Газета "Курская правда". Всегда актуальные новости в Курске и Курской области. События и происшествия.

«Нас в ПВР свела судьба»

Газетный выпуск № 2026_004
16 января 2026 12:08 История Любви

Жители приграничья Андрей и Наталья обрели любовь и создали семью после встречи в пункте временного размещения

Они познакомились весной 2025 года. За плечами у обоих – тяжкий груз переживаний, перенесенные горести и невзгоды, отчаяние… Друг для друга они стали опорой, поддержкой и тем новым смыслом жизни, который подарило знакомство друг с другом. Андрей и Наталья вынуждены были покинуть родные места: он уехал из Глушковского района, она – из Суджи. Сегодня они – семья Куликовых. Строят планы и благодарят судьбу за то, что свела их вместе.

Встретились два одиночества

Андрей родился в Северодвинске. В 1996 году семья перебралась в Курскую область. Дом купили в селе Званном Глушковского района, обзавелись хозяйством.

– Север в 90-е денег не приносил, родители решили изменить уклад жизни и уехали, – рассказывает Андрей. – Я отучился на повара, но тогда эта профессия не была так популярна, и диплом, можно сказать, для работы не пригодился. Только разве что в быту знания кулинарии использовал. Семья у нас большая, я старший. Четверо младших – две сестры и два брата. Нужно было помогать родителям, поэтому сразу пошел на работу. Трудился где придется: на стройках, в автосервисах.

С личным подсобным хозяйством у северян не очень ладилось. Учились содержать животных и птицу на своих ошибках, что-то подсказывали соседи.

– Первое время из рук всё валилось: и куры дохли, и кролики убегали, – улыбается Андрей. – Вместо прибыли получались одни убытки, что не удивительно. Ну ничего, потом обвыклись. Для меня Глушковский район стал родным за эти годы, хотя я уезжал работать и в Курск, и в Москву, и в другие районы области…

О вторжении ВСУ Андрей узнал, находясь в селе Волобуево Рыльского района – помогал на стройке храма Успения Пресвятой Богородицы. Признаётся: в произошедшее даже не сразу поверил.

– Я ничего не мог понять и думал: «Как такое возможно?! Они Донбасс не могут покорить десять лет, а тут посмели на нашу родную землю двинуться!» Но, к сожалению, когда всё загрохотало, пришлось поверить, – вспоминает он. – Батюшка нас вывез в Орёл, разместил при монастыре. Там немного побыл, вернулся в Рыльск. Была большая проблема – я горько пил. Батюшка меня отправил на лечение. А встретил Наталью, и вообще про спиртное забыл! Словно благодать Божия сошла.

Возвращаться в Званное не стал – там было не менее опасно, чем в других приграничных районах. И семья к тому времени уже разъехалась – кто в Курск, кто в Курчатов. Найти временное пристанище попытался в ПВР Курска, оттуда направили в Фатеж, где были свободные места. Здесь и состоялась судьбоносная встреча с будущей супругой.

– Наши кровати стояли недалеко друг от друга в общем спортзале, где жили такие же, как и мы, временные переселенцы, – объясняет молодой человек. – Присматривались друг к другу. Предложил попить кофе, она согласилась. Как раз весна была, стали выходить вместе на прогулки. Я сразу понял, что она мне нравится, в душе что-то ёкнуло. Нас в ПВР свела судьба. Встретились два одиночества. И как человек верующий считаю, что это не иначе как Божий промысел.

«Вернул мне способность улыбаться»

Наталью вывезли из Суджи лишь после того, как российские войска смогли освободить территорию от укронацистов. Уехать сразу после вторжения она не успела, пришлось долгие семь месяцев жить в постоянном страхе.

– Мы там не жили, а выживали, – поправляет молодая женщина, не сдерживая слез. – Когда ночью 6 августа начались бомбежки, никто ничего не понимал. Люди стали срочно уезжать, но не всем это удалось. Украинские военные и наемники расстреливали машины с мирными, стреляли в детей. Многих они просто не выпускали. Это был настоящий ад! Вырваться на безопасную территорию у меня не было возможности…

Наталья сначала жила в своей квартире, но потом случился прилет – и двухэтажный дом сложился до самого фундамента. Пришлось искать другое пристанище, где можно спрятаться от надвигающихся холодов.

– Подруга с семьей сумела уехать, и я перебралась в ее дом, – продолжает собеседница. – Там была печка! Только благодаря этому удалось не замерзнуть зимой. Люди ютились вместе: кто в подвалах прятался, кто в домах, где уцелели печи. Топили тем, что удавалось найти – обломки заборов, доски от разрушенных домов – всё это собирали под бомбежками и приносили для обогрева. Питались тоже очень плохо. Многие болели, лекарств не было никаких, люди умирали на глазах.

О пережитых ужасах оккупации до сих пор напоминают кошмарные сны и подорванное здоровье. Наталья отмечает, что за это время у нее очень сильно ухудшилось зрение. Теперь предстоит решать вопрос с получением группы инвалидности, а уже исходя из этого рассматривать возможности трудоустройства. Есть и другая проблема.

– Нужно что-то решать с жильем, – объясняет она. – Свою квартиру, которую я купила буквально за неделю до вторжения, оформить не успела. На сертификат рассчитывать не приходится: как доказать, что я ее купила, если все бумаги остались под завалами? Есть надежда на часть от родительского дома, где я родилась и была прописана. Он был оформлен на родителей. Мама умерла год назад. А отец не выходит на связь. Видимо, придется через суд свои права восстанавливать.

Наталья отмечает, что смысл в жизни после всего пережитого как раз и вернуло знакомство с Андреем. Хотя изначально о замужестве она даже не думала.

– Никому раньше не удавалось затащить меня в загс, – улыбается она. – В Судже был у меня мужчина, мы вместе жили пять лет. Замуж звал, а я категорически отказывалась. И раньше ухажеры были. Но как будто всё не мое было. Видимо, судьбе так было нужно, чтобы я Андрея встретила! Я ведь после оккупации даже жить не хотела, приехала в Фатеж, а на сердце полная безысходность… А он вернул мне способность улыбаться, радоваться каждому дню.

И в горе, и в радости

Свадьбу Куликовы сыграли в конце прошлого года. Предложение руки и сердца Андрей сделал очень просто – во время очередной прогулки мимо бюро ЗАГС предложил расписаться. Подали заявление, а через месяц поженились. На торжестве были только самые близкие. Главные поздравления новобрачные принимали от родителей жениха – Светланы Альбертовны и Василия Ивановича, они вместе уже сорок лет и не понаслышке знают секреты семейного счастья.

По возвращении из загса новобрачные получали поздравления и от постояльцев пункта временного размещения.

– Нам, конечно, было приятно. Дарили конвертики с денежками, и это особо трогательно, поскольку люди не от хорошей жизни тут находятся. Они считают каждую копейку, но нашли возможность поздравить нас с бракосочетанием, – говорят Куликовы.

Впереди у супругов переезд в отдельную комнату, решение многочисленных проблем. Но им не до уныния: теперь они вместе, значит, радость помножится надвое, а беды разделятся пополам.

Ирина ЛЕОНОВА
Фото газеты «Фатежские будни» и из архива героев публикации

Читайте также



Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов и Политикой обработки персональных данных
Принять