Газета "Курская правда". Всегда актуальные новости в Курске и Курской области. События и происшествия.

Спаслись не все

Газетный выпуск № 2025_140
21 ноября 2025 13:58 Общество

Суды рассматривают иски о признании умершими жителей Суджи, пропавших после августа 2024 года

Фото: Николай Сидоренко из архива «КП»

После вторжения ВСУ семь страшных месяцев суджане находились в оккупации. В марте этого года российские военнослужащие разбили противника. Бойцы, сотрудники правоохранительных структур, спасатели немедленно начали эвакуировать местных жителей. Выжить смогли не все.

Сейчас курские суды рассматривают иски о признании этих людей умершими. Документов о смерти нет, но есть свидетели. Их трагические истории – подтверждение мужества и самоотверженности жителей приграничья.

Второй нацистский плен

За свою жизнь Михаил Тихонович Ефимов попал в фашистскую оккупацию второй раз. Первый – в годы Великой Отечественной войны, когда нацисты угнали десятилетнего Мишу и его сестру на принудительные работы в Польшу.

Отец Михаила был сапожником, и крепкие, добротные сапоги сестры понравились одному из немцев. Ударив девочку прикладом в плечо, фашист забрал обувь.

Ребят привезли на железнодорожную станцию, где дети трудились с восьми лет. Они грузили в вагоны чернозём, который фашисты вывозили в Германию. Тяжёлый труд был невыносим для ослабленных от холода и голода детей. До освобождения дожили немногие. Рядом со станцией была яма, в которую сбрасывали тела детей. Фашисты разрешали маленьким узникам брать одежду и обувь умерших. Миша страдал от холода, но снимать вещи с ребят, которые ещё недавно работали рядом, отказывался.

Михаил и его сестра остались в живых. Но удар фашиста сделал её инвалидом на всю жизнь – у девочки неправильно сросся перелом плеча.

В мирной жизни Михаил Ефимович женился, растил детей и до пенсии трудился на Суджанском заводе тракторных агрегатов. Как рассказывал его сын Евгений Ефимов, отец без работы не мог и устроился в Суджанский краеведческий музей. Официально он был сторожем, но на самом деле мастером на все руки.

– Его не надо было просить, Михаил Тихонович сам находил себе дела, всё время что-то поправлял, ремонтировал, руки у него были золотые, – вспоминает заведующая Суджанским филиалом Курского краеведческого музея Людмила Придубкова. – Он уволился после третьего инфаркта, когда ему было почти 80 лет, но музей не оставил, частенько приходил и помогал.

Во время вторжения противника в Суджанский район 90-летний Михаил Тихонович мог эвакуироваться, но отказался покидать свой дом. Последний раз сын смог дозвониться до него 7 августа.

О том, что случилось с Михаилом Тихоновичем, рассказали освобождённые российскими военнослужащими суджане. До последних дней он оставался стойким и беспокоился не за себя, а за других. Некоторых жителей вэсэушники согнали в интернат. Среди них был и Ефимов. Он успел закрыть свой дом и хранил ключ. Однажды его навестила сотрудница музея, у которой разбомбили дом. «Алла, у меня печка, зимой не замёрзнешь», – сказал ей Михаил Тихонович, протягивая ключ.

Людей в интернате держали в чёрном теле. И снова Ефимов страдал от голода и холода. Не было ни лекарств, ни врачей, и его больное сердце не выдержало. 1 сентября 2024 года он умер. Люди похоронили его на кладбище в слободе Гончаровка. Справки о смерти и других документов не было. Учитывая свидетельские показания, Суджанский районный суд признал Михаила Тихоновича Ефимова умершим.

Дорога смерти

Как и во время Второй мировой, современные последователи фашизма были жестоки к беззащитным мирным людям. В августе прошлого года, когда стало понятно, что происходит, многие пытались эвакуироваться, но спастись удалось не всем. На дорогах гражданские машины атаковали украинские дроны.

Прокурор Суджанского района обратился в суд с иском о признании умершей матери трёх детей. Дочерям 35-летней женщины было 15, 14 и 9 лет. В судебном заседании её мать рассказала, что выбираться с опасной территории семье помогали военные. Детей, мать, бабушку и дедушку вывозили на двух машинах – передвигаться на расстоянии друг от друга было безопаснее. Один из военных посадил девочек на квадроцикл, и они выехали первыми. Выждав время, пожилая женщина, её супруг и их дочь в сопровождении бойцов двинулись следом на автомобиле. При обстреле военные и дедушка погибли.

Ранило и женщин. Теряя сознание, пенсионерка стала свидетелем страшной картины: её дочь, истекавшая кровью, выбралась из разбитой машины и сползла в овраг у дороги. Пожилая женщина выпала из салона с другой стороны. Сколько времени она сидела, прислонившись к заднему колесу, женщина сказать не может – всё было как в тумане. Уже придя в себя, она перебралась в кусты и увидела рядом яму от разорванного снарядом дерева. В этой канаве без воды и еды женщина провела трое суток.

– Меня нашли и отвезли в больницу наши солдаты, – рассказывала в суде пенсионерка. – Там я узнала, что квадроцикл тоже обстреляли и младшая внучка ранена. Врачи спасли её, но она осталась инвалидом.

Бабушка является опекуном внучек. Суджанский районный суд удовлетворил иск прокурора и признал их мать умершей.

Надеяться на чудо

По данным Объединённой пресс-службы судебной системы Курской области, с января по октябрь этого года признаны умершими 117 человек. Сейчас в производстве Суджанского районного суда находится ещё 49 гражданских дел этой категории.

– Иногда граждане обращались в суд с заявлением об объявлении умершей во время оккупации Суджанского района целой семьи, – рассказала помощник судьи Суджанского районного суда Елена Заречная. – По общему правилу судья рассматривает данные требования в течение пяти лет с момента исчезновения человека, однако если он пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших жизни или дающих основание предполагать его гибель, то в течение шести месяцев.

Чудеса случаются и на войне. Если тело не удалось обнаружить, надежда остаётся, хоть и слабая. Вдруг человеку удалось спастись, вдруг он найдётся живым? Как пояснила руководитель Объединённой пресс-службы судебной системы Дарья Сенчук, решение об объявлении гражданина умершим можно отменить, если выяснится, что он жив. В таком случае принимается новый судебный акт о восстановлении статуса живого человека. Основанием для этого являются заявления гражданина, его родственников и знакомых.

Анна ЖУРАВЛЁВА

Читайте также



Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов и Политикой обработки персональных данных
Принять