/*?>
Мифы и правда о заболеваниях сердца
«Курская правда» и телерадиокомпания «Сейм» продолжают совместный проект «Посмотрим, почитаем». В эфире
«Сейма» выходит немало самых разных программ, рассказывающих о событиях, открытиях или интересных людях
нашей курской земли. И мы решили познакомить с ними не только тех, кто любит смотреть видео, но и тех,
кто предпочитает чтение. И наоборот: кто-то почитает газетный текст – и захочет перейти по QR-коду и увидеть
все своими глазами… Смотрите, читайте, ищите нас во всех телевизорах и почтовых ящиках Курской области!
Ваши «Курская правда» и ТРК «Сейм»
Ваши «Курская правда» и ТРК «Сейм»
В «Подкасте с характером» – кандидат медицинских наук, кардиохирург, участник шоу «Титаны», победитель шоу «Вызов» Дмитрий Огнерубов.
– Дмитрий, вы много рассказываете о здоровом образе жизни, в том числе на своих страницах в социальных сетях. Записываете подкасты, лекции читали в Курске. Ваш девиз – быть живым до конца. Вот что не надо делать, чтобы этот конец не наступил преждевременно?
– Если очень коротко, то я скажу прописные истины: надо заниматься спортом, достаточно спать и умеренно питаться, не набирать килограмм от года к году – ни килограмм, ни два, нисколько. Если говорить с точки зрения микромира, скажем так, нужно, чтобы у вас была капелька одного вещества. Вот знаете, как все говорят, эта капля спасет тебя от атеросклероза. У нас действительно есть капля, которая спасает от атеросклероза, от гипертонии и так далее. И это оксид азота, NO. Это естественная такая штука, которая выделяется в периферических, то есть в конечных, частях артерий и приводит к тому, что артерии расширяются. И знаете после чего она выделяется? После физической нагрузки! И у нас есть достоверно единственная штука, которая повышает уровень липопротеидов высокой плотности, тот самый «хороший» холестерин. Это бег, динамическая физическая нагрузка. Условно, бег в течение 30–60 минут приводит к повышению уровня липопротеидов высокой плотности. Проверьте свое сердце и свой организм. Попробуйте за 45 секунд подняться до четвертого этажа. Если смогли, все нормально. 60 секунд и больше – это не очень хорошо, но сойдет. И если свыше 65–75 секунд, нужно бить тревогу. Вот наши пациенты с ишемической болезнью сердца, как правило, на два пролета только могут подняться, и возникает одышка. В этом случае надо уже идти к кардиологу на прием.
Вообще каждые 40 минут (плюс-минус) надо вставать, активировать мышечную помпу на ноге. Вот у нас почему возникает варикоз. Икроножная и камбаловидная мышцы как помпа работают, стимулируют вены на ногах, чтобы кровь поднялась вверх, не застаивалась в ногах. Поэтому каждые 40 минут надо вставать и ходить.
– Какие три симптома требуют срочного визита к врачу?
– Первое. Боль давящая, сжимающего характера за грудиной, отдающая в левую руку, либо в левую лопатку, либо в нижнюю челюсть.
Второе. Одышка при физической нагрузке или без физической нагрузки. То есть нехватка воздуха.
Третье. Немотивированная слабость, которая возникла очень рано утром, в 5–6 утра. Или если человек встал и сразу устал. Это повод пойти к врачу. Это может быть и не инфаркт. Но если, например, это анемия разного рода, недостаточность кровообращения, это тоже повод пойти к врачу, проверить условно свой ферритин, нормализовать уровень железа, и тогда ты будешь вставать как жаворонок, петь и кружиться, не нужен будет кофе.
– Как, кстати, понять по первым признакам, инфаркт это или инсульт, например, чтобы помощь оказать?
– Если это инфаркт, то это давящая, сжимающая боль за грудиной, как правило, без четкой локализации, то есть пациент не может указать, где именно точка. Если вы можете указать точку на сердце, это не сердце, все нормально. А вот если боль разлитая, давящая, сжимающая где-то за грудиной, отдает в левую руку, в нижнюю челюсть, под лопатку левую, начинается при физической нагрузке либо после стресса, длится до 30 минут и не проходит при приеме нитроглицерина, нужно точно звонить в скорую, это инфаркт.
С инсультом все по-другому. Там у нас есть аббревиатура УДАР. «У» – улыбка, надо попросить человека улыбнуться. Он не сможет поднять один из уголков рта. «Д» – движение, соответственно, попросить поднять руки. Одна рука будет ниже. «А» – артикуляция. Пациент будет плохо говорить. Возможно, каша будет в голове. Возможно, он будет нестабильно стоять, и вы вообще не поймете, что он говорит. И «Р» – это решение звонить 03, вызывать скорую. Все. Потому что у нас есть очень короткое терапевтическое окно, 4,5–6 часов максимум. Ему надо приехать, сделать компьютерную томограмму головного мозга с контрастом. Определить, где очаг, засунуть ему через бедро длинный катетер и вытащить тромб, аспирацию сделать. И если это все сделать за 6 часов – полный регресс клиники. То есть он говорит снова, он радуется, улыбается.
– И тогда имеется шанс на восстановление. С чего его начинать людям, которые пережили инфаркт, инсульт?
– Ну, с инфарктом все проще. Во-первых, надо быстро позвонить в скорую. Если в течение двух часов вас доставили, открыли артерию в сердце, значит, не сформируется, возможно, даже хроническая сердечная недостаточность. А это супер на самом деле. То есть им поставили стент, открыли артерию, они расширяют режим, возвращаются домой на седьмые сутки, например, и возвращаются полностью к жизни. Причем сразу начинают бегать, прыгать и так далее. Это очень важно. То есть не противопоказано, а наоборот. После стента точно надо заниматься спортом. Через месяц вообще любая нагрузка показана. Спортзал – пожалуйста, быстрая ходьба – супер. Потому что мозг ржавеет от его частого неиспользования, сердце, условно, ржавеет от его неиспользования.
– С инсультом та же история?
– С инсультом сложнее, если не открыли артерию, конечно, прогноз значительно хуже. Это долгая реабилитация, как правило, без полного восстановления функций. Поэтому мы так критически настаиваем на том, что нужно срочно звонить в скорую, иначе это инвалидизация, пациент будет хуже себя обслуживать. И даже долгая реабилитация не поможет полностью восстановить функцию.
– Что мы должны знать и делать, чтобы жить долго и счастливо?
– Ходить к врачу иногда. Диспансеризация – это штука хорошая. Я вот люблю спортом заниматься, и обычно тест на мужика в зале – это надо сотку от груди пожать. А настоящий тест для мужика – это когда ты знаешь свой уровень холестерина, липопротеидов низкой плотности, высокой плотности, уровень глюкозы и уровень гемоглобина. Вот что нужно сделать настоящему мужику. Провериться, понять, что у тебя все нормально, ну и следить за этим.
– Если наши зрители посмотрят в ваших социальных сетях, что вы делаете в спортзале…
– Я стараюсь. Правда, поздно начал заниматься, в 20 лет. Поэтому я не так много умею, делаю двойные сальто, винты… Ну, понятно, что не так круто, как у олимпийских чемпионов. Но для врача, доцента и кандидата наук, мне кажется, нормально. Я еще готовлюсь к триатлону сейчас. Хочу пробежать 226 километров. Я вот 113 пробежал. Там 2 км ты плывешь, 90 км – велик и 27 км бежишь. Вот это, кстати, я не рекомендую своим пациентам. Но просто бег, это отлично для сердечника.
– Я бы весь подкаст разобрала на ваши цитаты, зачитаю еще. «Думаешь, ты – это мозг, характер и ипотека? Как бы не так. Ты – шаурма, где почти вся начинка – мясо». И дальше вы рассказываете, что потеря мышц – это и есть старость. Дмитрий, нам стареть не хочется. Что делать?
– Это правда. Мы – шаурма с начинкой. По сути, единственная штука, которая нас держит до конца, до старости, – это мышцы. И единственное, что не увядает со временем, если давать физическую нагрузку. Вот, например, кости разрежаются. Там меньше становится кальция, меньше белковой матрицы, они становятся более ломкими. А вот с мышцами ничего не происходит. Для мышцы, если ты тянешь на бицепс, скажем, 10 кг, возьми сегодня пятнадцать, сделай три подхода, и через день будет гипертрофия, то есть разрастание мышечной ткани. И вот эти мышцы нас держат до конца жизни. Почему не возникает у пациентов, которые занимались спортом, грыж, недержания мочи, не вываливается кишка? Потому что тонус нормальный у мышечного каркаса.
– Какие обязательные упражнения? Бег, быстрая ходьба…
– Аэробная нагрузка, не важно какая. Кто-то любит велик – без проблем, плавание, ходьба с палочками – супер… Любая аэробная нагрузка – это пять раз в неделю по 30–60 минут, это немного на самом деле, ну до работы и обратно. И две анаэробные нагрузки, то есть с отягощением. Это то, что рекомендуют общества кардиологов – наше, европейское, американское – все рекомендуют, потому что мы теперь точно знаем, что просто БАДы нас не спасут. Не спасет витамин Д, не спасет омега-3, не спасет коэнзим Q10 – ничего это не работает без физической нагрузки. Мы точно знаем, что из БАДов работают три препарата – креатин, протеин (хотя это даже не БАД, а обычный макронутриент) и изотоник, обычные электролиты. И то это нужно тем, кто занимается спортом. Все, у остальных нет никакой доказательной базы. А у чего есть доказательная база? У спорта, у сна – 7–9 часов, потому что будешь спать меньше, больше риск фибрилляции предсердий и гипертонии, – и у нормального питания. Ешь 2–2,5 тыс килокалорий в день, следи за своим весом, чтоб ни единого кило не набирать… Вот у этого есть жесткая крутая доказательная база в горизонте 20 лет. А не то что какой-то блогер написал вот там зеленые овощи поешь или фиолетовые… Если соблюдать эти несложные в общем правила, то вы ко мне на прием через двадцать лет не придете!
«Подкаст с характером». Выпуск 12 декабря 2025
Беседовала Екатерина ДАВЫДОВА