Газета "Курская правда". Всегда актуальные новости в Курске и Курской области. События и происшествия.

За кулисами эмоций

Газетный выпуск № 2025_131
30 октября 2025 15:55 Наши интервью

В Курске проходит персональная выставка театрального фотографа Александра Малахова

Александр Малахов – один из самых известных фотографов Курска. Он работает в разных жанрах и уже много лет сотрудничает с областным драматическим театром имени Пушкина. В представленной публике экспозиции 50 снимков, ожививших лучшие спектакли двух десятилетий. Многих уже нет в репертуаре: «Сирано де Бержерак», «Семь криков в океане», «Дикарь», «Миф об Эзопе»…

На фото и актёры, ушедшие от нас навсегда, и герои, которым публика рукоплещет сегодня. Корреспондент «Курской правды» поговорил с мастером о том, как поймать мгновение и что общего между театром и дискотекой 80-х.

Все мои снимки как дети

– Александр, вы постоянно в работе. Удаётся просто сесть и посмотреть спектакль как зритель?

– Очень редко. В основном во время съёмки. Я смотрю на действие через объектив. Получается, одним глазом – я зритель, другим – фотограф. Одним – фиксирую, другим – погружаюсь в сцену. Есть фотографы, которые снимают через экран. Для меня это неприемлемо. Только когда смотришь в окуляр, ты по-настоящему погружаешься в действие.

– Что было самым трудным в подготовке к выставке?

– У меня очень большое хранилище: снимки очень многих спектаклей. Самое сложное – момент отбора. Просматриваешь десятки тысяч фотографий, а выбрать надо одну. Ведь каждый спектакль – это тысяча, иногда – две тысячи фотографий.

– А есть снимки, которые запомнились особенно?

– Все мои снимки как дети и выбраны не случайно. Но для выставки я отбирал самое оригинальное, и то, что мне особенно нравится. Например, фото со спектакля «Эзоп». Он был интересен не только сценически, но и фотографически. Очень интересными по свету были спектакли «Как я остался человеком», «Контрабас» и многие другие.

– Во время спектакля театральный фотограф должен оставаться невидимкой. Как это удаётся?

– Современная техника совершенна: затвор работает тихо. А вот раньше он издавал громкий звук, и мне было жаль зрителей, которых он отвлекал. Но с этим ничего нельзя было поделать. Однажды один из зрителей сделал мне замечание, и тут у него зазвонил телефон. Мы были квиты. Ведь я выполнял свою работу, а звук телефонного звонка со щелчком затвора не шёл ни в какое сравнение. Когда снимаю спектакль, стараюсь сначала взять общий план, чтобы зафиксировать сценографию, потом беру самые яркие, выразительные, портретные моменты. Но чтобы их вычислить, надо не один раз побывать на репетиции. Когда зрители уже в зале, снимать с разных точек будет сложно. Поэтому стараюсь работать на пресс-показах, когда зал ещё не полон. Если что-то не успеваю снять, прихожу уже на премьеру, ставлю в определённом месте стул, снимаю, используя длиннофокусный объектив. Он создаёт иллюзию, будто съёмка идёт с разных сторон.

– Есть ли актёры, которых вам нравится фотографировать больше, чем других?

– Конечно, любимцы есть. Но наш театр – дружный коллектив, все очень талантливы, ярко проявляют себя в разных постановках. Но, чтобы другие не обиделись, их имена называть не стану.

От «Зоркого» до цифры

– С чего начинался ваш путь в фотографию?

– Мне было 13 лет, когда получил в подарок на день рождения хороший фотоаппарат – «Зоркий-4». Стоил он тогда почти половину зарплаты моей мамы, думаю, на покупку вся семья скидывалась. Первые кадры были семейные: снимал природу и всё, что меня окружало, фиксировал на плёнку. Потом познакомился с курскими фотографами, в частности, с Геннадием Бодровым, он пригласил меня участвовать в выставках, помогал советом. В то время я сам проявлял плёнку и печатал фотографии в ванной – она была моей тёмной комнатой.

– Как вы пришли в театр?

– В 1996 году я начал сотрудничать с театром кукол. Снимал на плёнку, и иногда во время спектакля актёрам приходилось позировать. Работа в театре кукол непростая. Надо поймать момент, когда кукла, только что казавшаяся невыразительной, вдруг оживает. Эти снимки увидела завлит драмтеатра Наталья Кожемякина. Она пригласила меня и ещё нескольких фотографов поснимать разные спектакли. В итоге выбрали мои снимки. Так с ноября 2002 года я в драмтеатре. Моим первым спектаклем стал «Сирано де Бержерак».

– А как изменилась профессия за 20 лет?

– Конечно, на развитие влияет техника. Цифровая техника позволяет гибче работать. Исчезла необходимость экономить каждый кадр, как было с плёнкой. Мои предшественники часто просили актёров попозировать. Сейчас я стараюсь ловить живые моменты спектакля, передать те эмоции, которые актёры проживают на сцене.

На выставке есть снимок из спектакля «Оскар и розовая дама»… Это постановка Елены Гордеевой по произведению Эрика Эмманюэля Шмитта. История трагическая и в то же время светлая. Актриса Нина Полищук представляет всех героев. В том числе главную роль – смертельно больного ребёнка, который видит мир по-своему и не хочет верить ни во что плохое. Здесь не было взаимодействия с другими актёрами, и я пытался сделать портретную эмоциональную фотографию. Это получилось.

Иногда важные детали проявляются уже на снимке. Во время съёмки ты их просто не успеваешь рассмотреть. Так вышло и здесь. На фото – Нина Степановна, рядом – железные прутья больничной койки. Надпись я увидел уже на снимке «Только Богу дано право разбудить меня». Кадр передавал основную мысль, поймал главное.

– В театре фотографируете только спектакли?

– Театр – это комплексное производство, труд многих людей, который очень важен. Я часто снимаю работу разных служб: монтажников, швей, бутафорского цеха и других. Одна из непростых работ – монтажник сцены. Декорации собираются по чертежам в определённой последовательности. Необходимо соблюдать технику безопасности. Это серьёзная работа, которую зрители, как правило, не замечают. Снимаю я и пресс-конференции, экскурсии, гастроли других театров, выставки, творческие встречи с актёрами театра, которые проходят в театре и за его пределами, создаю фотогалерею – портреты работников театра.

– Какой цвет ваш любимый?

– Трудно сказать. Мне нравится чёрно-белая фотография. Иногда такие фотографии рассматривать интереснее, чем цветные. Кстати, в лексиконе коренных жителей Севера есть слова, обозначающие 50 оттенков белого. А для нас белое – это всего лишь белое. Но имеет свои достоинства и цветная фотография. Цвет работает в гармонии с настроением, освещением, состоянием души.

– Что самое важное в профессии фотографа?

– Уметь видеть. Точнее, увидеть невидимое. Актёры проживают на сцене судьбы своих героев, и я пытаюсь прожить их вместе с ними. Хороший фотограф – всегда режиссёр своего снимка.

Курск, Карелия и дискотеки

– Вы же снимаете не только театр…

– Мне нравится фотографировать Курск – у нас много красивых мест. Всё зависит от освещения. Иногда мы проходим мимо красивых зданий, не замечая их, а бывает такой свет, что нельзя не сделать кадр. К сожалению, многие старые здания исчезают. Например, у меня есть съёмки домов улицы Луначарского, которых уже нет.

– А ещё говорят, в молодости вы стояли у истоков дискотечного движения в Курске?

– Да, и они тоже были связаны с фото. Мы проводили дискотеки просветительского плана: в перерывах между танцевальной частью на двух экранах показывали слайд-фильмы, которые я снимал на плёнку. Они были посвящены городу, природе, людям. Всё это – под музыку и с моими комментариями.

– Когда легче фотографировать на улице – зимой или летом?

– Конечно, летом работать легче. Но и зимой работать интересно. Просто надо потеплее одеться, взять побольше аккумуляторов: они быстро садятся. Зимой тоже получаются очень красивые кадры. В пейзажной фотографии интересно, когда свет проходит через облака. В пасмурный день сложновато. Хотя бывает выразительной и пасмурная погода. Особенно интересна съёмка в дождь.

– А куда мечтаете отправиться с фотоаппаратом?

– Страна наша большая и красивая. Хочется посмотреть Казань, Нижний Новгород, Поволжье. Интересные кадры получились у меня в труднодоступных местах – например, в Долине гейзеров на Камчатке или на острове Ольхон на Байкале, на леднике Актру в горном Алтае, в шхерах Ладожского озера.

– Но это же опасно!

– А риск есть всегда – из дома выходить тоже опасно!

ОТ РЕДАКЦИИ

Выставка работ Александра Малахова – это целая жизнь, прожитая вместе с театром, застывшая в моментах, где свет, эмоция и мастерство сливаются воедино. Увидеть эту жизнь своими глазами можно в Курском драматическом театре. Выставка будет работать до середины декабря.

Елена ГАМОВА,
Фото Руслана ЖУРКИНА и Александра МАЛАХОВА

Читайте также



Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов и Политикой обработки персональных данных
Принять