнять любые роли.

В течение четырёх лет изучала и осваивала разные системы кукол, разные языки театра. Больше всего мне нравилось работать с тростевыми куклами, они являются одними из самых сложных. Было интересно изучить их возможности, оживить, наполнить чувствами. Ещё в институте занялась пантомимой, в этом мне помог мой опыт хореографии. Говорить языком тела, выражать чувства через пластику – это то, что позволяло мне чувствовать себя уверенно. Несмотря на все сложности и даже порой сомнения в собственных силах, институт окончила с красным дипломом и не сомневалась, что хочу связать свою жизнь с театром кукол.

– Какими были первые впечатления о Курском театре кукол?

– Первым спектаклем, который я увидела, стал «Повелитель мух» по Голдингу. И я сразу поняла: хочу работать именно здесь.

– Пантомиму «Встреча» в спектакле «Куклы и не только» особенно любят дети. Как родился номер?

– Идея возникла ещё на четвёртом курсе. Сюжет мы придумали вместе с моим мастером Анатолием Шпаликовым, который долгое время работал режиссёром в цирке. Когда Игорь Семяновский предложил сделать концерт ко Дню кукольника, я показала этот номер. А вдохновлялась я творчеством Марселя Марсо – ещё в студенчестве познакомилась с его искусством и поняла, что хочу работать в этом жанре.

– После премьеры «Писем другу» многие отметили ваше сходство с Анной, дочерью Бродского.

– Да, судя по фото, мы действительно похожи. Даже причёска у меня такая же – розовое каре. Для тех, кто знаком с судьбой поэта, это создаёт определённые параллели. Режиссёр не стал это исправлять, и мне кажется, правильно. Мы хотели показать, как поэзия, кажущаяся чем-то далёким, может влиять на современных людей. Бродский – наш почти современник, а темы, которые он поднимал, вечны.

– Вся хореография в спектакле – ваша?

– Да. Хореограф в таком спектакле решает две задачи: танец возникает там, где слов уже недостаточно, когда эмоции нужно выразить движением, жестом, борьбой. За основу мы взяли современный танец контемпорари, но жанр получился смешанным – здесь есть и пантомима, и отсылки к классическим хореографическим произведениям. Поэзия, как и танец, имеет свою графику, ритм, плавность и резкость. Музыка и поэзия очень близки.

– Сложно было работать на песке?

– Конечно, это нестандартная площадка для хореографии. Были и скованность, и сложности – нужно устоять, не упасть. Но именно песок придаёт ощущение жизни, будто мы на земле, на пляже. Тактильность, осязаемость, близость – всё это рождает особую атмосферу.

– Вам довелось играть Антигону. Помог ли этот опыт в новой работе?

– Возможно, какие-то ощущения от той роли – античность, трагедия – здесь отозвались. Все женские роли в «Письмах другу» – это словно разные грани одной судьбы: девушка солдата, Ахматова, мать Бродского, его муза…

– Вы специально учились играть на струнных инструментах для роли?

– До этого я немного играла на укулеле и гитаре, что, конечно, помогло. Арфа идеально вписалась в концепцию спектакля, хотя такой инструмент я держала в руках впервые. Но это часть общей истории.

– Расскажите о работе с куклами в спектакле.

– В «Письмах другу» у меня есть эпизод с марионеткой. Мне очень нравится работать с куклами, особенно со сложными системами. Нужно их «приручить», но при этом оставаться расслабленной – любая дрожь в руке сразу передаётся кукле. Это как музыка: ты должен точно знать, что делаешь, и тогда всё получается. Кукла – это не просто предмет, она живая, и вы вместе идёте к цели, которую ставит режиссёр.

Елена ГАМОВА
Фото из архива героини

Читайте также



Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов и Политикой обработки персональных данных
Принять