/*?>
Накануне юбилейной встречи создатель организации – Александр Петрович Трубников — рассказал о ее главном феномене
Центр «Монолит» называют курским «Орленком», нашим «Артеком». Попасть на профильную смену — это не только про отдых. Это, скорее, про жизнь, про судьбу. С тех пор, как 30 лет назад «Монолит» впервые собрал друзей, его популярность растет с каждым годом. За это время выпускниками «Монолита» стали более 65 тысяч курян.
Накануне юбилея мы встретились с руководителем, создателем, вдохновителем «Монолита» Александром Трубниковым. Наш разговор — о феномене «Монолита», о том, что изменилось за эти годы, и о том, как же будет развиваться Центр дальше.
— Александр Петрович, правда ли, что в начале форма «Монолита» была красного цвета. Вы придумали?
— На дворе стояли 90-е. В школе N 45, где я тогда работал учителем химии, как везде, отменили галстуки, значки, ушел в небытие комсомол, октябрятская и пионерская организации. А ничего на смену не пришло. Формы нет. Кто-то приходил на занятия в модных нарядах, кто-то в простой рубашке и поношенных джинсах. Эта фабрика тщеславия была ужасна – расслоение больно ударило по детям, подросткам. Я много проводил времени с моими старшеклассниками, после уроков мы постоянно что-то придумывали: соревнования, походы. И вот, вопреки разрушительным тенденциям того времени, я создаю в школе молодежный клуб «Лидер». Да, у нас была одинаковая форма, рубашки кричаще красного цвета, чтобы все видели, что мы вместе. На нас сразу обратили внимание. Так что красные рубашки – это форма прародителя «Монолита» — клуба «Лидер». А у инструкторов «Монолита» форма другая: это рубашки небесного синего цвета, как олицетворение безоблачного неба, на котором светит яркое солнце — жёлтый галстук инструктора. «Монолит» я создавал как площадку для общения «Лидера» с ребятами из всех районов области. Чтобы «Лидеры» могли общаться со сверстниками. Первая профильная смена состоялась в 1995 году в лагере «Дубки». Лидер живет и сегодня. Нет монолитовца, который бы о нем не слышал. Клуб и сегодня активно работает.
— Как появилось название?
— Надо сразу сказать, «монолит» — это не строительный термин. «Монос» — единый, неделимый. Лит — камень. У молодежных клубов, которые создавались в те трудные годы взамен разрушенного комсомола, такая же монолитная основа, которая призвана была противодействовать развалу в стране, развалу в молодежной политике, уходу с политической арены комсомола, пионерии. Создание «Монолита» стало ответом хаосу.
— В первые годы «Монолита» у вас почти не было помощников. Все держалось только на вашей инициативе?
— В первые годы в «Монолите» у меня был звездный состав педагогического отряда — это и была моя поддержка и опора. А ещё рядом со мной были коллеги по Комитету по делам молодёжи Курской области, в котором я тогда трудился. Но своей школы тогда у меня еще не было. Сам я из «Комсорга», ребята, которые пришли со мной, — тоже. Были друзья из мощных профильных лагерей, таких как «Вертикаль» или «Гайдаровец». Я парил над облаками и думал, что так будет всегда. Но через три-четыре года кто-то сказал: «Я женюсь!», кто-то: «Я устраиваюсь на другую работу» или «Спасибо за совместный путь. Но уезжаю в другой город». Мне стало страшно. Я думал, что я остаюсь один. Как же я это буду тащить? Но за мной уже шла плеяда молодых ребят – моих воспитанников первых лет. Мы их тогда еще не рассматривали как своих коллег. Тогда был сделан первый стажёрский набор. Ребята были яркими, творческими, непревзойденными. На своем примере я тогда понял: незаменимых людей нет, есть долго незаменяемые. В то время кафедрой психологии Курского государственного педагогического института (моя альма матер) заведовал профессор Алексей Сергеевич Чернышёв. В одной из своих работ сказал: «Монолит создал уникальную систему самовоспроизводства кадров». Это правда. Мы не покупаем мастеров, мы их воспитываем сами. Педагогика «Монолита» основывается на базисе свой педагогической школы, которая за 30 лет сформировалась и выросла в стройную систему. Именно в тот период мой педагог, наставник, создатель Всероссийского лагеря «Орленок» Сталь Анатольевич Шмаков предложил принципы, задачи школы «Монолита» в воспитании социальной ответственности. Мы глубоко исследовали именно эту тему. Как из простых мальчишек и девчонок, пошедших курс «Монолита», создаются коллективы.
— Сколько сегодня в области ваших клубов?
— На базе «Монолита» создано свыше 300 молодежных клубов: при школах, при учреждениях дополнительного образования, при учреждениях сферы молодежной политики, сферы культуры. Пронизываем все социальное пространство! Во Дворце пионеров создано порядка 10 клубных объединений, которые занимаются театральным творчеством, народными танцами, это и клубы общения. В этом году летом только в лагере на базе школы-интерната в Фатеже побывали ребята из 21 школы города Курска. Сегодня все они хотят создать свои молодежные клубы.
![]() |
![]() |
— У вас появился свой герб?
— Идея с нашим гербом появилась в 1994 году. Одного из наших художников я попросил изобразить руки воспитателя, педагога, инструктора, которые защищают от угроз, от внешнего воздействия горящее пламенем творчества и любви и уважения сердце нашего воспитанника. С этой идеологией мы прошли 30 лет.
— Почему все же ребята так стремятся в «Монолит»?
— Вот пример. Парень слабоват в социальном плане, уже стоит где-нибудь на учете. Гадкий утенок! И все критикуют его – он несуразный, неспортивный, неформатный. Его взяли в клуб. И попробуйте его кто-нибудь обидьте или троньте. Ребята его защищают, оберегают, пестуют. Через три года мама говорит: «Что вы сделали с мои ребенком? Он стал самостоятельным, рассудительным, у него появилась своя точка зрения, он умеет поддержать дискуссию. Раньше, если бы я не дала ему поглаженную рубашку, он и в школу бы не пошел. После «Монолита» — сам готовит обед. Когда первый раз увидела: «Сын, у тебя температура?». Отвечает: «Мама, я теперь очень много знаю и умею, я побывал в «Монолите». Как они бегут в эти клубы! Конечно, ведущим принципом деятельности Центра остается ориентация на работу с профильными молодежными клубами, военно-спортивными, творческими объединениями. Но ребята идут и пообщаться, раскрепоститься, социализироваться, научиться этому новому общению. То, без чего невозможен социальный рост ребенка. То, от чего мы сами оторвали детей, заменив общение персональным компьютером, смартфоном. Мы возвращаем ребят в социальный оазис, как говорил Эрих Фромм, в котором распределены роли, и они разные роли пробуют. Он может быть и дежурным командиром, и возглавлять совет хозяев, учиться работать в быту.
— В этом году на базе «Монолита» состоялся восьмой антифашистский форум. Сложно было организовать его в наших условиях?
— Седьмой год антифашистский форум поддерживается президентом нашей страны. Сегодня как никогда важно знать историческую правду. Сегодняшняя задача форума — знать о великих битвах. Мы говорим о подвигах, которые совершил наш народ. Неофашизм поднял голову. Про меня вражеские силы на Украине давно уже говорили, что на границе с Украиной путинский лагерь «Монолит» под управлением депутата Трубникова готовится к войне. Вот как это они воспринимали! Но мы не учили ребят защищать Родину с оружием, мы готовили их на идеологическом уровне. Учили тому, что «патриотизм» — не просто слово, конкретное, доброе для своей малой родины. Быть патриотом – это служить Отечеству. А трое наших монолитовцев отдали жизни, участвуя в специальной военной операции, защищая нас. Наши герои всегда в нашей памяти.
— Как вам удается быть интересным молодым?
— Мой наставник Сталь Анатольевич Шмаков говорил: надо быть с ребятами рядом, но на два шага впереди. Значит, быть продвинутым, постоянно расти, учиться. Я и сегодня веду уроки в нашей «Школе вожатых». Я решил: если перестану быть интересным как лидер «Монолита», иссякну — мне надо уходить. Мой источник сил — мои воспитанники, мои соратники.
— Ваши дети – в «Монолите»?
— Мне, конечно, хотелось бы, чтобы мои дети продолжили мою историю, пошли в клуб «Лидер», ставший началом «Монолита», — ему уже 33 года, им руководит мой воспитанник Роман Комов. Но мои дети выбрали творческие клубы, и я не стал настаивать. А вообще я уже педагогический дедушка: ко мне приводят детей мои выпускники. Есть сыны полка, которых «подкидывают» с 10 лет: «Александр Петрович, вы хуже не сделаете. Хуже, если они будут дома сидеть без присмотра, а мы на работе». Ну как не принять своих педагогических внуков!
— Говорят, Всероссийский лагерь «Орленок» «ворует» у вас карды. Верно?
— Да, начали «подворовывать» и «Орленок» Всероссийский и «Артек» — международный. Но это, конечно же, шутка! В «Артеке» и в «Орлёнке» на высоких должностях работают десять моих ребят-выпускников. Опыт «Монолита» известен и культивируется там. Я уже директорам «Артека» говорю: «Я вас в «Монолит» больше не пущу: воруете мои кадры. Они говорят: во первых, не веруем, а приглашаем, во вторых, мы сразу их ставим на высокие ставки. Они — старшие вожатые, методисты. Инструкторы Монолита нарасхват!
— До какого возраста «Монолит» открыт для подростков?
— До 18 лет. После 18 лет студент остаётся в другом статусе: стажëр, инструктор, методист, руководитель программы… Во-первых, у нас в Центре очень быстрый социальный рост. За пять лет, за три года в Монолите можно вырасти от простого рядового вожатого (у нас это называется инструктор) до руководителя направления. Это зависит от твоих способностей, от желания что-то сделать.
— Многие Ваши воспитанники стали педагогами?
— Думаю, нет. Ведь мы приглашаем в педотряд студентов разных специальностей и ВУЗов. Но люди, выросшие в «Монолите», — это люди со знаком качества. Если учитель — учитель от Бога. Если человек пошел в политику — он достойный политик. Это лучшие врачи, учителя, инженеры, юристы… Я горжусь своими выпускниками. И своих детей они воспитывают по-монолитовски. Такая цепочка. И нет ей конца.
Елена Гамова, фото из архива Александра Трубникова