/*?>
Журналисты со всей России побывали в Абхазии в ходе пресс-тура, организованного АРС-ПРЕСС. Впечатлениями коллег за рамками официальных мероприятий делится главный редактор «Курской правды» Наталья Лымарь.
.
– Точно такие же сосны, море, солнце, пляж, корпуса, где мы отдыхали, – в Турции, – восклицает моя коллега из Чебоксар.Такие же, но там, за морем, благоустроенные четырех-пятизвездочные отели. И все же, несмотря на отсутствие стерильного комфорта, Абхазия нам ближе и роднее. Русская речь вокруг и оживающее наше совместное советское прошлое, о котором они вспоминают с благодарностью, дарят нам свое гостеприимство и радушие. А о гостеприимстве Апсны, что означает «страна души» (так называют свою страну абхазцы) ходят легенды.
«Интурист» теперь для всех?
Есть в Абхазии отели с европейским сервисом. Закрытая территория, красивый парк. Браслет на руку, и 24 часа – отдых, шведский стол, анимация, бассейн с подогревом, даже медицинские процедуры, если необходимо.
– Живем, как во дворце, – поделились коллеги из Новосибирска.
Но в Абхазии, за пределами даже самого дорогого отеля, намного интереснее, хотя есть одно местечко…
Когда мы отдыхали в Абхазии, мой дядя прямо-таки рвался в Пицунду. Потому, что она была практически закрыта для русских туристов в советские годы. Тогда пацаненком он ходил туда пешком вдоль моря. А посмотреть тут было на что. Здесь отдыхали только иностранцы: немцы, французы, англичане и американцы, а теперь сюда с удовольствием едут российские туристы. Курортный комплекс из семи многоэтажных гостиниц, в советское время бывший одним из отделений «Интуриста», в двух шагах от центра Пицунды. Летний кинотеатр, водные горки, несколько кафе. Огромная пляжная зона широкой лентой протянулась по всему заливу. По территории можно совершать многочасовые прогулки от одного корпуса к другому, дышать соснами и морем. Здесь есть даже бассейн с дельфинами. Можно представить, какой роскошью для советского человека была Пицунда. Попасть в этот курортный городок дозволительно было только на несколько часов на экскурсионном автобусе в составе группы, т.е. под присмотром. Говорят, все путевки распределялись в Москве. Моего дядечку, конечно, это не устраивало. Он шлепал сюда по морю. Стрелял у иностранцев сигареты, ел в местных кафешках чебуреки и ачашв (это абхазские хачапури – тончайшие лепешки с сыром, которые просто тают во рту). И даже не без удовольствия дегустировал местное вино. Кстати, приехав, порадовала любимого родственника, ведь чебуречная работает. Вина и домашние, и заводские предлагают на каждом шагу. А в курортном комплексе «Пицунда» теперь можно бронировать номер и отдыхать.
В Абхазию – еще и фруктов поесть!
Хурма уже созрела, в Абхазии ее можно попробовать с веточки. Проезжаешь мимо виноградников, кустарников с фейхоа. Конечно, здесь растут и груши, и сливы, и яблони. Но для нас более привлекательны и экзотичны киви, инжир, мушмулла, персики, нектарины, гранаты, кумкваты, а также цитроны, апельсины, лаймы и другие цитрусовые. Говорят, что первые цитрусовые были завезены на побережье в 1837 году новоафонскими монахами, которые воздвигли здесь христианскую обитель.
В октябре уже начался сбор мандаринов – они в Абхазии с тонкой шкуркой и особенной такой кислинкой. Если жители в сезон сбора не могут реализовать свой урожай, то делают сок и продают его летом туристам. Кстати, цена на мандарины в сезон опускается до 25-35 рублей за кг. В декабре созревают апельсины: они чуть дороже 40 руб за кг.
С удивлением узнали, что есть в Абхазии государственная пасека. Местные пчелы – трудолюбивые абхазки – трудятся целый год, благо погода позволяет. Они имеют самый длинный хоботок – аж 7 мм!!! Сами строят соты и накачивают их медом. Но это, пожалуй, отдельная тема, о которой мы расскажем вам позже.
А теперь поездом в пещеры!
Маленькие вагоны за несколько минут доставляют желающих под землю. И вот мы в каменном мешке Анакопии. Это первый зал – начало пути.
Я представляю ощущения 16-летнего абхазского паренька, который впервые вместе с учеными спустился в эти сказочные пещеры. Это удивительные природные фантасмагории. Словно космос на земле!
– Гиви Смыр, так его звали, спустился в пещеру без всякого спелеологического оборудования с одной только веревкой. Кстати, после он стал профессиональным ученым, художником, общественным деятелем, – добавляет мой коллега из Владимира Игорь Ефремов. А когда его родине понадобилось, он взял в руки оружие и сражался на абхазско-грузинской войне, как я узнал, командовал батальоном. К сожалению, несколько лет назад его не стало.
В Абхазии около 500 пещер. В Новом Афоне самые известные и посещаемые. Попадая сюда, теряешь чувство реальности, времени и пространства. Мы идем по металлическим переходам, путешествуя из одной пещеры в другую. Здесь все сделала природа, только к некоторым сталактитам и причудливым фигурам из камня проведена подсветка. Это дает возможность увидеть их во всей красе. Кроме того, искусственный свет позволяет осознать масштабы этих гигантских залов. В первом – два озера (их площадь намного больше, чем видно глазу) скрываются под скалами. Экскурсия, сопровождаемая монотонным голосом экскурсовода (кстати, в этом случае это нисколько не портит атмосферу) и прекрасной классической музыкой, длится почти полтора часа.
Время от времени здесь организуют концерты. Музыка в исполнении Симфонического оркестра, Абхазской капеллы или народных ансамблей. А представляете, какая тут акустика! Сердце замирает…
Самый главный храм Абхазии
Патриарший собор в честь апостола Андрея Первозванного – один из старейших христианских храмов в Абхазии (IV век н.э !!!). Сегодня это государственный концертный зал. Если посчастливится, можно попасть на выступления «Виртуозов Москвы» под управлением В. Спивакова, послушать игру Дениса Мацуева. Но есть в Абхазии и свои имена, например оперная дива Хибла Герзмава.
А я когда-нибудь буду рассказывать своим внукам, что меня попросил помочь ему во время концерта знаменитый органист Лука Гаделия, и мне это было несложно. А вот ему. Представляю, сколько колоссального многочасового труда, сколько лет стоило освоить этот инструмент, который считается одним из самых сложных в мире. А мне – всего лишь перевернуть в нужный момент страницу. Спасибо за великолепный концерт!
Лука не только виртуозный исполнитель (чего стоит его ножная техника!), но и талантливый аранжировщик. Он перекладывает для органа известные нам произведения, например «Танец с саблями» Хачатуряна.
А после концерта мы поговорили о том, как живется органу и знаменитому музыканту Луке Гаделии в Абхазии. Органу непросто во влажном климате, а Луке и его семье, где уже растет маленькая дочка Мирослава, природа родной страны только на пользу.
Абхазский язык – один из самых сложных в мире, есть в его звуках и свист птиц, и треск ломающихся деревьев. Более 150 слов в нем с корнем «душа» – «апсны».
Приехав туда впервые, очень хочется как можно чаще возвращаться в Абхазию.
Наталья Лымарь
Фото Натальи Колывановой
и Виктора РУДЕНКО