Газета "Курская правда". Всегда актуальные новости в Курске и Курской области. События и происшествия.

На гончарные круги своя

Газетный выпуск № 2025_140
21 ноября 2025 15:23 Хранители традиций

В курской школе №16 продолжают старинный промысел

В курской школе №16 кипит работа, пахнет глиной и творчеством. За обычной дверью – гончарная мастерская, равной которой нет во всей области. На полках рядом с детскими свистульками соседствуют древние обереги, а мифический бычок-бугаец сторожит традиции предков. Здесь, в уникальной гончарной студии, ученики и студенты под руководством энтузиаста своего дела Павла Валентиновича Лысикова продолжают промысел курского края, который считается одним из самых древних.

Учитель из Дроняево

Павел Лысиков закончил художественно-графический факультет Курского педагогического института. Его наставник народный художник РСФСР Василий Иванович Ерофеев считал, что Павлу надо писать, серьёзно заниматься живописью. Но молодой художник сомневался.

– Считал, что большого таланта к живописи у меня нет, – говорит Павел Валентинович. – А вот прикладное творчество мне всегда нравилось. В школе на уроках труда получал одни пятёрки. Ещё одно увлечение – шитьё. Многие одноклассники с удовольствием носили мои подарки – модные рубашки и брюки, которые тогда в магазинах днём с огнём было не найти. Уже будучи студентом, в 1985 году приехал в знаменитое село Дроняево и заболел гончарным промыслом.

Дроняево – одна из колыбелей гончарного дела курского края. В прежние времена гончар здесь был в каждом доме. Своим главным учителем Лысиков считает Виктора Пашкова, одного из последних мастеров дроняевского промысла.

Виктор Иванович сначала отнёсся к желанию молодого мастера довольно скептически. Многие к тому времени пытались перенять секреты мастерства, но дело это непростое, требует большой волевой концентрации, терпения.

– Мы много общались, – вспоминает Лысиков. – Потом я стал привозить свои работы, делал всё в традиции.

Артефакты гончарной мастерской – обломки керамики XIX века.

– Это беложгущаяся глина, ещё доглазурный период, – рассказывает Павел Лысиков. – Я ходил под горку собирать обломки сосудов, в прошлом веке мастера выбрасывали там брак. Теперь это бесценные экспонаты, эталоны для новых работ. Сосудам более ста лет, а орнамент точно такой, как и в работах моего учителя. Изменить традиции для гончара – предательство. Непостижимо! Они кажутся простыми только на первый взгляд, но вот смотрите: здесь сопряжение таких сложных форм – парабола, гипербола, эллипс. А Виктор Иванович – дитя войны, он отучился только пять классов. Но можно всю жизнь проходить, как говорится, университеты и не создать таких совершённых работ, какие создал он, паренёк-самоучка.

Когда он служил в армии в Германии, узнал, что где-то рядом работает немец-гончар. Рыбак рыбака видит издалека – друг друга они поняли без слов. Виктор сел за гончарный круг, и немец восхитился: «Мастер, гут!».

От идеи – к делу

Когда-то и к Павлу Лысикову, продолжившему дело своего учителя, а вместе с ним и многих поколений дроняевских гончаров, пришло понимание: чтобы связь времён не прервалась, надо передавать эту традицию дальше. Он работал педагогом дополнительного образования, вёл кружки и мечтал создать настоящую детскую гончарную студию. Его идею поддержали в курской школе №16, выделили помещение. Дальше пришлось самому браться за молоток и краску.

– Засучил рукава и работал с таким удовольствием, хотя и ночами, – вспоминает Павел Валентинович. – Стеллажи, например, сварили из старых труб, которые остались после замены отопления. Со временем школа приобрела гончарный круг, купили муфельную печь для обжига изделий – наша мастерская сейчас одна из самых оборудованных в городе!

Суджанские петухи

В мастерской – ожившая история. Вот традиционная аутентичная суджанская керамика, сделанная по всем правилам традиционного промысла XVIII–XIX веков. Один из самых узнаваемых символов – Троицкий петух.

– В Судже была такая традиция, – поясняет Лысиков, – на Троицу сосуд брали с собой в храм, в специальное отверстие вставляли освящённую траву и берёзовые ветви. Весь год петух стоял в доме, оберегая его жителей.

А вот фигурка бычка с рыбьим хвостом – это бугаец, мифологический персонаж.

– Считалось, что такие бычки водились в водоёмах, оберегали людей и животных от болезней и врагов, – рассказывает гончар. – А вот «баран» – сосуд для напитков, кваса например, в нём можно было заварить чай.

Молодые мастера

Сегодня в студии занимаются и школьники, и студенты Суджанского колледжа искусств. В прошлом году колледж, в котором учатся и будущие мастера гончарного промысла, эвакуировался в Курск. В своё время ребят захватило творчество ещё одного знаменитого суджанского мастера, потомственного гончара Юрия Степановича Спесивцева. Так и выбрали профессию.

– Я предложил директору предоставить ребятам нашу мастерскую и сам стал преподавателем колледжа, – рассказывает Павел Валентинович. – Сейчас колледжу выделили здание, но я попросил, чтобы мои студенты остались, и они по-прежнему занимаются здесь.

Студенты занимаются в первой половине дня, а после уроков приходят школьники. Своими маленькими мастерами Павел Лысиков очень гордится – они постоянные участники выставок самого высокого уровня.

– Вот самостоятельная работа мальчика из первого класса – свистулька-конёк. А это работы девочек: котики, птички, подставки, тарелочки. А вот игрушки с орнаментом – это отпечатки листьев герани. Они отлично имитируют дерево. У нас в коридоре герань, нам иногда разрешают аккуратно отрезать несколько листочков, – говорит учитель.

В студии и керамика самого мастера Лысикова. Роскошный индюк, расписанный сусальным золотом, хранит свою первозданную красоту.

– Мои горшки лежат и на могиле моего наставника – мастера Виктора Ивановича Пашкова, – тихо говорит Павел Валентинович. – Его дети их туда положили. Говорят: «Не умерло дело». Это самая высокая оценка.

Продолжая промысел

Для работы студийцев в год требуется две с половиной тонны глины. Павел Валентинович привозит её из Дроняева.

– Глину можно накопать в конце апреля – начале мая, пока земля ещё не стала слишком твёрдой. Недавно мы побывали в Дроняево с моим внуком Димой, ему двенадцать. Я ему показывал, где добывал глину, где стоял дом Виктора Ивановича, а буквально в десяти метрах – его печь. Может, и он увлечётся гончарным промыслом…

Дети лепят свистульки-коньки, котиков и птичек, осваивая азы, а будущие художники создают сложные работы в традициях разных промыслов – не только суджанского и дроняевского, но и кожлянской, дымковской игрушки.

– Это воспитание любви к своей малой родине, – уверен Павел Лысиков. – На всю жизнь у ребят отпечатается, что они умеют делать то, что делали их предки. Мы сохраняем не просто промысел – мы сохраняем душу своего народа.

Гостям здесь делают щедрые подарки. Я ушла с красавцем-бугайцом. Пока в школьной мастерской рождаются новые обереги: Троицкие петухи и сказочные бугайцы, – связь поколений не прервётся.

ИСТОРИЧЕСКАЯ Справка

Первые изделия из глины появились в эпоху неолита и оказали огромное влияние на развитие человечества. Гончарный промысел в курском крае известен с XVII века. Родина уникального народного промысла – деревня Кожля в Курчатовском районе. Мастера лепили изделия вручную или с помощью гончарного круга, давали им высохнуть и на 8-10 часов помещали в большую печь – горн. Важным навыком гончара было умение чувствовать качество материала и придавать ему форму, правильно расставлять изделия в горне и регулировать температуру в печи. Эти знания берегли и передавали из поколения в поколение на протяжении веков.

Вначале гончары делали в основном посуду, утварь и ёмкости для хранения продуктов. Но со временем стали на досуге лепить из остатков материала различные обрядовые фигурки, игрушки, свистульки и украшения.

В Курской губернии этот промысел был особенно развит на западных и восточных землях. Центром и главным пунктом горшечного производства была Великая Михайловка. Своими крынками, блюдами, низкими кувшинами с широким горлышком (махотками) прославилось село Дроняево. Их делали из белой глины, сушили, обжигали в подземных горнах и покрывали глазурью. Такие изделия ценили за прочность и необычный оттенок топлёного молока. Дроняевская керамика существует и сегодня, но теперь её делают из красной глины.

Ещё один знаменитый гончарный центр – Суджа и окружающие его сёла Замостье и Заолешенка, слобода Гончаровка. Секреты своего ремесла здесь хранили более 350 лет династии и целые цеха мастеров. Местные умельцы изготавливали посуду, изразцы, свистульки, глиняные скульптуры, копилки и церковную утварь. Популярны были фигурные сосуды в виде животных и птиц, предназначенные для хмельных напитков и обрядов.

Вся суджанская керамика была из красной глины, глазурованной и почти без росписи. Украшали изделия только оттиском и гончарным ножом.

Елена ГАМОВА
Фото автора

Читайте также



Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов и Политикой обработки персональных данных
Принять