/*?>
В Курске почтили память жертв Холокоста
Каждый год 27 января весь мир чтит память жертв Холокоста. В этот день в 1945 году советские войска освободили узников Освенцима – крупнейшего нацистского лагеря смерти, расположенного в Польше. Эта памятная дата служит напоминанием о чудовищных преступлениях нацистов против евреев и всех, кто пострадал в концентрационных лагерях.
В Курске у памятника «Жертвам Холокоста» на мемориальном комплексе «Курская дуга» собрались жители города, чтобы возложить цветы в память о трагедии, которая не обошла стороной и наш город в годы оккупации. В библиотеке им. Асеева прошел «Вечер памяти», на котором был показан документальный фильм «Ворота в ад» об Освенциме. Глава еврейской общины Курска Ефим Сошников зажег траурные поминальные свечи.
– Этот день очень тяжелый, – подчеркнула руководитель регионального отделения женской еврейской организации «Кинор» Юлия Ершова. – Но это всего лишь дата для проведения официальных мероприятий. На самом деле катастрофа Холокоста – это больно всегда, это больно каждый день. Потому что практически нет ни одной еврейской семьи, которая не пострадала бы от этого. Это страшное событие подкосило весь наш народ. Это и личная трагедия каждого, и общая трагедия всего еврейского народа.
Родственники Юлиной прабабушки погибли под Киевом в печально известном Бабьем Яре. Людей живьем сбросили в ров, закидали ветками, а чтобы руки не торчали, их сломали – так действовали немецкие нацисты и непосредственные исполнители уничтожения евреев в Бабьем Яре – украинские националисты.
– Мне это известно доподлинно, – рассказывает активистка. – Семья моей прабабушки жила в Курске. Перед тем как пришли фашисты, они успели эвакуироваться, ушли из дома кто в чем был. В эвакуации находились в Челябинске, а после изгнания фашистов вернулись в Курск, в полностью разрушенный дом. А дедушка мой в это время находился в рядах Красной армии, дошел до Берлина…
Родные курянина Владимира Минского из Западной Белоруссии были отправлены в лагерь смерти Треблинка, где и погибли. А вот родители Владимира Юрьевича прошли всю войну – отец как солдат, а мама – медработник.
По данным еврейской общины, до начала Великой Отечественной войны курский регион в Российской Федерации был третьим после Москвы и Ленинграда по количеству проживающих евреев. В Курске были две синагоги, большой еврейский квартал. Перед тем, как в ноябре 41-го года немецкие войска вошли в город, значительная часть еврейского населения успела эвакуироваться, но были и те, кто верил, что немцы, как культурный народ, не способны на злодеяния. И потому остались. И уже в первые дни оккупации еврейским детям, собранным в немецкой комендатуре, были сделаны смертельные инъекции. Уничтожение людей велось методично, в 1941 году более сотни человек были согнаны в подвальное помещение бани, на следующее утро их вывезли за город и расстреляли.
Летом 1942 года в овраге у Знаменской рощи подверглись расстрелу еще 443 представителя еврейской общины. Их тела сбрасывали в овраг, затем забрасывали гранатами для утрамбовки.
– В городе Курске не осталось никого в живых среди евреев. И по всей Курской области – во Льгове, в Фатеже, Судже, Обояни, Дмитриеве – также проводились массовые расстрелы евреев, – рассказал председатель еврейской общины города Курска Ефим Сошников.
– Сегодня крайне важно, чтобы об этом помнили не только евреи. Потому что Холокост как вариант геноцида возможен по отношению к любой национальности. И как только люди забудут об этом, история обязательно повторится, – резюмировала Юлия Ершова.
Олег КАЧМАРСКИЙ
Фото: Ольга ЗАВОДНОВА, соцсети б-ки имени Асеева