/*?>
Художник-импрессионист Альбина Невядомская рассказывает об интуитивной живописи, свете, цвете и источниках вдохновения
Вдохновение, приятное общение и природа – свои слагаемые счастья художник-импрессионист, преподаватель живописи Альбина Невядомская называет не задумываясь. Девушка умеет находить необычное в привычном, вдохновляться ливнем, удивлять картинами и неожиданными образами на творческих мероприятиях. Например, Альбина любит вошедшие в моду костюмированные усадебные пленэры, на которых можно ощутить себя гостьей, скажем, в усадьбе Афанасия Фета.
Всегда что-то рисовала
Выезжать на пленэры Альбина начала ещё в Старом Осколе. В местном педагогическом колледже она получила профессию педагога изобразительного искусства.
– Одно из самых красивых мест там – меловые горы в Новооскольском районе. Длинные, белоснежные… Дикая, нетронутая природа будто из фантастического фильма. Вид на большую Меловую гору открывается прямо со двора, – вспоминает Альбина о том времени, когда при любом удобном случае наведывалась к бабушке в деревню с мольбертом.
Считает, что детство, проведённое в деревне у бабушки на фоне красивых пейзажей, и повлияло на то, что она стала художницей.
– На красоту окружающего мира вообще полезно смотреть всем, – замечает художница. – Это наполняет и вдохновением, и счастьем.
Профессия художника, скорее, сама выбрала её, причём ещё в подростковом возрасте, когда девочке подарили книгу о Ван Гоге. Его картина «Звёздная ночь» очаровала будущую художницу смелыми, сочными мазками. Хотя ночь самой ей видится не синей, а фиолетовой.
Сочетание фиолетового и жёлтого – любимая цветовая гамма художницы, а наиболее выразительным направлением она считает импрессионизм. Среди её любимых художников-импрессионистов Константин Коровин. Невядомская специально ездила в Третьяковскую галерею и Эрмитаж полюбоваться его работами и вообще старается выезжать хотя бы раз в год на крупные выставки в Москву и Санкт-Петербург, не пропускает и выставки, приезжающие в Курск.
Конечно, художница сама постоянно участвует в коллективных выставках. Состоялись у Альбины и пять выставок персональных.
– У меня одно большое увлечение – живопись, для меня это и профессия, и образ жизни, – говорит Альбина. – Сколько себя помню, я всегда что-то рисовала, больше природу, а так вообще всё, что вижу: посуду, животных, цветы и деревья. Больше всего люблю писать с натуры, такую натурную живопись нужно чувствовать.
Пленэр при минус двадцати

Особенно запомнился Альбине пленэр на улице Горького при 20-градусном морозе.
– В другой раз на пленэре в усадьбе Нелидовых попала под сильный дождь, – продолжает художница. – Краски не ложились на мокрый холст, этюд я дописывала уже дома, но после этих двух суровых пленэров поняла, что пасмурная погода или дождь – в общем, некомфортные условия помогают импрессионисту лучше воплотить свои задумки на холсте.
И всё же лучшее время для пленэров, считает Альбина, середина весны.
– В это время устанавливается тёплая погода, вокруг всё начинает расцветать, свежий, немного прохладный ветерок, а когда светят яркие лучи солнца, то это просто идеальный пленэрный день, – рассуждает она.
Перепробовав разные материалы, художница пришла к выводу, что ей ближе всего густые масляные краски. Один из любимых приёмов Альбины – импасто – сочные мазки, как на картинах Ван Гога.
В Курске девушка училась на худграфе (направление «искусство костюма и текстиля»), куда поступила по совету преподавателя колледжа, а затем решила остаться в городе насовсем.
– Чувствую себя настоящей курянкой. Когда переехала из Старого Оскола в Курск, была приятно удивлена тем, как много здесь художников. Это очень творческий город, где происходит много событий, мероприятий, во всё это интересно погружаться, – делится впечатлениями Альбина.
Она считает, что творческие люди друг другу не конкуренты, напротив, общение с творческими людьми вдохновляет, дарит радость.
Храню ретро-вещи
Особенно нравятся Альбине усадебные костюмированные пленэры.
– Я вообще очень люблю ретро-стиль, и винтажные костюмированные пленэры мне интересны вдвойне. Интересно почувствовать себя гостем времени расцвета усадеб, – говорит она. – Хотя на таких пленэрах очень боюсь испачкаться. Приходится быть аккуратнее, в подобном образе ощущаешь себя барышней XIX века, отдыхаешь от городской суеты и информационного шума. Создавать образы для пленэров мне помогает одежда, которую я шила в университете и для показов. Я её немного переделываю. Особенно перешивать ничего не нужно. Осталось много украшений, которые я тоже использовала для показов. Я вообще люблю винтажный стиль, есть броши и серьги, которым уже 50 лет точно. Я храню такие ретро-вещи.
Создавать необычные комплекты помогает умение шить и образование художника-модельера, знания по истории моды, опыт составления образов. Девушка признаётся, что порой ей хочется жить в то время и при этом ей очень нравится быть всегда в движении, в центре событий. Вообще по натуре она трудоголик.
– Работа для меня не обязанность, а любимое дело, – объясняет Альбина.
Например, свой идеальный день девушка представляет так: уйти на целый день из дома. А ещё лучше поехать куда-нибудь на природу или в другой город, разумеется, с мольбертом, где её ждут новые впечатления.
– Люблю экскурсии, а одиночным пленэрам предпочитаю групповые, они дарят больше приятных эмоций. Музыку на природе, чтобы не отвлекала, не слушаю, а в мастерской могу включить классическую музыку, здесь она, наоборот, помогает, особенно Чайковский, расслабляет, погружает в атмосферу творчества, – рассказывает Альбина.
А ещё художницу вдохновляет классическая литература – Чехов, Достоевский.
– Оттуда всегда впитывала мельчайшие детали описания героев, – поясняет наша собеседница. – Но не стоит в ретро-образе нагромождать сразу всё. Акцентом стоит выбрать одну какую-то вещь – платье, шляпку, украшение.
В обычной жизни Альбина предпочитает более сдержанный, строгий стиль. Но на каких-либо мероприятиях может собрать платье с пышной юбкой – объёмные рукава, кружевные манжеты, дополнить образ неожиданными яркими акцентами. Альбина даже начала коллекционировать сумочки, выполненные в форме книг, например, у неё есть сумки-обложки «Унесённые ветром», «Пиковая дама», «Вишнёвый сад».
– Как-то в интернете увидела, что бывают сумочки-клатчи как книги. Захотелось попробовать сделать самой, но это оказалось сложно, нужны особые знания: именно как сделать сумочку более функциональной и носибельной, – говорит она. – И тут случайно я нашла страницу мастерицы, которая как раз такими сумочками занимается. Заказала одну, а потом начала понемногу их собирать. Многие на улице так и говорили: «Мы думали, вы идёте с книжкой».
«Мою живопись можно назвать интуитивной»

Альбина Невядомская считает, что, даже получив диплом по любимой профессии, человек должен продолжать развиваться. Она посвящает много времени самообразованию, посещает мастер-классы, в частности, интересуется декоративными стилями, поступила в КГУ в магистратуру факультета искусств и арт-педагогики.
– Я не только художник, но и педагог, – говорит собеседница. – Хочу продолжать развиваться в этом направлении, чтобы больше дать детям.
Альбина любит эксперименты, но не ставит эпатаж самоцелью. Например, она пробовала писать картины с применением декоративных элементов – тканей.
– Мне нравились сочетания живописи и ткани или же, наоборот, я расписывала одежду, – объясняет она.
Импрессионистская манера, замечает художница, помогает поймать мимолётное чувство.
– Ты не можешь дописать картину на следующий день, – акцентирует художница, – потому что на следующий день будет уже другое настроение, другие эмоции.
Она не раз проводила мастер-классы по интуитивной живописи.
– Мою живопись, в принципе, можно назвать интуитивной, так как я в основном опираюсь на чувства и эмоции, – рассказывает Альбина. – При интуитивной живописи нет чёткого представления вначале, что будете рисовать. Опираетесь только на то, что хочется в данный момент. Вот, например, хочется взять именно красный цвет и рисовать им. Каждый оттенок имеет свой смысл, несёт свою смысловую нагрузку. Часто в такой живописи получается полная абстракция, но сам человек может увидеть какие-то свои символы, это как что-то бессознательное.
В результате достигается эффект полного расслабления и избавления от негативных эмоций, а художника такая более свободная живопись избавляет от страха «чистого листа».
«Ненастье вдохновляет ещё больше»
За красивыми пейзажами Альбина не ездит за тридевять земель. Находит их в Черноземье.
– Пока мечты отправиться с мольбертом куда-нибудь на Байкал у меня нет. Но, кто знает, может, когда-нибудь появится, – улыбается девушка. – Пока очень хочу в Плёс – написать церковь Покрова на Нерли. Очень люблю выезжать на пленэры в Коренную Пустынь, которую можно писать бесконечно.
Лавандовая ферма в Золотухинском районе – одно из тех мест, куда хочется возвращаться с мольбертом снова и снова. Пока наша визави побывала там дважды, привезла с пленэров пять лавандовых этюдов.
– Там погружаешься в другой мир – насыщенные цвета, ароматы, забывая о времени. Это место можно писать целый день, – говорит она.
Ещё одно любимое место Альбины – Кудыкина гора в Липецкой области, где художница была не раз. Привлекающий туристов Змей Горыныч художницу мало заинтересовал, красоты же окрестных мест сами просились на холст.

– Сначала приехала с маркерами, скетчбуком, но этого оказалось мало, там же очень красивые пейзажи, лебеди, верблюды… Вернулась на Кудыкину гору с красками, – рассказывает художница.
Кудыкина гора на данный момент вдохновила её на четыре этюда.
– Сложнее всего было изобразить лошадок, которые всё время исчезали из поля моего зрения, приходилось ждать, пока они вернутся, – улыбается Альбина. – А ещё очень люблю изображать маленькие курские улочки, когда сворачиваешь немного из центра и находишь что-то интересное. Ощущение, что обрёл клад.
Центральные же архитектурные объекты не очень привлекают художницу. Она любит прогуляться по Курску в поисках впечатлений и в хорошую погоду, и в дождь.
– Ненастье ещё больше вдохновляет, – продолжает Альбина, – это новый сюжет, ещё более интересные впечатления. Бывает, замысел один, а получается что-то другое. Я вообще за спонтанность.
Однако в жизни художница – человек сдержанный, умиротворённый, бурные эмоции оставляет на холсте.
– Поскольку я педагог, то должна подавать детям хороший пример не только в творчестве, но и своим поведением, – замечает она. – Творчество – часть моей жизни. Я иду по улице, вижу красивое небо или листья, этим и вдохновляюсь. Настроение сразу улучшается. Дома у меня все стены увешаны картинами, причём не только моими – хочется окружать себя живописью.
ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА
– В живописи более тёплые оттенки выражают позитивные эмоции, спокойную психологическую нагрузку, но в сочетании с каким-нибудь контрастом (например, фиолетовый) могут выражать беспокойство, – рассуждает Альбина Невядомская о значении цвета в интуитивной живописи. – Холодные оттенки всегда воспринимаются тяжелее – значит, мысли беспокойнее. Слишком яркие и кричащие оттенки выдают экспрессивный и импульсивный характер человека.
Вероника ТУТЕНКО
Фото из личного архива героини публикации