/*?>
Как бывший учитель математики нашла вдохновение в куклах
Ирина Викторовна Афанасьева из села Пены Беловского района всю жизнь преподавала математику в сельской школе. С выходом на пенсию числа и формулы отошли на второй план, уступив место творчеству. Теперь Ирина Викторовна вдохновляется милыми существами – с рыжими косичками, зелёными глазками, в рубашках и платьицах, созданных с удивительной точностью. Но куклы для Ирины Викторовны не просто игрушки, это способ найти опору для себя и путь к сердцам других.
Сначала были выкройки
Увлечение рукоделием началось ещё в школе. Ирину Викторовну впечатлили наряды, которые шила соседка по лестничной площадке Вера Геппа. Она ещё не была известна, но уже создавала не просто вещи, а идеальные образы.
– Меня тогда поразило, как можно сделать интересную, элегантную вещь для человека любой комплекции, для которого обычно сложно что-то найти, – вспоминает Ирина Викторовна. – Тогда я начала шить вещи. Сначала шила и вязала для себя. В магазинах не было такого разнообразия одежды, как сейчас, а выглядеть хотелось красиво. Когда сын пошёл в первый класс, я сшила ему костюм-тройку. Как сейчас помню: все детки в темных костюмах, а он у нас как джентльмен – в сереньком костюме в клеточку.
Со временем Ирина Викторовна оставила шитьё. Необходимость отпала, да и работа отнимала много времени. К рукоделию она вернулась уже на пенсии. Начала с новогодних символов, которые вязала для друзей. А после стала смотреть видеоуроки и погрузилась в мир кукольного искусства, обнаружив целую вселенную: вязаные куклы на шарнирах (с подвижными частями тела. – Прим. ред.), текстильные, с лицами из самозастывающей или запекаемой глины. Последняя техника заинтересовала её больше всего.
– В этой технике можно создать лицо с эмоцией. Это самые большие возможности выразить настроение, – рассказывает собеседница.
Свою первую полноценную куклу курянка создала, а точнее связала, в марте 2023-го.
– Первая кукла была немного корявой, с косяками, – улыбается мастерица. – Потом у меня её забрала племянница и… подарила известному писателю и блогеру. Тогда, наверное, я и поняла: кому-то это нравится, кто-то ценит мою работу.
История девочки-воина
Творчество стало для Ирины Викторовны не только радостью, но и спасением. В августе 2024-го, в тревожное время, семье пришлось уехать из родного села. Глава семьи отправил Ирину и детей с внуками в безопасное место, а сам остался дома. В дорогу супруга взяла с собой пряжу.
– Думала, буду вязать, успокаиваться. Когда погружаешься в творчество, это всегда успокаивает и отвлекает от негативных мыслей, – делится мастерица. – Но вы думаете, я связала что-нибуд?.. Я ничего не смогла сделать, так и прокаталась с этим мешочком пряжи. А когда вернулась, очень быстро закончила работу. Буквально за несколько дней родилась кукла, которая не планировалась, – девочка-воин. Такое было настроение. Эта кукла стала подарком для женщины, которая работает в военной полиции.
Куклы, рождённые во время личных переживаний, находят путь к тем, кто, возможно, нуждается в подобной поддержке. Например, Ирина сшила куклу-доктора по просьбе военных, мужчины подарили её своему медику. Каждая такая работа – не заказ, а отклик души.
Процесс создания тоже особенный. Обычно образ рождается в голове, говорит собеседница. Например, это девочка: рыжие волосы, зелёные глаза, платье в цветочек. Но кукла, совсем как живая, может всё поменять.
– Бывает, уже вставила зелёные глазки, запекла, а вижу – они ей не идут! – рассказывает Ирина Викторовна. – Покрасила ткань для розовых колготок и сандалий, потом раскроила – всё не то! В итоге – белые колготки и ботинки. Так что образ формируется в процессе.
Иногда меняется даже эмоция.
– Однажды хотела сделать серьёзное лицо, а получился «улыбака». У некоторых кукол сразу определяются характер, имя, история. Есть у меня мальчик-рыжик, сначала назвала его Андрейкой, а когда завершила, он окончательно стал Егоркой.
У мастерицы есть две куклы, которые за время создания стали ей особенно дороги. Их она оставила себе на память.
– Первая – тот самый Егорка. Каждый раз прохожу мимо полки, смотрю на него и хочется улыбаться, – говорит Ирина Викторовна. – А вторая дорогая сердцу работа – моя первая кукла на шарнирах. У неё нет определённого образа, это просто девочка.
Когда глаза горят
– Самое приятное в процессе, когда начинаешь ощущать в материале личность, – говорит курянка. – Сначала видишь лицо, как формируется взгляд, загораются глаза, потом постепенно, шаг за шагом, лепишь пальчики, наряжаешь. Это как будто книгу пишешь. А когда кукла готова, такое ощущение, будто что-то потеряла. Точно так, когда прочитала книгу и хочется продолжения, а его нет. Тогда берусь за новую работу.
С технической точки зрения самое сложное – обувь. Это отдельная наука, говорит собеседница: для изготовления ботиночек требуется тончайшая кожа, миллиметровые колодки, инструменты, например пробойники, тоже крошечные. «Обувной мастерской» всегда удивляется супруг. Именно благодаря его поддержке Ирина Викторовна и продолжает заниматься творчеством.
– Когда Владимир Иванович видит кукол, восхищается, спрашивает: «Как ты это сделала? Ведь ты никогда раньше этим не занималась?». Наверное, как и для любого человека, который только начинает изучать и пробовать себя в чём-то новом, для меня очень важна поддержка близких, иначе давно бы всё бросила, – говорит мастерица.
В создании кукол Ирина Викторовна считает себя новичком и мечтает побывать на крупных выставках в Москве или Петербурге, чтобы увидеть работы других мастеров, сравнить. Но выставлять свои пока не решается, хотя за полтора года создала уже более пятидесяти кукол. Каждая кукла получает паспорт и становится единственной в своём роде.
Ирина Викторовна не шьёт кукол для продажи. Для неё это не просто хобби. Эта история о том, как разные чувства – тревога, радость или надежда – превращаются в осязаемые формы. Как девочка-воин, рождённая в беспокойстве, может поддержать настоящего воина, а кукла с добрым лицом, созданная в тишине сельского дома, становится талисманом и напоминанием о человечности.
Дарья ДРЕМИНА
Фото из архива героини материала