/*?>
В Год защитника Отечества и 80-летия Великой Победы «Курская правда» продолжает рассказывать о земляках, удостоенных звания Героя Советского Союза
Сегодня мы познакомим читателей с биографией лётчика-аса Павла Коробкова. Он прошёл путь от простого пастуха до генерал-майора авиации. Был удостоен высокой награды за подвиги в испанском небе в феврале 1939 года.
Карьера военного
Как известно, первым из курян, кто получил звание Героя Советского Союза (посмертно), был лётчик Владимир Бочаров. Он тоже сражался с франкистами во время Гражданской войны в Испании. Именем Бочарова названа улица, расположенная в центре Курска, и одна из школ в Железнодорожном округе. О трагической судьбе нашего земляка мы писали в одном из предыдущих номеров газеты. Биография Павла Коробкова менее известна курянам.
Павел Терентьевич родился в местечке Липник Суджанского уезда (ныне Медвенский район) Курской губернии 5 октября 1909 года в семье крестьянина.
Кстати, в этой же деревне родился ещё один Герой Советского Союза и тоже по фамилии Коробков. Однофамилец Дмитрий Егорович погиб во время битвы за Днепр в 1943 году и получил награду посмертно.
С самого детства Павел приобщился к тяжёлому труду. После окончания четырёх классов местной школы был пастухом, чернорабочим в совхозе, рабочим в колхозе имени Карла Маркса.
В Красную Армию его призвали в 1931 году. Коробков окончил полковую школу 11-го Туркестанского стрелкового полка 4-й Туркестанской стрелковой дивизии Ленинградского военного округа. В 1932 году вступил в ВКП(б). Выбрал карьеру военного. В 1933-м окончил 11-ю военную школу лётчиков имени Пролетариата Донбасса в Луганске. В следующем году стал младшим лётчиком 41-й авиационной эскадрильи в Брянске, а через два года Павла назначили командиром звена 17-й истребительной авиационной эскадрильи ВВС Белорусского военного округа. Она базировалась в Бобруйске. С мая 1936 года – лётчик-инструктор 8-й Одесской военной авиационной школы пилотов. Не получив хорошего школьного образования, Коробков понимал, что важно освоить одну профессию и стать в ней профи. Там же, в Одессе, окончил курсы высшего пилотажа и воздушных стрельб.
В небе Испании

22 февраля 1939 года Павел Коробков был удостоен звания Героя Советского Союза
В 1936-м началась Гражданская война в Испании. Советский Союз выступил на стороне законного республиканского правительства, оказывая ему активную помощь. Павел Коробков пять раз подавал прошение отправить его на борьбу с франкистами. На пятый раз просьбу удовлетворили. В начале лета 1938 года курянин прибыл на Пиренеи. И сразу в бой!
Сперва старший лейтенант Коробков служил в должности заместителя командира 5-й эскадрильи Сергея Грицевца. Но вскоре тот стал во главе группы, а командование эскадрильей доверили курянину. Кстати, Сергей Грицевец – первый человек, удостоенный звания Героя Советского Союза дважды.
Летали советские пилоты в Испании в основном на одномоторном И-16 (истребитель шестнадцатый). Лётчики ласково называли его «Ишак» или «Ишачок». Один из первых в мире серийных истребителей-монопланов с убирающимся в полёте шасси. Выпускать их стали в 1934 году. А первый полёт на прототипе самолёта совершил легендарный лётчик-испытатель Валерий Чкалов. «Ишаки» развивали невероятную для тех лет скорость – свыше 400 километров в час.
Боевое крещение Коробков принял недалеко от Валенсии. За тот бой наш земляк умудрился получить и поощрение, и взыскание.
Павел вместе с другими советскими лётчиками сопровождал группу бомбардировщиков. Был правым ведомым. Вдруг впереди показались самолёты противника. Они шли встречным курсом на той же высоте. Советские «соколы» имели приказ держаться вместе. Но курянина захлестнули эмоции, он рвался в бой. Резко оторвавшись от товарищей, выскочил прямо перед вражеским истребителем. Всё решили доли секунды. Коробков открыл огонь из четырёх пулемётов. Самолёт противника вспыхнул и почти сразу взорвался.
Но неожиданный выпад смелого пилота мог стоить ему жизни. Вражеские самолёты стали обстреливать его со всех сторон. В какой-то момент нашего земляка атаковали два истребителя, взяв в тиски. На помощь курянину поспешил товарищ. Вместе они смогли одолеть обоих неприятелей. Но оставшиеся противники продолжали огонь. Павел увёл самолёт в крутое пике и ушёл из-под удара.
На аэродроме Коробкова встретили как героя. Техники насчитали 15 пробоин в машине, а на нём – ни царапины. Испанские антифашисты кричали ему: «Пабло, молодец, молодец!» А вот командир не разделял всеобщего ликования и сделал внушение храбрецу за то, что тот не выполнил приказ. Но потом сменил гнев на милость и за боевую находчивость объявил благодарность.
Испанцы давали всем советским лётчикам прозвище, как бы сейчас сказали, позывной. Так Павел Коробков стал Камарада Павлито, Товарищ Паша.
Отличился наш земляк и во время боёв на реке Эбро в августе. 32 советских И-16 сражались против более пятидесяти самолётов противника.
В самом начале боя советским пилотам удалось отбиться, вскоре подоспела подмога. Но помощь подошла и к франкистам. На нескольких советских истребителях отказали моторы, и пилоты были вынуждены сесть на ближайшем аэродроме. Заглох мотор и у Коробкова. Но и он сумел благополучно приземлить машину.
Буквально через неделю курянин потерпел аварию на своём аэродроме – «при выпуске шасси лопнул шаровый болт, в результате на посадке сломал левую плоскость». Павлито снова остался невредимым.
В одном из боёв в районе Корбелы самолёт курянина получил шесть пробоин. Но ас снова смог дотянуть до своих.
Уже к началу сентября наш земляк совершил 68 боевых вылетов и провёл 23 воздушных боя.
Испанскую командировку он заканчивал в звании капитана. В конце октября вернулся на Родину.
А 22 февраля 1939 года Коробков был удостоен звания Героя Советского Союза.
Орден Ленина и Золотую Звезду Павлу Терентьевичу вручил Всесоюзный староста Михаил Калинин.
– Вы теперь люди с боевым опытом. Учите молодых, чтобы они в случае необходимости сражались не хуже вас, – обратился Калинин к советским лётчикам, вернувшимся из Испании.
Всегда на переднем крае
Генерал-майор авиации лётчик-ас Павел Терентьевич Коробков
Как боевого офицера Коробкова избрали делегатом XVIII съезда ВКП(б). Дома Павел Терентьевич пробыл недолго. В составе группы лётчиков, имеющих боевой опыт, его отправили в Монголию. Нужно было усилить контингент, который участвовал в советско-японском конфликте на реке Халхин-Гол.
Коробков командовал эскадрильей 70-го истребительного авиаполка. Совершил больше ста боевых вылетов, провёл 13 воздушных боёв. Эскадрилья под его командованием сбила 15 вражеских самолётов.
За бои на Халхин-Голе курянина наградили сразу двумя боевыми орденами – советского и монгольского Красного Знамени.
В июле нашему земляку досрочно присвоили звание майора.
В сентябре 1939-го Коробкова назначили командиром 21-го истребительного авиационного полка ВВС Белорусского Особого военного округа. В его составе он участвовал в походе советских войск в Западную Белоруссию. А затем его почти сразу перевели на север. Во время советско-финской войны был помощником командующего ВВС 14-й армии по истребительной авиации. Принимал участие в боях в районе Салмиярви, Науцы, Петсамо.
С апреля 1940-го Коробков – командир 12-го истребительного авиационного полка (ИАП) ВВС Киевского Особого военного округа. В июне-июле того же года – в освободительном походе Красной Армии в Бессарабию и Северную Буковину.
Нашему земляку довелось поучаствовать во всех крупных вооружённых конфликтах на границах Советского Союза накануне большой войны. Он всегда находился на переднем крае.
С первого дня до конца войны
Полк Коробкова вступил в бой в первые минуты Великой Отечественной в районе города Станислав (сейчас Ивано-Франковск).
К началу войны в полку служили 48 лётчиков. Только за 22 июня в результате налёта авиации люфтваффе полк потерял 36 самолётов из 66 стоящих на аэродроме.
В первых боях с немецко-фашистскими захватчиками подопечные Коробкова сбили 11 вражеских самолётов, потеряв при этом ещё три истребителя. Курянин лично сбил две немецкие машины.
Полку постоянно приходилось передислоцироваться, отступая на восток, вглубь страны. В октябре Коробкову присвоили звание подполковника. За первые 10 месяцев войны лётчики полка сделали почти 1000 боевых вылетов, уничтожили около 100 самолётов противника. Павел Терентьевич совершил более 50 боевых вылетов.
Участвовал в Керченско-Феодосийской десантной операции и сражался на Крымском фронте. Должности курянина менялись часто. Его назначили заместителем командующего ВВС 47-й армии. Но уже через месяц он стал командующим 16-й ударной авиационной группой Ставки Верховного Главнокомандования. А спустя ещё месяц – командиром 265-й истребительной авиационной дивизии. Она участвовала в Донбасской оборонительной операции и в обороне Кавказа в районе Моздок – Прохладный – Нальчик.
С ноября 1942-го по февраль 1943-го был старшим инспектором Лётной инспекции ВВС.
В марте 1943-го Коробков снова был назначен командиром 265-й истребительной авиадивизии. Она вошла в состав 3-го истребительного авиакорпуса резерва Верховного Главнокомандования.
К этому времени И-16, которые составляли основу истребительного парка советской авиации, устарели. Противостоять современным немецким самолётам, летая на «Ишаке», было невероятно трудно, под силу только непревзойдённым асам. К ним, безусловно, относился и наш земляк. Но и ему пришлось освоить другие машины. Сделал он это довольно быстро. Прирождённый пилот вскоре лихо управлял истребителями Як-1 и Як-9. Эти самолёты по многим характеристикам заметно превосходили И-16. Например, Як-9 развивал скорость свыше 600 километров в час.
Весной 1943 года Коробкову присвоили звание полковника.
С июля 1943-го по июнь 1944-го он командовал 320-й истребительной авиадивизией ПВО.
Дивизия занималась охраной воздушного пространства Москвы и в боях участия не принимала. Но советский ас рвался на фронт. Он написал рапорт о переводе, согласившись на понижение в должности.

М.И. Калинин среди советских аваиаторов – героев воздушных боёв. Слева направо: В.В. Зверев, Е.Н. Степанов, А.И. Гусев, М.И. Калинин, Л.А. Орлов, А.Д. Якименко, П.Т. Коробков. 1939 г.
С июня 1944-го по май 1945-го Коробков был заместителем командира 215-й истребительной авиационной дивизии 8-го истребительного авиационного корпуса 16-й воздушной армии. Кстати, в Железнодорожном округе Курска есть Сквер Героев 16-й воздушной армии и памятный знак воинам соединения.
Павел Терентьевич участвовал в Белорусской, Восточно-Прусской, Восточно-Померанской и Берлинской наступательных операциях. Его 215-й дивизии присвоили наименование «Танненбергская».
Снова оказавшись на переднем крае защиты Родины и приняв на себя мощнейший удар оккупантов в самые первые минуты Великой Отечественной войны, Коробков закончил её в логове поверженного врага.
После войны он вспоминал: «Вот взять мою семейную жизнь, только женился – началась война в Испании. Надел гражданский костюм – и «В далёкий край товарищ улетает». Дрался там, а жена здесь переживала. Вернулся домой, пожил как во сне – и на Халхин-Гол. Прилетел с Востока – война с белофиннами. После финской надеялся пожить спокойно. И тут на тебе: не прошло и двух лет, как снова грянула война. Чуть семью не потерял. Теперь живём вместе, но не проходит года, чтобы я месяца на три-четыре в командировку не улетел… Я не жалуюсь, нет, другой жизни и не мыслю себе».
Пройдёт товарищ сквозь бои
и войны,
Не зная сна, не зная тишины –
Любимый город может спать
спокойно!
И видеть сны, и зеленеть
среди весны.
Песня «Любимый город», строчку из которой цитировал наш земляк, как будто специально была написана о Коробкове. Павел Терентьевич с 1938-го по 1945-й прошёл целый ряд военных конфликтов и всегда возвращался невредимым, смерть как будто не могла угнаться за ним.
В мирное время
После войны курянин продолжил службу в составе Группы советских войск в Германии.
С июля 1946 года занимал должность заместителя командира, а с июня 1947-го – командира 2-й гвардейской истребительной авиационной дивизии 2-й Воздушной Армии Южной группы войск в Венгрии.
В 1949-м окончил курсы при Военно-Воздушной академии ВВС.
В том же году ему было присвоено воинское звание «генерал-майор авиации».
В 1954-м окончил Высшую военную академию имени Климента Ворошилова. Продолжал службу на командных должностях в авиации.
Награждён тремя орденами Ленина, тремя орденами Красного Знамени, Отечественной войны I степени, Отечественной войны II степени, Красной Звезды; медалями: «За боевые заслуги», «За оборону Сталинграда», «За оборону Кавказа», «За взятие Берлина» и другими.
В марте 1960-го вышел в запас.
Проживал в Калинине (ныне Тверь). Долгие годы Павел Терентьевич работал в Комитете содействия при Новопромышленном райвоенкомате, а затем руководил секцией ветеранов войны Центрального района города. Фронтовик часто выступал в институтах, школах и аэроклубах, любил общаться с молодёжью.
Коробков ушёл из жизни в апреле 1978 года, похоронен на Аллее Славы кладбища Дмитрово-Черкассы. В 1980-м улицу 1-ю Парковую в городе Калинине переименовали в честь героя. В этом году накануне 9 Мая в Твери в честь легендарного лётчика на улице, названной его именем, открыли памятную доску.
Не забыли земляка и на малой родине, его имя увековечено на Стеле «Героям-курянам» в областном центре и на Стеле Героев в Медвенке.
Из наградного листа П. Коробкова к ордену Отечественной войны II степени: «Лётчик с отличной техникой пилотирования, летает на всех типах отечественных истребителей. Имеет общий налёт 2228 часов…
Не считаясь со временем отдыха, отдаёт все силы на воспитание и ввод в строй молодого лётного состава, повседневно передаёт свой опыт. Как заместитель командира дивизии много помогает командиру в организации и ведении боевой работы частей. Здраво подходит к оценке воздушной обстановки и использованию своих сил в боевой работе».
СПРАВКА«КП»
«Любимый город» – песня советского композитора Никиты Богословского на стихи поэта Евгения Долматовского, написана в 1939 году для кинофильма «Истребители». Первым её исполнителем был Марк Бернес.
Вадим ОГНЕВЩИКОВ
В статье использованы материалы интернет-проекта «Герои страны» и книги «Золотые звёзды курян»