Газета "Курская правда". Всегда актуальные новости в Курске и Курской области. События и происшествия.

Дань исторической правде

Газетный выпуск № 2026_010
30 января 2026 14:33 История одного поиска

В канун 2026 года в поселке Тим произошло знаковое событие

Александр Хинштейн у обелиска на братской могиле мирных граждан Тима. 23 октября 2025 года

В парке Героев у центральной аллеи на безымянной братской могиле мирных граждан, зверски казненных гитлеровскими оккупантами, был установлен новый гранитный памятник, на цокольном камне которого выгравированы имена покоящихся земляков. Долгие годы активную работу по установлению имен вел общественник, краевед Вячеслав Жидких. История от первого лица – в его материале.

С чего всё начиналось

Прежде всего хочу задать риторический вопрос, который уже много лет волнует меня: почему так получилось, что в течение многих десятилетий братское захоронение в центре поселка Тим оставалось без имен и фамилий? Ведь многое можно было выяснить и сразу после войны, и позже, когда еще были живы и вдовы, и дети казненных, и родители убитых детей! Но нет, сколько я помню, на старом памятнике-обелиске из гранитной крошки, не было ни одного имени. И в конце девяностых я начал свою работу по восстановлению исторической справедливости.

Эпизод работы с памятником, 30 декабря 2025 года

Местные жители вспоминали, что когда-то на памятнике была табличка: здесь покоятся 37 или 38 мирных граждан и ребенок. В Тимском музее официально оформленного документа – полного списка казненных – не оказалось. Но директор музея Владимир Куракулов нашел и показал мне один листик бумаги с написанными от руки фамилиями, возможно, когда-то запись сделал первый директор-основатель музея Михаил Смотров в Курском областном архиве. Анализируя эти фамилии, я понял, что там указаны тимчане, казненные как в 1941-м, так и в 1942 году. Я сам обратился в архив, но тогда мне ответили, что требуется соответствующее «разрешительное письмо». Ушел в очень расстроенных чувствах: ведь никто мне работу эту не поручал, а стал вести я ее по велению собственной души и сердца. В связи с тем что на моем рвении найти официальный акт или протокол эксгумации братской могилы был поставлен жирный крест, я решил пойти другим путем: опрашивал старожилов Тима и окрестных сел, а также отправлял многочисленные письма нашим землякам – свидетелям событий прошлого, которых жизнь разбросала по многим городам и весям родной страны.

Помощь моих земляков

Семен Степанович Гололобов. Довоенное фото

Этот поиск пришлось мне вести в течение нескольких лет. Для меня это была одна общая тема, которую я назвал «Тайна братской могилы в поселке Тим». По мере получения новых сведений я опубликовал больше десятка материалов в «Курской правде» и в районной газете. В моих рассказах были подробные сведения, непосредственно полученные от родственников казненных и очевидцев тех страшных событий, которые нельзя получить из официальных актов и протоколов.

На публикацию в «Курской правде» моего очерка «Наша совесть и память взывают…» неравнодушные читатели оставили ряд комментариев, вот один из них: «Статья искренняя и актуальная. До глубины души потрясает подвиг наших земляков, которые не задумываясь отдали свои жизни. А что же их потомки? Имена забыты, могила безымянная… Честно ли это с точки зрения исторической памяти?!»

Очень многим обязан я Анатолию Петровичу Захарову. Именно он поведал в деталях о казни тимских активистов в погребе за кладбищем, недалеко от дома, в котором жила семья Захаровых. В июне 2017 года на этом месте тимской голгофы поставлен Камень скорби с мемориальной доской.

И еще о чем обязан упомянуть – светлая память нашей тимчанке, патриотке Валентине Долженковой, которая сразу же после казни, ночью, не побоявшись полицаев, собрала мальчишек-пионеров, живших рядом, чтобы попытаться спасти тех, кто был еще жив в замурованном погребе.

Документ из интернета

Василий Никитич Куракулов. Фото 1920-х годов

Осенью 2023 года на мою электронную почту пришло письмо от директора Тимского музея Владимира Куракулова: «Вячеслав Степанович, держите «Акт эксгумации могилы в Тиме от 25 февраля 1943 года». К письму прилагались копии двух страниц рукописного текста со списком двадцати тимчан, останки которых были найдены в погребе на северо-восточной окраине Тима при проведении раскопок погреба-могилы, где фашисты расстреляли наших граждан. На мой вопрос, откуда взяты эти драгоценные для меня страницы, Владимир Викторович ответил коротко – из интернета.

Забавно, не правда ли? То, что мне не позволили найти лет пятнадцать назад в госархиве, потребовав «специальное разрешение», теперь оцифровано и размещено в доступном для всех интернете…

Считаю, что пришло время опубликовать и в газете этот скорбный документ с именами земляков, чьи фамилии и инициалы начертаны ныне на новом памятнике в парке Героев райцентра Тим.

Василий Никитич Куракулов. Фото 1920-х годов

И еще – что заставляет содрогаться сердце. В этом же «Акте» (на второй странице) сказано дословно следующее: «Две престарелых женщины и ребёнок уничтожены потому, что невестка их и мать ребёнка Каневская София Эммануиловна, 32 лет, также расстреляна, принадлежала к еврейской национальности. Все трупы обнаружены лежащими лицами … (вниз. – В. Ж.) с огнестрельными ранами в затылок, причем перед расстрелом с них была снята верхняя одежда и обувь; очевидно перед расстрелом было приказано лечь в таком положении, после чего совершен факт расстрела.

  1. Платонова Дарья Дмитриевна, 46 лет, председатель Тимского горсовета, п. Тим;
  2. Григорьева Тамара Семёновна, 31 год, секретарь Тимского горсовета, п. Тим;
  3. Герасимов Александр Тимофеевич, 63 года, с. 2-е Выгорное;
  4. Герасимов Иван Тимофеевич, 42 года, с. 2-е Выгорное;
  5. Гололобов Семён Степанович, 30 лет, пред. к-за «Ленинский путь», с. 3-е Выгорное;
  6. Дябина Анна Алексеевна, 69 лет, п. Тим;
  7. Коренев Николай Ефимович, 35 лет, председатель с/совета д. Дмитриевка, с. 2-е Выгорное;
  8. Куракулов Василий Никитович, 46 лет, коммунист, п. Тим;
  9. Леонов Александр Кузьмич, 56 лет, коммунист, п. Тим;
  10. Локтионов Владимир Митрофанович, 44 года, коммунист, секретарь Тимского райисполкома, с. 2-е Выгорное;
  11. Локтионов Иван Гаврилович, 38 лет, коммунист, зам. директора Тимской МТС, с. 2-е Выгорное;
  12. Овсянников Иван Митрофанович, 35 лет, коммунист, п. Тим;
  13. Плахов Семён Моисеевич, 52 года, коммунист, п. Тим;
  14. Постникова Ольга Павловна, 22 года, комсомолка, учитель, с. 2-е Выгорное;
  15. Соколов Анатолий Николаевич, младенец двух лет, п. Тим;
  16. Соколов Николай Михайлович, 38 лет, п. Тим;
  17. Соколова Пелагея Алексеевна, 74 года, п. Тим;
  18. Толстых Яков Игнатьевич, 38 лет, коммунист, директор Пищекомбината, х. Камыш;
  19. Неизвестный;
  20. Неизвестный.

При осмотре трупов престарелых женщин Соколовой, Дябиной и сына Соколова, у последних огнестрельных ран не обнаружено, очевидно, они были закопаны в живом состоянии. О чем и составлен настоящий Акт».

Верификация списка

Валентина Долженкова, – пыталась откопать (спасти) тех, кто был ещё жив

В «Акте» указаны только фамилии, имена, отчества и возраст жертв расстрела. Место жительства, партийность и занимаемые должности казненных тимчан я написал по результатам проведенных поисков. Имена и фамилии восемнадцати тимчан сомнению не подлежат! 22 ноября минувшего года я был приглашен в администрацию поселка Тим, где директор музея и глава поселка уточнили этот список для памятника. Теперь о двух неопознанных гражданах – на мемориальной доске нового памятника, установленного над братской могилой, они значатся как неизвестные.

Не претендуя на истину в последней инстанции, смею предположить, что один из них, вполне возможно, Вялых Л.Н. Цитирую фрагмент письма жительницы деревни Кировка Тимского района Александры Жидких (в девичестве Осиповой): «…В погребе также был найден и мой дядя, муж моей тети – Вялых Л.Н. (Леон Николаевич). Раньше они жили на станции Ржава, а когда началась война, приехали в д. 1-я Каменка и жили у нас…»

Если один неизвестный – на основании письма его родственницы – Леон Вялых, то кто же другой неопознанный наш земляк?

Свидетель казни Толик Захаров. Поселок Тим

Еще Александра Жидких в своем письме пишет: «…Арестовали тогда троих: Ферапонтова Петра Афанасьевича, Вялых Леона Николаевича и Колинкова (не знаю его имя и отчество), они из дер.
2-я Каменка…» В одной из старых газетных публикаций мне удалось найти и уточнить фамилию третьего арестованного, это не Колинков, а Калмыков П.Т., активист, д. 2-я Каменка. Но кто именно из них был убит тогда в погребе вместе с Вялых Л.Н, я сказать определенно не могу.

В скорбный список на памятнике не вошли граждане, схваченные оккупантами и сгинувшие бесследно, по утверждению их родственников. Например, Софию Соколову (Каневскую) – она работала товароведом в Тиме – выследил и убил иуда-полицай на развилке улицы Куйбышева (через дорогу от нынешней АЗС). Место погребения Софии неизвестно.

Что еще волнует меня? По воспоминаниям старожилов, вместе с останками казненных тимчан в братскую могилу были одновременно захоронены и тела погибших воинов Красной армии. Найти подтверждающий документ, я считаю, – дело чести для местной власти, райвоенкомата или райпрокуратуры. Со своей стороны, что было в моих силах, я за прошедшие 20 лет поисков сделал сполна…

День тимской голгофы

Евдокия Ивановна Положенцева

Дата расстрела в Акте, размещенном в интернете, не указана, но при проведении поисковых исследований я нашел упоминание об этой казни в газете Тимского района «Слово хлебороба» за май 1985 года. Автор статьи «В грозные годы войны» – Алексей Бычков, до и во время Великой Отечественной войны первый секретарь РК ВКП(б) Тимского района. Он же руководил партизанским движением в дни оккупации в трех соседних районах: Мантуровском, Солнцевском и Тимском. Автор пишет: «…20 октября (1942 года. – В. Ж.) фашистским карательным отрядом по доносу бургомистра пос. Тим Б., полицая Ш., еще одного предателя Ч. было схвачено более ста человек, и в ночь с 20 на 21 октября 44 человека были казнены. Зверски замучены зам. директора МТС
И.Г. Локтионов, председатель поселкового Совета Д.Д. Платонова, подпольщик Л.Н. Вялых, секретарь комсомольской организации Т.С. Григорьева; старушка Соколова с 3-летним внуком были зарыты живыми».

Про карательный отряд, действовавший осенью в Тиме и соседних селах, вспоминают и другие очевидцы. Однако мне непонятно следующее: если Алексей Бычков пишет о казни сорока четырех человек, а из погреба-могилы за Тимским кладбищем были эксгумированы тела двадцати тимчан, то где были казнены и похоронены остальные? Известно, что многих арестованных направляли в курскую тюрьму. В качестве версии скажу также, что часть арестованных могли тогда же вывезти из Тима на грузовике в Курск и расстрелять в песчаном карьере у деревни Щетинки. Этот карьер стал местом массовых казней курян. Именно так гитлеровские нелюди-ублюдки поступили с еврейской семьей учительницы Евдокии Ивановны Лихтер и ее тремя малолетними детьми из села Зуевка, что находится рядом с поселком Солнцево.

Из прошлого в настоящее

Камень-памятник на месте казни тимчан. Открыт 22 июня 2017 года

В минувший год 80-летия Победы и защитника Отечества многие памятники и мемориалы в Тимском районе были отремонтированы. А в декабре произошла замена памятника и на бывшей безымянной братской могиле в центре Тима. Теперь мне не стыдно будет при переписке с земляками, проживающими в разных уголках России, прилагать фотоснимки памятника, на котором выгравированы фамилии и инициалы казненных тимчан! К сожалению, многие мои адресаты не дожили до этого значимого события…

Хочу выразить слова огромной благодарности губернатору Курской области Александру Хинштейну за выделенные средства на изготовление и установку нового памятника. Он всегда внимательно относится к этой теме, вот и во время поездки в Тим обратил внимание на скромный старый памятник без имен и фамилий…

4 февраля отмечается День освобождения Тима от гитлеровской нечисти. Хотелось бы видеть в этот волнующий день в парке Героев внуков и правнуков наших земляков, чьи жизни оборвались так жестоко в холодном октябре 1942 года…

ОБ АВТОРЕ

Вячеслав Жидких – архитектор, публицист, краевед, уроженец поселка Тим Курской области.

Работал ведущим архитектором «Курскгражданпроекта», в комитете архитектуры и градостроительства Курской области. Член Союза архитекторов СССР. Является соавтором множества проектов в Курске, например, детский городок «В гостях у Гулливера» в Северо-Западном микрорайоне и комплекс с магазином «Куряночка» на ул. Дзержинского.

Вячеслав Жидких – увлеченный краевед, автор публикаций о событиях и участниках Великой Отечественной войны.

Вячеслав ЖИДКИХ
Фото автора, Руслана ЖУРКИНА и Ольги АСАТРЯН

Читайте также



Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов и Политикой обработки персональных данных
Принять