/*?>
Физик из Курска открывает красоту Вселенной, не выезжая за пределы области
«Красота вокруг нас. Нужно просто остановиться», – уверен учёный и фотограф Павел Абакумов. Его увлечение фотографией началось с плёночного фотоаппарата в школьные годы, а сегодня – это сложный процесс съёмки, длящейся иногда по несколько ночей. Но итог того стоит: на снимках Павла – реальные цвета космоса, который не перестаёт его завораживать.
Влюбился в ночную фотографию
Павел Абакумов – преподаватель физики, доцент Курского государственного медицинского университета. Физика и медицина – это две не чуждые друг другу науки. Если раньше врачи ориентировались только на химию для изготовления лекарств, то теперь для диагностики используются аппараты МРТ, УЗИ, ЭКГ и рентгена, а они все работают благодаря физическим принципам. А ещё физика, только с приставкой астро-, присутствует и в хобби Павла.

Курская область, с. Красниково
– Астрофотография для меня – продолжение хобби пейзажной фотографии. Все гонятся за красивыми кадрами и думают о том, что для этого нужно куда-то поехать. Например, в экзотические страны. Но мне хочется показать, что, для того чтобы увидеть красоту, нужно остановиться. Красота вокруг нас. Поэтому большинство моих пейзажных фотографий сделано в районе 100 километров от Курска, – рассказывает Павел. – Астрофотографию можно сделать из любой точки Северного полушария. И в космосе не меньше красоты, чем на Земле. Её нужно просто увидеть и найти. Но – да, это технически сложнее.
Фотографией Павел начал увлекаться ещё в начальных классах школы. Тогда второкласснику Паше родители подарили фотоаппарат «Вилия-авто», он вместе с ними проявлял и печатал свои первые плёночные снимки в ванной. А вот профессиональную базу курянину дал его дядя, который занимался съёмкой портретов. С астросъёмкой Павел познакомился около 10 лет назад.

– Я из небольшого посёлка, и в детстве над головой всегда был Млечный путь. Но тогда мне не хватало ни навыков, ни техники, чтобы его запечатлеть. А когда я понял, как это сделать, поехал в поле посреди ночи, снял фото. И это было настолько потрясающе, что я просто влюбился в ночную фотографию, – вспоминает курянин.
Астрофотография бывает трёх видов: съёмка планет, съёмка глубокого космоса, а также ночные пейзажи. Павел признаётся, что особенно его завораживают последние два вида. А ещё такие фото требуют знаний и специальной техники. Например, для фотографий глубокого космоса используют астрономические камеры с высокой светочувствительностью.
– Высокая светочувствительность нужна для уменьшения шумов на фото, – объясняет наш собеседник. – А ещё такие камеры специально охлаждаются до минус 5–10 градусов. Также нужен телескоп, который «заточен» для создания фото. На любой телескоп можно фотографировать, но на них есть аберрации, которые нужно исправлять.

Но и это далеко не всё. Между камерой и телескопом ставят фильтры, которые убирают городскую засветку и пропускают только тот свет, который доходит до нас из космоса. Но купить технику и сделать качественный снимок сразу у вас точно не получится. Необходимы знания, в том числе и области физики.
– Земля вращается, выдержка на камере (время открытия затвора для пропуска света. – Прим. «КП») не может быть большой. Есть специальные формулы для расчёта, всё зависит от объектива и матрицы вашего устройства, чтобы звёзды не смазывались. Это касается пейзажной фотографии, – отмечает Павел. – Если говорить о фотографиях дальнего космоса, то используется специальный штатив-монтировка, который поворачивается в обратную сторону вращения Земли. Так в кадре всегда остаётся один участок неба. Это очень сложно на самом деле. Монтировка не учитывает ветра, изменения в толщине атмосферы, поэтому на телескоп устанавливается ещё один, чтобы отслеживать все изменения и вносить их в программу.
На съёмку глубокого космоса уходят не минуты и даже не часы. Павел, например, может потратить на это одну или две ночи, а есть астрофотографы, которые делают свои фото месяцами. Но даже так кадр нужно успеть поймать в безоблачную погоду, которая в нашем регионе бывает преимущественно в августе и сентябре, когда ночи ещё короткие. Можно поохотиться за звёздами и туманностями и зимой, правда, придётся мириться с холодом.
Цвета научны и реальны

Туманность Летучая мышь
Невооружённым глазом мы можем с Земли увидеть наш ближайший спутник – Луну, найти созвездие Большой или Малой Медведицы. А вот туманности – слишком тусклые для человеческого глаза, поэтому чтобы их разглядеть нужен телескоп. Первооткрыватели космоса их искали, просто наблюдая за ночным небом. Сейчас же есть специальное оборудование, которое наводится на туманности автоматически. Но даже при наличии техники фотография будет отличаться от того, что вы видите в телескоп.
– Это два разных мироощущения. Наше цветное зрение практически не работает в темноте, поэтому мы видим туманности чёрно-белыми. А те цветные туманности на фото действительно есть, просто глазом их увидеть невозможно из-за наших физиологических ограничений, – отмечает Павел.
Откуда же те самые яркие цвета на фотографиях туманностей? Вы наверняка видели снимки, которые были сделаны на космический телескоп «Хаббл». Цвета на его фотографиях научно обоснованы, учёные применяют для этого цветовую палитру SHO: кислород светится синим, водород – зелёным, а сера – красным. Такие фотографии завораживают, они научно объяснимы, но немного не соответствуют реальным цветам. Всё дело в том, что водород, так же как и сера, отдаёт красное излучение.

Туманность Ведьмина метла
– Мои фотографии приближены к реальности. И это не моя принципиальная позиция, просто у меня были фильтры только для водорода и кислорода, сейчас появился фильтр для серы, но погода исчезла, – говорит Абакумов.
Однако даже с фильтрами фотографии космоса подвергаются обработке. Сначала фотографируется небо, затем делается фото с закрытым объективом, чтобы понять, какие шумы есть на самой камере, а ещё используются лампы плоского света, которые подсвечивают все недостатки оптики. И только потом происходит специальная калибровка.
– Затем все эти кадры нужно сложить в зависимости от ситуации, оптики и программного обеспечения. Потом начинается обработка отдельных каналов кислорода, водорода и серы. И только после всех этих действий можно перейти в тот же фотошоп, чтобы сделать небо более чёрным, добавить контраста, подчистить цвета, – рассказывает фотограф. – Это целое искусство, не быстрое, но оно того стоит.
Главное – желание

Туманность Пакман
Этой осенью Павлу Абакумову удалось запечатлеть туманность Летучая мышь, которая входит в состав туманности Вуаль. Это не просто облако космического газа, а часть гигантского остатка сверхновой звезды, которая взорвалась 5000–8000 лет назад, свет от того катаклизма шёл до Земли около 1400 световых лет. Для создания итогового изображения курянин сделал 30 снимков с длительной выдержкой по 3 минуты каждый. После отбраковки неудачных кадров в финальную фотографию вошло 21 изображение, что в сумме дало 63 минуты чистого времени накопления света.
– Туманность Вуаль огромная и делится на несколько частей, – объясняет фотограф. – Одна из них, моя любимая, Ведьмина метла. Помню, как приехал снимать совершенно другое, посмотрел в телескоп и просто не смог оторвать от неё глаз. Так всю ночь и просидел перед компьютером, смотря, как кадры накладываются один на один. Космос завораживает не меньше, чем земные пейзажи.
А ещё во время охоты за звёздами случаются необычные встречи. Однажды Павел поехал на озеро в Обоянском районе – гнался за Млечным путём.

Павел Абакумов фото неба
– Озеро, остров, Млечный путь. В голове была потрясающая картинка. Думал, что ночью на острове никого не будет. Но как же я ошибался: полтора часа дороги, выхожу, а там словно Масленица. На каждом уголке озера рыбаки, освещение, музыка. Они уже подумали, что я приехал им конкуренцию составить, – вспоминает курянин.
Астрофотографией в Курске занимается не так много людей, а товарищи Павла – любители и даже профессионалы визуальных наблюдений. Однако для занятия астрофотографией, как считает курянин, достаточно только желания.
– Я знаю людей, которые снимают неплохие астрономические пейзажи и на телефон. Необходимо желание, немного теоретических знаний, а далее – выезжать в поле и экспериментировать. От этого вы получите не меньшее удовольствие, – подытоживает Павел Абакумов.
Ирина СИДОРЕНКО
Фото Павла АБАКУМОВА