Газета "Курская правда". Всегда актуальные новости в Курске и Курской области. События и происшествия.

Тонкая материя грубой современности

Газетный выпуск № 95
08 августа 2019 15:19 Молодая Гвардия

Кто они, юные курские поэты эпохи постмодерна?

Мелочь, пачка дешевых сигарет, тоска обнимает душу поотцовски… Вы когда-нибудь хотели стать поэтом? Нет, речь идет не о масштабах известности Пушкина, Есенина или Маяковского.

Будем реалистами: настоящий поэт современности – бедный во всех смыслах, обрюзгший и раздавленный человек «среднего звена». Да, никого не щадит социальная мясорубка. Впрочем, речь пойдет обо всем и по чутьчуть.
Недавно в архиве «Курской правды» я наткнулась на весьма занимательную статью «Прошу напечатать», где некий Роман Харитонов (молодой поэт) дает советы начинающим «служителям Эвтерпы», указывает на недостатки, критикует содержание. Статья была опубликована еще в 1962 году, вот мне и стало интересно построить «мостик», посмотреть, претерпел ли изменения «рекомендационный базис» для новичков, или же все стабильно, вне эпох.
Сразу, не томя, скажу: основные догмы остаются неизменными, меняются лишь требования к содержанию (всетаки отдадим должное советской цензуре, которая прямо сочится меж строк сфтатьи 1962 года), форме, подаче. Современная поэзия более «разнузданная», свободная, не загнанная в рамки. Конечно, крайне трудно начинающему автору постигнуть все тайны поэтического ремесла, ведь здесь, помимо желания, необходимо умение чувствовать, способность оригинально мыслить. Вот поэтому первые пробы пера зачастую неудачны. А к чему я веду, собственно?
Вот большинство современных поэтов уходит в «подполье», в underground culture, так сказать. Почему? Говорят, публика отзывчивее, цензура не «жмет» да и критика «по делу» – каждый может высказать свое мнение о творчестве в группе или на странице в социальных сетях, благо таковые завести – минутное дело, да и реклама, «мерч» – монетизация одним словом – проходит в разы проще.
Пообщавшись с представителями подобных литературных кружков, невольно проникаешься духом «современного слова», контркультуры, а в голове заедает песня «Россия для грустных». Притесняют поэтов, не щадят. Маяковский еще отмечал, что в поэзии надо иметь что сказать, и сказать так, как не говорили до тебя. А очутившись на литературном вечере, где Виталий Маrshak читает свои стихи, потом в беседе с поэтом слышишь рассказ с нотками горечи в голосе о том, как не пропускают в печать – мол, стиль «скачет», все пафосновульгарное, гиперболизированное…
Вот хочу сразу развеять предубеждения. Как и любое творчество, поэзия – искусство свободное, здесь каждый может найти выражение чувств в любой форме. А что касается норм, так тут дело вот в чем. Многие задаются вопросом, почему в современной поэзии стихи без ритма, рифмы, с маленьких букв и темы в основном чернушноподростковые. Постараюсь дать ответ, проведя еще небольшой экскурс по данной тематике.
В современной поэзии стихи без рифмы потому, что в поэзии вообще стихи, как правило, без рифмы. Рифма была кратковременным увлечением европейской традиции, тогда как поэзия существует, предположительно, со времен верхнего палеолита, большая часть ее не рифмована, и ей это совершенно не нужно. Есть сотни способов работать со звуком и ритмом – рифма только один из них. Она вышла вперед под влиянием культурных давлений своего времени и отошла в прошлое вместе с ними, уступив место гораздо более древней, живучей и любимой авторами тенденции уменьшать количество шаблонов и увеличивать количество авторских выборов.
Одним из таковых стало решение избавиться от заглавных букв – помимо очевидной стилистической функции, это очерчивает все время присутствующий в литературе конфликт между языком как семиотической структурой и речью как прямым действием. Просто в речи нет заглавных букв, но есть паузы, а в языке, напротив, есть заглавные буквы, но нет пауз. Стихи, таким образом, смешивают декларативную речевую сторону и текстовую, да и с разбивкой на строки изначальная функция заглавных букв – облегчать чтение сплошного текста – становится избыточной.
Ну и «вишенка» в освещении этого аспекта – нерифмованный, подростковочернушный Катулл I века н. э. в переводе:
«Пьяной горечью Фалерна
Чашу мне наполни, мальчик:
Так Постумия велела,
Председательница оргий.
Ты же прочь, речная влага,
И струей, вину враждебной,
Строгих постников довольствуй:
Чистый нам любезен Бахус».

Так как же пишутся стихи? Кто такие эти «современные поэты»? Знаете, как и во все времена: ктото «штампует», а ктото жертвует на алтарь искусства часть себя с каждым новым произведением. Как говорится, «Red Bull не окрыляет, любовь тоже, но маркетологи работают на ура». И так было во все времена. Современный поэт не воспевает правителей, не любуется красотой убиенной природы, не восторгается возвышенностью пластиковых чувств. Он – оголенный нерв современности. Это трудные в отношениях люди, которые душат родных капризами, слезами и тошнотворноприторными нежностями на фоне извечной меланхолии. Все это мракобесие приправлено давлением извне, непониманием, клеймом нахлебника («…ишь, тонкая душа, мол, стишки пишет, а заводы стоят!»).
Знаете, подобные статьи, вроде «Прошу напечатать», убивают на корню весь ореол изящества и таинственности этого непростого ремесла. А ведь каждый хочет прикоснуться к чемуто неизведанному, эфемерному и прекрасному. Разумеется, все прекрасное покупается ценой великого страдания, как говорится в предисловии «Поющих в терновнике». Но не надо довлеть над творцами.
В завершение хочу добавить немного позитива и полезной информации: в нашем городе проводятся культурные вечера, где поэты, музыканты и писатели делятся своим творчеством, общаются с публикой на равных в неформальной обстановке. Организацией подобных мероприятий занимаются молодежное движение «Маримо», администрация антикафе «Неформат» и «Пластилиновая ворона» (подробную информацию вы можете найти в соцсетях или на сайтах организаций). Так называемые сходки проходят очень часто, возрастное ограничение 16+. Как завсегдатай подобных мероприятий, хочу сказать: провести вечер с единомышленниками за чашечкой кофе, обсуждая любимые стихи, дорогого стоит.
Ирина Пашутина



Обсуждение ( 0 комментариев )

Читайте также