/*?>
В школах Курской области, отмеченных федеральным знаком отличия, побывал наш корреспондент
Всё начинается в школе. Первая победа, первая двойка, первая мечта. Каждый родитель хочет, чтобы его ребёнок бежал на уроки с радостью, а школьные годы стали прочным фундаментом для всей дальнейшей жизни. Но что такое хорошая школа? Та, где на каждом уроке, – знак качества.
В этом году в российском образовании стартовал новый проект по оценке его уровня. Специальные знаки отличия присуждаются по итогам учебного года в двух номинациях: «Высокие образовательные результаты» и «Высокая культура оценивания». Основа – сравнение результатов ВПР и ГИА. На недавней конференции в Москве руководитель Рособрнадзора Анзор Музаев объявил о награждении школ со всей страны.
Среди лучших – 22 школы Курской области. Что же в них такого особенного? Мы отправились посмотреть своими глазами, а заодно и поговорить с теми, кто этот успех создавал, – с детьми, педагогами и родителями.
Школа №61: сто баллов к успеху
Вот она, школа №61 имени П.А. Михина. Сразу видно – здесь гордятся своими учениками. Многочисленные стенды с дипломами ребят, спортивные награды, фотографии отличников…
– Наша школа была удостоена знака качества «Высокие образовательные результаты», – с гордостью говорит директор Елена Веселова. – Это подтверждают цифры. Наш средний балл по профильной математике – 82 против общероссийских 62. А главная гордость – Никита Кривитченко, который получил 100 баллов по информатике.
Разговариваем с 11-классником Ильёй Халиным. Парень с красным аттестатом закончил девятый класс, стал победителем регионального этапа конкурса «Ученик года», теперь ему предстоит представлять нашу область на всероссийском конкурсе в Магнитогорске.
– Интерес к точным наукам – математике, информатике – проснулся в 7-м классе, – делится Илья. – Школа для меня – второй дом. Здесь и учителя поддержат, и на внеурочные занятия можно остаться. Даже триатлоном успеваю заниматься.
Сейчас Илья мечтает о Краснодарском высшем лётном училище. В семье он будет первым профессиональным военным.
– Надеемся, положит начало династии, – говорит его мама Алёна Сергеевна. – В небо его потянуло после просмотра фильма «В бой идут одни старики». Позже он был покорён картиной «Небо» о подвиге наших лётчиков в Сирии. Илья читает мемуары героев Великой Отечественной войны. Его кумир – Иван Кожедуб.
Для будущих побед необходима связь между начальной и старшей школой. В 61-й такая преемственность есть.
– Начальная школа активно участвует во всероссийском инновационном проекте «Начальная углублённая подготовка по математике» под руководством Людмилы Петерсон, автора знаменитых учебников математики, – рассказывает директор школы Елена Веселова. – Ученики самостоятельно открывают знания, а не получают их в готовом виде. Дети учатся учиться.
Моковская школа: сто процентов – на бюджет
В Моковской школе Курского района почти домашняя обстановка. Классы небольшие, но очень уютные. Школе присвоен знак «Высокие образовательные результаты». Секрет успеха не только в авторских педагогических методиках и мастерстве преподавателей, но и в малокомплектных классах.
– У нас в 10-м и 11-м классах – по шесть человек, – объясняет директор школы Наталья Котельникова. – Практически это индивидуальные занятия. Преподаватель на уроке может уделить ребёнку персональное внимание, проверить домашнее задание, как усвоили новый материал. Каждого видишь, каждому можешь уделить время. Был год, когда в 11-м классе был всего один выпускник. Он окончил школу с золотой медалью. А в прошлом году сложилось так, что в выпускном классе были одни мальчишки – пять 11-классников. Среди них и золотой медалист. У нас стопроцентное поступление в вузы. И почти все – на бюджет. Это один из ключевых критериев для знака качества.
Найти подход к каждому ребёнку, дать возможность ученику почувствовать себя комфортно – учителя Моковской школы считают это своим основным принципом. В августе прошлого года одна из учениц выехала с родителями из Суджи. Девочка два года была на дистанционном обучении. А потом пришлось покинуть родной дом. После пережитого ребёнку было трудно вернуться к обычной школьной жизни. В городской школе она учиться не смогла. Раньше она хорошо успевала по всем предметам, теперь, казалось, её ничто не интересовало.
– Мы понимали, что должны сделать всё, чтобы девочка вновь почувствовала себя как раньше, чтобы ей вновь захотелось учиться, – говорит Наталья Михайловна. – Сейчас всё позади. Наша новая ученица – одна из лучших.
Истории успеха здесь в каждом кабинете. 10-классник Андрей Баранов – круглый отличник. А Маша Шевелева и Лиза Михель уже идут на золотые медали.
– В Юго-Западном университете про-шёл конкурс творческих работ школьников и учащихся техникумов и колледжей «СтройАРТ», – продолжает директор. – Победителем конкурса стал наш Егор Холодов, ученик 11-го класса, за доклад на тему «Архитектурное наследие типовой застройки как основа современной городской среды». Конечно, доклад он готовил вместе с учителем. Эта победа даёт Егору преимущество: при поступлении в ЮЗГУ на любой факультет ему будут начислены дополнительные 10 баллов.
В школу приезжают дети из Курска. Благо работает школьный автобус. Сегодня ребята ездили в город на «Весёлые старты». Заняли первое место. Целую команду под руководством папы собрала семья Логачёвых. В школе учатся три брата: Савелий – в 8-м классе, Тимофей – в 5-м и первоклашка Иван.
– Сама я закончила 21-й лицей, – говорит мама Наталья Логачёва. – Но когда старшему ребёнку пришла пора идти в первый класс, мы выбрали Моковскую школу. Здесь дети получают не только прекрасные знания. Педагогам удалось создать в школе необыкновенно тёплую, почти семейную атмосферу. Все ученики друг друга знают. Речь идёт не только об одноклассниках. Выпускники прекрасно знают всех, кто учится в первом. Отправляя детей в школу, я спокойна. Всё здесь очень доброжелательны, такого понятия, как буллинг, у нас нет. Учатся дети с удовольствием! Создаётся обстановка, в которой дети могут развиваться и творчески, и расти в спорте. Тимофей увлекается футболом, только что вернулся из Новороссийска. Учителя строят занятия так, что во время соревнований он не отстаёт от школьной программы. Ему интересны и музыка, и театр, ведь в школе прививают любовь к искусству. Есть кружки, объединения, которые дают возможность заниматься творчеством. Савелий принимает участие в «Движении первых». Уверена, что и младший себя найдёт. Он любит школу, а значит, всё получится.
Школа №50: технопарк, шахматы, космос
Школа №50 имени Гагарина. Уроки уже закончились, но и сейчас жизнь бьёт ключом: в коридорах стоят шахматные столики, а из кабинетов «Кванториума» доносится звук работающего 3D-принтера. Из актового зала выходят старшеклассники: лекцию читали родители. Папы и мамы – в школе частые гости. Делятся компетенциями. Сегодня мама-юрист провела мероприятие в рамках правовой недели. Школа №50 получила знак качества «Высокая культура оценивания».
– Коллеги прислали столько поздравлений! – вспоминает директор Марина Старикова. – Как мы этого добились? У нас сплочённый коллектив. Семь педагогов работают со дня основания школы. Мы чтим традиции, осваиваем новые технологии. Три наших кита – грамотно выстроенный образовательный процесс, внеурочка и доп-образование. Вот смотрите: уроки физики и информатики плавно перетекают в «Кванториум», а там дети создают свои первые проекты.
В шахматном клубе застаём 7-классника Серёжу Игнатова.
– Занимаюсь с шести лет, – говорит парень. – Три раза по области первое место брал. Дедушка научил, он никогда не поддавался. В шесть лет впервые у него выиграл.
– Так получилось, что в школе собралась команда очень сильных шахматистов. Детей, равных нашим, пока в области нет, – гордятся учителя.
Кроме того, на базе школы №50 открыты профильные классы: медицинский, психолого-педагогический, агротехнологический, информационно-технологический.
– Мы даём детям возможность найти себя. Если ребёнок понимает: «вот у меня это не получается, но я попробовал, тогда попробую что-то другое». А если у ребёнка появляется мотивация, то и результат не заставит себя ждать, – говорит Марина Старикова.
– Недавно один из ведущих педагогов страны заметил, что в учительской работе нет карьерной лестницы, – продолжает Марина Николаевна. – Может и нет, но есть признание! Для учителя это самое главное. Мы рады за нашу школу, за других коллег. Рады, что признание получили не только крупные столичные школы, но и образовательные учреждения нашего региона.
В «Кванториуме» Иван Воробьёв составляет программу. В экспозиции – роботы, которых юный программист и его друзья по этим программам создают: робот-танк, робот-погрузчик, робот-паук, робот-кран.
Иван учится в 10-м классе, техникой увлекается с детства.
– Мама рассказывала, что я всегда что-то разбирал, чтобы посмотреть, как всё устроено, – рассказывает 10-классник. А вообще любовь к технике привил дедушка. Вместе «ЛуАЗ» восстанавливали.
Иван планирует поступать в МГТУ имени Баумана.
![]()
– На «автоматизацию промышленной деятельности». Нравятся также информационные технологии, – говорит 10-классник. – Хочу связать жизнь с этим направлением.
Инженерные профессии сейчас в топе, поэтому выбор парень сделал самый подходящий.
Рядом программирует робота его одноклассник Даниил Лебедев. На ЕГЭ Даниил собирается сдавать физику, информатику, увлекается современными технологиями, искусственным интеллектом, программированием.
– Здесь, в школе, есть все условия, чтобы двигаться в том направлении, которое мы выбрали, которое нам интересно, – уверен он.
В школе №50 «Кванториум» работает уже второй год. Сегодня здесь занимается почти 500 детей со всего города. Занятия ведутся по 12 направлениям.
– Ребятам нравится и робо-квантум, и биоквантум, и технический английский, – говорит руководитель школьного «Кванториума» Евгений Задорожный. – Моим младшим ученикам всего восемь. Маленьким всё даётся легко. Так и должно быть. Им предстоит создавать роботов будущего. Пока они отлично работают с программой «Умный дом», моделируют здания своей мечты, современные дома, где все автоматизировано.
У входа в школу установлен бюст первого космонавта, и на 3D-принтере мне тут же создали точную копию скульптуры. Подарили на память о космической школе.
В художественной студии Лиза Калдина пишет картину маслом – рождается космический пейзаж.
– Готовлю портфолио для колледжа культуры, – рассказывает девушка. – Собираюсь поступать, выбрала направление «фото- и видеотворчество». У меня много и фоторабот. Больше всего люблю натюрморты. Люблю работать со светом, а в натюрмортах это особенно интересно.
Учитель начальных классов Наталья Тарасова приводит других своих «звёздочек»: певунью и танцовщицу Машеньку Карачевцеву, юного шахматиста Сашу Болотина, который уже взял второе место в областных соревнованиях, и брата с сестрой Матвея и Настю Чаплыгиных, чьи рисунки ко Дню Победы заняли призовые места.
– Главное – дать ребёнку раскрыться, – уверена педагог. – Кто-то звезда с первого класса, а кто-то тихонько ждёт своего часа. Наша задача – этот час поймать!
Как видим, знак качества в образовании – это не просто цифры в отчёте. Это судьбы детей, которые нашли свою дорогу. Учителя, которые не просто учат, а вдохновляют, родители, которые верят и поддерживают. Из этого складывается настоящее, качественное будущее нашей страны.
Знак «Высокие образовательные результаты» присвоили гимназии №2 в Курчатове, школе №61 в Курске и Моковской школе Курского района.
Знак «Высокая культура оценивания» за честность при проведении экзаменов получили ещё 19 школ. Среди них – лицеи №6 и 1, школы №16, 22, 33, 36, 42, 50, 57, 60 в Курске, а также учебные заведения Железногорска, Щигров, Касторного, Фатежа и других районов.
Елена ГАМОВА