Газета "Курская правда". Всегда актуальные новости в Курске и Курской области. События и происшествия.

Когда тишина кричит

Газетный выпуск № 2020_13
06 февраля 2020 12:38 Культура

«3Д» – единственный театр в Курске, который работает в форме пластической драмы. Он основан в 2014 году. За это время художественный руководитель театра «3Д» Сергей Малихов поставил уже семь спектаклей. Все они прошли с аншлагом.

Когда тишина кричитКурский театр «3Д» представит спектакль на жестовом языке
«…В Восточной Анатолии, в селении, окруженном со всех сторон массивами гор, местные жители громко не разговаривают, не смеются во весь голос, иными словами, стараются не производить ни малейшего шума, потому что звуковые волны могут вызвать сход снежных лавин. Самое необычное в этой ситуации то, что опасность схода лавин сохраняется девять месяцев в году… И только три месяца в году эти люди могут кричать, стрелять из оружия, праздновать свадьбы, рожать детей… То есть могут выплескивать свои эмоции только три безопасных месяца в году… А что же им делать в оставшиеся девять месяцев? Не издавать ни малейшего звука и шороха, вести жизнь, полную волнений и страха…»
Эта история, услышанная турецким драматургом Тунджером Джюдженоглу легла в основу его пьесы «Лавина». В Курске ее представит зрителям Молодежный театр «3Д». Действо будет сопровождаться субтитрами: спектакль идет на жестовом языке. «3Д» – единственный театр в Курске, который работает в форме пластической драмы. Он основан в 2014 году. За это время художественный руководитель театра «3Д» Сергей Малихов поставил уже семь спектаклей. Все они прошли с аншлагом.
Зрители увидят «Лавину» совсем скоро, премьера состоится в конце февраля. А накануне мы встретились с Сергеем Малиховым.
Когда тишина кричит– Сергей Игоревич, почему решили обратиться к этому произведению?
– Каждый год мы стараемся удивлять зрителя. В спектакле должна быть изюминка, то, что отличает его от любого другого. Долго искали материал! Помог случай. На несколько недель я потерял голос. Знакомая дала почитать книгу: «Ты сейчас безголосый – пьеса как раз об этом». Это была «Лавина» Тунджера Джюдженоглу. В 1987 году автор, работая в одной кинокомпании, от своего друга, режиссера Юсуфома Курченли, услышал взволновавшую его историю. Так родилась пьеса. Но если вы ее прочтете и посмотрите спектакль, скорее всего, решите: это две совершенно разные истории.
– Вам пришлось изменить текст?
– В спектакле три состава. И главные герои – разные. Можно сказать, что мы сделали три спектакля. В центре – история молодой женщины, которая ждет ребенка. До периода, когда опасность схода лавины минует, остается всего три дня. Будущая мать боится, что ребенок появится на свет раньше. Крик младенца повлечет сход лавины, и все погибнут. Каждому из ее близких предстоит проявить себя. В спектакле прошлое пересечется с настоящим, перед нами пройдут судьбы главных героев. В нашей истории подняты темы экологии, религии, борьбы со своими страхами. Она и про ограничения, и про отсутствие возможности выразить свое мнение. Всего не перечислишь – спектакль расскажет больше.
– Почему решили использовать жестовый язык?
– Как правило, у нас музыка – основное действующее лицо. У театра есть свой композитор. Подчас кажется, что за сценой – целый оркестр. Музыка утрирует каждый жест артиста. В этом спектакле мы решили в некоторых местах от музыки отказаться – в зале гробовая тишина. Когда начали репетировать, подразумевалось, что артисты говорят шепотом. Потом я подумал: надо выучить язык жестов. А смысл, который в этих словах, мы выведем субтитрами на экран. У нас в труппе есть два человека, которые хорошо знают язык жестов. Потому в спектакле подлинный, живой язык жестов, со своими сложностями, нюансами. Он постоянно меняется, обогащается. Сейчас, когда спектакль уже почти готов, ловлю себя на том, что мой внутренний голос подбирает интонацию, я слышу героев, начинаю им сопереживать.
– Долго ли шла работа над спектаклем? Что было самым сложным?
– Работать мы начали с июля. Мы ставим один спектакль в год. Не хотим превращаться в конвейер – да и нет такой необходимости. Ребята привыкли, что у нас очень эмоциональные спектакли, когда можно кричать, а тут надо не просто молчать, а чтобы была такая громкая тишина.
– Чем был обусловлен выбор актрисы на главную роль? Есть что-то общее в характерах актрисы и героини?
– В каждом из нас сидят все персонажи. Главное, что девчонкам удалось обнаружить в себе черты, присущие главной героине, – мнительность, страх. И, конечно, была важна хореографическая подготовка. У кого-то она была, кому-то пришлось ее подтянуть.
– Известно, что в спектакле присутствуют спецэффекты, даже сцены в жанре «хоррор». Вам приходилось обращаться к специалистам?
– Не будем заранее открывать секреты, скажу лишь, что автор одного из них – наша актриса. Правда, она считает это всего лишь простым фокусом.
– Ваша постановка «Холстомер» по повести Л.Н. Толстого имеет оглушительный успех, вы получили грант Президента России. Спектакль увидели не только куряне, но и жители пяти городов области. Ждете ли такого же успеха сейчас?
– «Холстомера» впервые смотрел в исполнении БДТ. Подумал: «В жизни такого не видел – как здорово». В прошлом году этот спектакль мы поставили, и я понимал, что, делая что-то в этот раз, никак нельзя опускать планку. Мы хотим, чтобы в «Лавине» зрители услышали эту громкую тишину, до самого конца переживали за каждого героя и ушли домой с ощущением, что, как бы ни было тяжело, их действиями руководил не страх, а любовь. Потому что это главное в жизни.



Обсуждение ( 0 комментариев )

Читайте также