Газета "Курская правда". Всегда актуальные новости в Курске и Курской области. События и происшествия.

Сколько нужно для согрева

Газетный выпуск № 2025_152
19 декабря 2025 09:20 Безопасность

Топ-10 мифов о зимней эксплуатации автомобиля

Многие зимние подходы водителей давно устарели и в современных условиях не только не помогают, но и ускоряют износ узлов, повышают риск поломок и расход топлива. «Российская газета» разобралась в самых опасных и закоренелых мифах вместе с техническим директором международной франчайзинговой сети автосервисов Fit Service Никитой Родионовым.

Миф 1. Двигатель надо греть 15 минут

Дожидаться «стрелки на 90» и крутить мотор на холостых по 20 минут до поездки – это отличный способ получить перерасход топлива. К тому же такой постоянный длительный прогрев может привести к закоксовке поршневых колец и ускоренному износу цилиндро-поршневой группы.

Стоит пересмотреть свои привычки, если поездка будет на современной машине, а не на тридцатилетних «жигулях». Современный ДВС рассчитан на краткий холодный пуск: достаточно 2-3 минут для бензинового и 3-5 минут для дизеля. Затем начинаем медленное движение без высоких оборотов, чтобы нагрузка и обдув равномерно прогревали блок, ГБЦ и трансмиссию. Однако важно, чтобы за время прогрева окна в авто «отошли», в салоне стало тепло – это критические условия для безопасности. Если за 2-3 минуты водитель чувствует себя комфортно, то начинаем медленно двигаться, не нагружая системы.

Миф 2. Современные моторы греть вообще не нужно

Ещё одна крайность, которая гуляет в сети: сел и поехал вообще без прогрева. Но краткий прогрев всё-таки необходим. Иначе начинается движение, когда масло ещё не вышло на нормальную вязкость и не заполнило все масляные каналы. На холодном металле тепловые зазоры в паре «поршень – цилиндр», в коренных и шатунных вкладышах, в клапанном механизме ещё не вышли в расчётный диапазон. Поэтому повышаются удельные нагрузки и локальные контактные напряжения.

Миф 3. Масло можно не менять до весны

Сезонный подход к обслуживанию автомобиля иногда превращается в странный график. Игнорирование регламента замены масла зимой приводит к тому, что в картере циркулирует загустевшая смесь с продуктами сгорания и конденсатом. Добавим сюда ещё и холодный пуск, когда первые секунды ДВС работает почти в режиме «сухого трения». Такие условия неизбежно ведут к проблемам с агрегатом.

При низких температурах критичны именно низкотемпературная прокачиваемость и вязкость при пуске. Поэтому нужно подбирать масло по допускам производителя и зимнему классу вязкости, а не ездить «до черноты».

Миф 4. Защитная картонка на радиаторе поможет

Глухое перекрытие радиатора картоном или ковриком нарушает расчётный тепловой баланс системы охлаждения и лишает радиатор нормального обдува. Это чревато локальным перегревом и деформацией элементов. На современных автомобилях за тепловой режим отвечают термостат и электронные датчики, поэтому дополнительная защита чаще вредит, чем помогает.

Миф 5. Стояночный тормоз зимой трогать нельзя

Полный отказ от использования стояночного тормоза в мороз – такая же крайность, как и его бездумное дергание на мокрых колодках. В исправной тормозной системе с обслуженными тросами и механизмами рычаг «ручника» можно использовать круглый год. Стоит избегать лишь его затягивания после мойки или при сильной слякоти. При подозрении на влагу в системе разумнее зафиксировать автомобиль передачей или режимом «P».

Миф 6. На ночь лучше снимать клемму аккумулятора

Распространённый гаражный совет – на ночь в мороз отключать клемму АКБ или вовсе забирать батарею домой, чтобы сохранить заряд. На исправном автомобиле, который ежедневно эксплуатируется, этот подход не даёт ощутимой экономии, но создаёт лишние риски. При полном обесточивании сбрасываются настройки мультимедийной системы, климат контроля, адаптации ЭБУ. Возможны сбои в работе сигнализации и иммобилайзера.

Правильный подход – следить за состоянием батареи (напряжение, плотность, утечки тока), поддерживать её заряд, использовать штатный подогрев или зарядное устройство. Полное снятие АКБ можно рассматривать в случае длительной стоянки в сильный мороз.

Миф 7. Полный привод спасёт от всех зимних проблем

Полный привод действительно улучшает разгон и проходимость на рыхлом снегу, но при этом не влияет на торможение. Если на дороге гололёд и сцепление шин с покрытием низкое, ни один тип привода не сократит тормозной путь и не отменит занос при ошибках водителя.

Миф 8. В городе зимние шины не нужны – хватит всесезонки

Так называемая всесезонка – всегда компромисс по составу смеси и рисунку протектора. Она недостаточно жёсткая для лета и недостаточно мягкая для зимы. В условиях российского климата компромисс почти всегда означает проигрыш по сцеплению и тормозному пути. При минусовых температурах и на снежно-ледяной каше только полноценная зимняя шина даёт нужную эластичность протектора, правильную работу ламелей и предсказуемое поведение торможения. Эти правила не меняются даже в том случае, если ездить преимущественно по городу.

Миф 9. Зимнее давление в шинах должно быть ниже

Спускать шины зимой для лучшего сцепления – опасное заблуждение. При недостаточных показателях деформируется каркас, ухудшается пятно контакта и возрастает нагрев, а на льду и укатанном снегу управляемость только страдает. Давление нужно держать в рамках, указанных производителем, при этом зимой его стоит контролировать чаще, потому что при падении температуры на 10 градусов давление в колесе снижается.

Миф 10. Счищать весь снег с машины – пустая трата времени

Оставлять на крыше и капоте снежный сугроб можно только на парковке. При движении этот снег спускается на лобовое стекло, ухудшая обзор водителю, или летит в машины позади, создавая аварийную ситуацию. Кроме того, наледь и снег на фарах, фонарях и камерах делают бесполезными даже самые продвинутые помощники водителя. Поэтому грамотная зимняя эксплуатация авто начинается с очистки, а уже потом с запуска двигателя.

Анна ЖУРАВЛЁВА
Юрий ЗУБКО, «РГ»

Читайте также



Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов и Политикой обработки персональных данных
Принять