Газета "Курская правда". Всегда актуальные новости в Курске и Курской области. События и происшествия.

Галина Азиатцева о тайнах сцены, литературном театре и спектаклях, которые меняют жизнь

13 ноября 2025 14:19 Общество

В Курской государственной филармонии — праздник. Одна из самых ярких и любимых публикой артисток, мастер художественного слова Галина Азиатцева отметила юбилей. Её богатый, глубокий, узнаваемый с первых нот голос завораживает, а актёрское мастерство позволяет создавать на сцене целые миры. С юбилеем Галину Александровну лично поздравил губернатор Курской области Александр Хинштейн, вручив ей заслуженную награду — медаль «За заслуги перед Курской областью» Ш степени.

Подарком зрителям стал бенефис Галины Азиатцевой «Я счастливая женщина!». Это было увлекательное путешествие во времени с героями любимых спектаклей. За годы работы в Курской государственной филармонии Галина Александровна создала десятки ярких образов, открыла мир литературы и классической музыки, помогла по-новому взглянуть на события прошлого, вернула из небытия забытые имена талантливых исполнителей.  Мы встретились с Галиной Александровной после спектакля, чтобы поговорить о жизни и секретах её творческого долголетия на сцене.

— Галина Александровна, вспомните свое первое выступление?

— Первым стало выступление на Борисоглебской сцене — мой папа там служил. Я тогда училась во втором классе. Это было 8 марта. Мы исполняли «Танец цветов» из Щелкунчика. Я была Ромашка. Когда переехали в Курск, я уже была постоянной участницей всех конкурсов чтецов. Тогда не было звания лауреата первой степени, и я была вечным победителем. О сцене стала мечтать, наверное, уже в театральной студии дворца пионеров, который вела Валентина Ивановна Афонина, в то время — режиссер Курского драматического театра. Спектакль «Друг мой Колька» мы играли там, на сцене драматического театра, в теперешней филармонии.

— Но театральный вуз все же не сразу выбрали?

— Когда училась уже в выпускном классе, был очередной конкурс чтецов. Я читала сцену на вокзале из «Матери» Горького. Мне было всего 17 лет, конечно, я не могла понять свою героиню. В этом конкурсе я победителем не стала, очень расстроилась и решила: наверное, это не мой путь. И пошла в педагогический институт, на филфак. Но сцена не отпускала. Именно благодаря ей уже на первом курсе стала внештатным диктором курского радио.

Тогда были смотры художественной самодеятельности, прообраз нынешней «Студенческой весны». Разочаровавшись в себе, я ни за что не хотела принимать в нем участия. Но наш декан Борис Николаевич Болоненко был тверд: «Нет, ты должна!» Читать я ничего не хотела, и в отрывном календаре нашла сказку Семена Козлова. Она называлась «Маленькая спичка». Спичке не хотелось сгореть, и она спряталась в коробок. А геологов застала в пути непогода и они чуть не замерзли. Все спички кончились, и нашей героине стало стыдно. Она толкнула коробок, спичку нашли, геологи согрелись.  Я быстренько выучила эту сказку. А дальше пошло-поехало. Стала стал ведущей хора Чаговца. На том смотре меня приметил и молодой журналист Виктор Филин, — он писал заметку. Тогда в курских изданиях по распределению работала целая плеяда молодых журналистов из Москвы и Питера. И вот Витя Филин делал заметку, увидел меня: «Пойдем на радио!». Работа была интересная. Что-то я писала. Я очень хорошо читаю с листа и даже о особо не репетировала. Но голос у меня не новостийный, театральный. Я вела четыре передачи для школьников и молодежи. Это была хорошая школа.

— Импровизировать приходилось?

—  Нет, на радио импровизация была невозможна. Передача записывалась заранее, по тем временам все заверялось, визировалось. Импровизация была уже на сцене филармонии, будучи конферансье, импровизировать можно было сколько угодно, в зависимости от настроения зала. Ведь бывало, что приходилось отвечать на весьма своеобразные реплики. Особенно в сельских клубах.

— Но все-таки победил театр?

— Я поступала в Театральный, в Москву. Не поступила, по тем временам была разнорядка, наверное, она существует и сейчас: нужно столько-то героинь. А я же травести — маленькая.  Уже на третьем туре в Щукинке, педагог, которая набирала сказала: «Ну, что же ты, деточка! Ты же способная, тебе же надо было в Ленинград ехать, к Карагодскому». Оказывается, режиссер Зиновий Яковлевич Корогодский набирал курс! Но было поздно. Я поступила в Саратовское театральное училище, которое, к сожалению, не окончила. Я училась на последнем курсе, когда у меня родилась дочь. Позже выходила на сцену Курского драматического театра, у меня было несколько ролей. Судьба привела меня в Курскую филармонию с моноспектаклем по Токаревой «Старая собака». А потом был и конферанс, и гастроли по всему региону — не было села, где бы мы не побывали.

А когда собрался сильный коллектив, мы создали литературный театр «Зелёный фонарь». Получается, свои мечты я воплотила: хотела стать актрисой — стала, хотела свой театр — он у меня есть.

— В этом году «Зелёному фонарю» исполняется 10 лет. Как создавались первые работы?

— Сначала работали в малом зале, но нам стало тесно. Я пробивала большую сцену, и вот наш первый спектакль на большой сцене — «Сердца выстраданный рай» о Рильке, Пастернаке и Цветаеве. С тех пор мы делаем по три новые программы в год. Потом родилась идея музыкальных спектаклей о великих певицах: Пиаф, Вяльцевой, Плевицкой, Шульженко. Спектакль о Клавдии Шульженко выиграл грант Президентского фонда культурных инициатив, и мы показали его не только в Курске, но и в Москве, в культурном центре «Эльдар». Принимали великолепно!

—  Галина Александровна, особое направление вашей работы — детские программы. Сложно работать с маленькими зрителями?

— Сложно создавать музыкальные программы для маленьких. У нас много совместных программ с симфоническим оркестром, например «Сказки с оркестром». Это путешествие в мир сказок и классической музыки. В Москве это делают проще: чтец, оркестр и всё. А мы делаем полноценные спектакли! Есть сложности. Сложно установить декорации, ведь почти всю сцену занимает оркестр. Пространства мало. Но мы стараемся! Радует, что наши спектакли любят и юные зрители, и их родители. Это важно.  Моя дочь работает в детском саду и с грустью отмечает, что ее воспитанники о Буратино узнают только в садике. Семейные чтения уходят в прошлое, родители все меньше читают детям. А жаль! Бабушка одного семиклассника, побывавшего на спектакле театра «Зеленый фонарь» писала мне: «Внук сказал: «Я не думал, что Лермонтов такой! Теперь это мой кумир»». Вот ради таких моментов можно забыть о трудностях.

— Ваше любимое произведение?

—  В детстве обожала «Розочку и Беляночку» братьев Гримм, а вот «Золушку» почему-то не любила. В школе зачитывалась «Тимуром и его командой». Потом был роман «Овод», Паустовский, Чехов… Из поэтов мне очень близки Тушнова, Цветаева.

— Любовь к книге — это семейное?

— Папа — военнослужащий, прошёл войну. Мы ездили по стране от одного его места службы к другому. Но одно из самых ярких воспоминаний детства: большая комната в военном городке, большой стол, свет абажура, мама занята рукоделием, а папа читает вслух. Я же читала запоем с ранних лет. Мама меня на улицу выгоняла: «Иди погуляй!» Я потихоньку брала книгу с собой и отправлялась на улицу, устроиться где-нибудь поудобнее под деревом и дочитать до конца. Младшая правнучка тоже начала читать очень рано: уже в детском саду, воспитатель просила почитать другим детям.

— Какого зрителя всегда ждете?

— Наверное, умного и доброжелательного. В старые времена мы очень много работали по организациям. Концерты назывались «В рабочий полдень». Некоторые концерты, особенно на гастролях начинались в 8.00 утра. Впереди был трудный день. Приедешь иногда в организацию, смотришь, зрители хмурые, понимаешь, что тебе надо взять зал, расшевелить. И люди начинают улыбаться, глаза становятся другие, а потом подходят, говорят: «Спасибо. Вы нам на неделю дали такой заряд!». Тогда понимаешь, что сделали хорошее дело.

Конечно, сегодня на наши спектакли приходят поклонники, люди, которые хорошо нас знают. Некоторые смотрят одну программу несколько раз. Зритель у нас особенный, доброжелательный.

— Галина Александровна, ваша семья — ваши самые преданные зрители?

— Да, они приходят почти на каждый спектакль. Старшая внучка бывает не всегда — у неё своя танцевальная студия, и в день премьеры её не оставить. Но даже взрослые приходят и на детские, и на новогодние спектакли.

— А когда дочь была маленькой, она воспринимала вас как актрису?

— Больше любила слушать. Она выросла в театре, смотрела все спектакли. Бывало, оставлю её здесь, а потом она одна шла домой — мы жили на улице Льва Толстого. Но в актёрство она не стремилась никогда. Она хореограф. У меня все девочки творческие. Старшая внучка — хореограф, младшая — графический дизайнер. А вот младшая правнучка, ей десять, уже заявила: «У меня только два пути в жизни: или актриса, или художник».

— Что увидят куряне в ближайшее время?

— Готовим новогодний спектакль, повторяем «Летучий корабль» — у нас очень много совместных работ с оркестрами. Всего у нас три абонемента: собственный литературный театр «Зелёный фонарь», «Музыкальные сказки с оркестром» и «По дорогам сказок». И новый спектакль для детей — «Доктор Ай, болит!».

— Что бы хотелось поставить в будущем?

— Всегда хочется воплотить то, что ты сам не сделал. Вот с Эдит Пиаф — получилось. Когда-то я хотела сделать «Человеческий голос» Жанома Кокто. Но не случилось. Я бы хотела что-то сделать для детей по Гайдару. Очень хотелось бы сделать что-то по произведениям Носова. Мои любимые произведения «Тысяча верст» и «Белый гусь». Думали про Горького — можно было бы сделать «Сказки о Италии».

— Галина Александровна, ваш голос — ваша визитная карточка. Вы соблюдаете какой-то особый режим?

— Нет, просто повезло — природа дала. Читаю я, кстати, почти интуитивно правильно, по знакам препинания. Но важна и техника, которой меня учили. Мне везло на педагогов.

—  Что Вас вдохновляет, дает силы для такой колоссальной работы?

— Идея приходит, и не дает покоя, пока не сделаешь. А отдыхаю… Раньше очень любила вышивать. Сейчас, когда есть время, делаю гипсовые заливки, у меня целая коллекция. Занимаюсь декупажем — шкатулку для одного спектакля сама сделала. И, конечно, чтение. Бывает, что после напряжённой работы не могу читать серьёзную литературу — беру в руки фантастический детектив, читаешь и ни о чём не думаешь. А главная опора — это семья, большая и очень дружная. Вместе празднуем все дни рождения. Дочь с зятем живут за городом — мы любим там бывать. В такие моменты и набираешься сил для новых свершений.

Елена ГАМОВА, фото Антона Богданова

Читайте также



Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов и Политикой обработки персональных данных
Принять