Газета "Курская правда". Всегда актуальные новости в Курске и Курской области. События и происшествия.

Русская Надежда

Газетный выпуск № 2026_010
30 января 2026 10:47 Земляки

Ко дню рождения знаменитой певицы

«На чужбине, в безмерной тоске по Родине, осталась у меня одна радость: мои тихие думы о прошлом. О том дорогом прошлом, когда сияла несметными богатствами матушка-Русь и лелеяла нас в просторах своих. Далека родимая земля, и наше счастье осталось там. Грозная гроза прогремела, поднялся дикий, темный ветер и разметал нас по всему белому свету. Но унес с собой каждый странник светлый образ Руси, любви к Отечеству дальнему и благородную память о прошлом. Светит такой непогасимый образ и у меня».

Надежда Плевицкая. «Мой путь с песней»

О знаменитой певице, которой рукоплескал сам государь-император, написано немало. Например, столь обстоятельные работы, как «Плевицкая. Между искусством и разведкой» Елены Прокофьевой, «Алиби для великой певицы» и «Плевицкая» (в серии ЖЗЛ) Леонида Млечина. Отличился на этом поприще и наш земляк Юрий Бугров, написавший книгу «Надежда Плевицкая. Удаль и печаль». Но загадок от этого меньше не становится.

Тайны начинаются уже с самого рождения. Согласно официальной версии, Надежда Винникова (впоследствии Плевицкая) родилась 17 января 1884 года. Однако существует и другой вариант ее даты рождения: 30 сентября 1879 года.

Ломаются копья и относительно ее роли «русской Маты Хари», о ее работе на ОГПУ, об участии в похищении генерала Миллера, в результате чего она была осуждена на 20 лет каторжных работ и умерла в тюрьме в 1940 году.

«Состоялся неправедный, бездоказательный суд, ошеломивший неожиданным приговором – двадцать лет каторжных работ. Вся левая пресса возмущалась несправедливостью приговора», – в предисловии к мемуарам Плевицкой пишет ее внучатая племянница – писательница Ирина Ракша (первая официальная жена Евгения Носова). Она убеждена, что весь компромат, озвученный во французском суде – включая собственноручную записку Миллера, – был подложным.

Диаметрально противоположного мнения придерживался Владимир Набоков, посвятивший этой теме свой как всегда блестяще написанный рассказ «Помощник режиссера» (главная героиня выступает здесь под фамилией Славская):

«Вкус у нее был никакой, техника беспорядочная, общий тон ужасающий; и все же люди, для которых музыка и сентиментальность – одно, или те, кто желал, чтобы песни доносили дух обстоятельств, в которых они их когда-то впервые услышали, благодарно отыскивали в могучих звуках ее голоса и ностальгическое утоление, и патриотический порыв. Считалось, что она особенно трогает душу, когда звучит в ее пении нота буйного безрассудства».

И вот, погружаясь в перипетии жизненного пути знаменитой певицы, размышляя над ее неординарной судьбой, приходишь к мысли, что трагедия Надежды Плевицкой – это ни много ни мало трагедия всей страны.

Война не закончилась

Напомним, что, находясь в эмиграции, Надежда Плевицкая и ее муж генерал Николай Скоблин были завербованы ОГПУ. Выполняя задание центра, они участвовали в похищении генерала Миллера – руководителя Русского Общевоинского Союза. Точнее, Скоблин участвовал, а Плевицкая соучаствовала. Причем Миллер был не первым руководителем РОВС, с которым расправилась советская разведка: незадолго перед тем был похищен и убит генерал Кутепов, а еще раньше при невыясненных обстоятельствах умер барон Врангель.

Убийства, похищения – ничего хорошего в подобных методах с точки зрения морали быть не может. Однако кто эти генералы? Волею судьбы оказавшиеся в эмиграции мирные переселенцы? Как бы не так! Главным смыслом деятельности РОВС было продолжение борьбы с Советской Россией. Всеми возможными средствами, включая диверсии, убийства советских дипломатов; планировалось также участие в новой войне, для чего налаживались связи, например, с гестапо.

Таким образом, борьба ОГПУ с РОВС, в том числе похищение генерала Миллера, есть не что иное, как эпизод продолжавшейся бескомпромиссной гражданской войны, в которой у каждой стороны свои интересы. А тут уж, как говорится, не до морали – a la guerre comme a la guerre.

Между красными и белыми

И в какой-то момент Надежда Плевицкая перешла на сторону новой власти, что дало основание обвинять ее в предательстве своих соратников по белому движению. Но если вникнуть в особенности момента, ситуация не такая однозначная.

Немалую популярность в среде русской эмиграции получило тогда сменовеховство. Впервые сформулированная в начале 20-х годов профессором Николаем Устряловым и названная по сборнику статей «Смена вех», эта идеология была направлена на примирение и сотрудничество с Советской Россией.

Аналогичную направленность имел также «Союз возвращения на Родину», в результате деятельности которого с 1921 по 1931 год в СССР вернулось более 180 тысяч бывших белоэмигрантов. Одним из активных членов французского отделения этой организации был Сергей Эфрон, муж Марины Цветаевой.

А если вспомнить, что на Родину вернулись Горький, Толстой, Куприн, что Советскую Россию всячески поддерживали такие светила западной культуры, как Ромен Роллан, Лион Фейхтвангер, Андре Мальро, Герберт Уэллс, Бернард Шоу, то действия супружеской четы Скоблиных становятся более чем понятными.

Как и многих других русских, их неумолимо тянуло на Родину, они хотели верить, что, несмотря на чуждую для них идеологию, Россия осталась Россией. Но поскольку находились они по ту сторону баррикад, то право на возвращение нужно было заслужить, и от боевого офицера Скоблина требовалось конкретными делами доказать свою лояльность новой власти.

Чем все закончилось, хорошо известно. Сергей Эфрон, например, по возвращении был расстрелян на Лубянке, его и Марины Цветаевой дочь Ариадна получила восемь лет лагерей. Столь же трагичной была судьба, за немногими исключениями, и других вернувшихся: бывшие офицеры и военные чиновники часто расстреливались сразу по прибытии, а часть унтер-офицеров и солдат оказалась в северных лагерях. Были расстреляны и главные сменовеховцы: Николай Устрялов, Александр Бобрищев-Пушкин, Юрий Ключников.

Что же до героев настоящей статьи, то Николай Скоблин сгинул в Испании, а Надежда Плевицкая – во французской тюрьме. Никому и в голову не пришло освободить ее, обменяв на кого-нибудь из вражеских агентов.

Национальное раздвоение

Во всей этой истории главный вопрос: почему? Почему молодая советская страна не стала объединительным центром, центростремительным ядром для всех русских? Ответ прост: потому что смысл революции состоял в другом – не в сохранении русской традиции, а в рождении чего-то нового.

Да, возможно, что в этом новом было что-то хорошее, но, как видно даже из небольшого нашего исследования, хватало также и негатива. Кроме того, новое в данном случае предполагало не продолжение старого, а его замену. О чем красноречиво свидетельствует тот факт, что 7 ноября 1917 года отмечали как день рождения Родины. То есть до 1917 года Родины у нас не было…

По той же причине советская система и рухнула в одночасье. Потому что она не опиралась на русскую историю, традицию, культуру, народное самосознание. Не было естественной подпитки, без чего строение в конце концов оказалось колоссом на глиняных ногах.

Что означает раздвоение личности? В психиатрии это первая стадия шизофрении. После чего следует распад сознания. Именно это в национальном масштабе и произвела революция – раздвоение национального сознания. Русская революция – это прежде всего трагедия, разделившая русский народ.

Судьба Надежды Васильевны Скоблиной-Плевицкой, урожденной Винниковой, сама ее личность в этом плане весьма показательны. Ведь, несмотря на столь глубокую погруженность в бурный поток политических событий, по сути своей она была вне политики, в годы гражданской войны пела для бойцов обоих противоборствующих лагерей, по убеждениям не будучи ни белой, ни красной, но оставаясь просто русской.

Ее действия были предопределены двумя обстоятельствами. Во-первых, как и положено жене, она была спутницей, союзницей, соратницей, а стало быть, и соучастницей своего мужа. Во-вторых, будучи оторванной частицей России, самой сутью стремилась к воссоединению. И потому не хорошо это и не плохо, а вполне естественно.

И даже сегодня, спустя более ста лет после гражданской войны, проблема еще не решена, раздвоение не преодолено. И потому главная задача России на новом витке спирали – вернуться к единству. Именно в этом – надежда России.

Олег КАЧМАРСКИЙ

Читайте также



Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов и Политикой обработки персональных данных
Принять