/*?>
Выставку картин великого художника в Третьяковской галерее увидели около ста тысяч зрителей
211 работ Александра Дейнеки вернулись в Курск из Москвы. Масштабная выставка в Третьяковской галерее, где они были выставлены, прошла с большим успехом. Впервые творчество мастера было представлено так полно. Его работы увидели около ста тысяч зрителей. Возвращение картин на родину стало настоящим событием. Губернатор лично встретил коллекцию и участвовал в процессе распаковки.
– Хочу поздравить всех курян с тем, что домой вернулась основная часть коллекции работ Дейнеки, – обратился Александр Хинштейн к горожанам. – Это была замечательная выставка. Для нас очень важно поделиться радостью обладания такими предметами искусства.
Губернатор подчеркнул, что в Курске собрана самая большая и полная коллекция произведений художника, что признают и в Третьяковке, и в Русском музее. Она позволяет проследить весь творческий путь мастера с самых ранних лет. Сейчас перед руководством региона стоит амбициозная задача: сделать так, чтобы всё наследие Дейнеки было доступно курянам и гостям города, а не хранилось в запасниках.
Распаковка картин после долгой дороги – момент всегда волнительный. Сотрудники галереи работают бережно, в перчатках, используя специальные инструменты. Каждая работа упакована с особым тщанием: в специальных ящиках с амортизирующей обивкой, что соответствует строгим стандартам перевозки произведений искусства.
Одной из первых извлекли из упаковки работу «Итальянский мотив» 1935 года, которая станет жемчужиной готовящейся выставки «Дейнека в Италии». Директор Курской картинной галереи имени А.А. Дейнеки Анна Корнеева подтвердила, что экспозиция откроется в январе. А художник-реставратор Михаил Денисов рассказал об уникальности курского собрания.
– Дейнека сам отчасти регулировал, какие работы оставить в Курске, – пояснил Денисов. – Он хотел, чтобы здесь была часть его коллекции. Поэтому у нас много камерных, неофициальных работ, которые показывают другого, непривычного Дейнеку.
Среди вернувшихся работ – и самые первые подаренные им галерее картины: «Пионер» и «Футболист». Последний, кстати, представлял Советский Союз на Венецианской биеннале. «Пионер» – не самая известная работа. По сути, это предшественник пафосной картины «Будущие лётчики», ставшей символом поколения. Название картины не особенно совпадает с содержанием. Здесь нет канонического образа пионера в красном галстуке. Эта камерный вариант: мальчик мечтает, смотрит на самолёты.
Осенний натюрморт из серии «Сухие листья» был представлен на выставке в Москве – эта работа из собрания Курской картинной галереи. Две другие картины хранятся в Третьяковке. Они похожи сюжетом, техникой написания, колоритом. Но осенний натюрморт, пожалуй, самая лаконичная из них. Здесь действительно преобладает натюрморт, а птица и опавший лист за окном остаются маленькими знаками пейзажа.
Как отметила Анна Корнеева, успех выставки в Москве – уникальный опыт сотрудничества Третьяковской галереи и галереи Дейнеки. Выставка на 90 процентов состоит из произведений курского собрания. Более того, кураторы обоих институций работали в тандеме.
Интерес к творчеству Дейнеки не ослабевает. В 2026 году масштабная выставка мастера, в которой, кроме Курска, участвуют Третьяковская галерея и Русский музей, откроется в новом здании галереи искусств в Севастополе – городе, который художник очень любил.
– Наша выставочная деятельность очень большая, – говорит Корнеева. – Следующий год мы начинаем с выставок в Хабаровске.
Пока же картины заняли свои места в родной галерее. И у курян снова есть возможность увидеть наследие великого земляка во всём его богатстве и многообразии.
Реставраторы картинной галереи имени Дейнеки восстанавливают и картины из коллекции Курского краеведческого музея. Сейчас в музее хранятся и экспонаты, спасённые из курского приграничья, – предметы из Рыльского, Суджанского музеев.
– Мы отреставрировали несколько работ, привезённых из Суджи, – говорит Михаил Денисов. – Это картины Лихина. Как раз сейчас они представлены на выставке. В краеведческом тоже проблемы с местом. После того, как музей переедет в новое здание, картины вернутся туда.
А ТАКЖЕ
– Может быть, пришло время осмыслить творчество нашего великого земляка, – говорит директор Курской картинной галереи имени Дейнеки Алла Корнеева. – Многие работы, которые создавал Дейнека, были не совсем поняты современниками. Была раскритикована «Оборона Севастополя»: художника упрекали в кинематографичности. Но уже режиссёры 70-х и 80-х отмечали, что он действительно сделал настоящую раскадровку плана. С точки зрения живописи, наверное, это было очень странно видеть вот такое живописное полотно. Сегодня мы привыкли к таким композициям, но в то время Дейнека был новатором. Он показывал то, что было на пике, на острие. Почему Дейнеку можно назвать классиком времени? Он тот мастер, который жил и творил в конкретную эпоху. Он понял эту эпоху и воссоздал в художественном образе. Именно поэтому Дейнека оказывается вневременным. Прошло 100 лет. Век – солидный промежуток времени, за который мы, потомки, можем переосмыслить его художественные образы.
Елена ГАМОВА