Газета "Курская правда". Всегда актуальные новости в Курске и Курской области. События и происшествия.

Уберут ли с прилавков «кота в мешке»?

Газетный выпуск № 2020_13
06 февраля 2020 10:16 Общество

C 1 марта маркировка обуви станет обязательной для всех участников этого сегмента рынка. С 1 июля вводится маркировка на сигареты и лекарства, а до конца года – на фототовары, верхнюю одежду, постельное белье, коляски и велосипеды.

До марта – считаные недели. Захожу в магазин, который куряне не без иронии называют «Черкизоном» за стойкий химический запах в торговых залах.
Их в нашем городе, да и в области в целом, как блох на барбоске. Изучаю обувь со смартфоном в руке. Ищу информацию о производителе. Вдруг найду?
– Что интересует, дорогой? Сделаем в лучшем виде, – говорит усатый мужчина восточного типа с застывшей на лице лучезарной улыбкой.
– Туфли. Но с маркировкой не вижу.
– Маркировка-шмаркировка… Нет у нас таких. – Купеческий взгляд продавца сразу делается колючим и злым. Он машет рукой в неясном направлении западо-юго-востока: – Там ищи…
Подозреваю, что после вопроса о сертификации туфель укажет более точный маршрут. И, возможно, пинком, невзирая на ранг потенциального покупателя.
А товар здесь внешне красивый, блескучий – пылинки не найдешь. Явно персонал после рабочего дня тряпочкой драит, чтобы выглядел как натуральная кожа. Вот только такой трудовой энтузиазм почему-то сочувствия не вызывает.
Говорят, что для подобных предпринимателей повсеместная маркировка станет крахом, и они его уже затылками ощущают.
Если сертификат качества еще можно подделать, то в марте в фальшивке уличит любой покупатель, не отходя от прилавка. Каждая пара туфелек или сапожек, которая поступит на прилавки нашей страны, с первого дня весны должна иметь своеобразный цифровой паспорт. Информация, имеющаяся в нем, раскроет все тайны происхождения обуви.
– Для потребителя это большая польза, потому что он имеет возможность видеть, кто произвел, когда произвел, как происходило движение товара. Можно проследить его судьбу от производства или ввоза в страну до магазинной полки. К тому же покупатель имеет право дальше предъявить претензию, зная все о товаре. То есть это легальное производство, а не завезенный контрафакт, – пояснила заместитель председателя комитета промышленности, торговли и предпринимательства Курской области Вера Дьяконова.
По ее словам, маркировка, которая поэтапно вводится в России, преследует три главные цели: во-первых, убрать с рынка контрафакт, во-вторых, вытеснить производителей, скрывающих реальные доходы, и, в-третьих, помочь покупателю. Вероятность приобрести «кота в мешке» будет практически равна нулю.
Курян больше волнует, как новация в духе цифровых технологий отразится на цене товаров.
– Существенным образом на цене это не должно отразиться. Мы уже знакомы с такой процедурой по меховым изделиям, маркировкой будет заниматься производитель. Для него цена оборудования – не столь существенная сумма, которая будет влиять на конечную стоимость, – отмечает Вера Дьяконова.
Тем более идут семинары и совещания с предпринимателями, где пытаются довести до участников рынка все тонкости и сложности новаций в законодательстве.
Между тем точка зрения предпринимательского сообщества не столь категорична.
– Сама идея маркировки хорошая. Ты маркируешь товар, смотришь за его продвижением и на оптовом складе, и в рознице. Покупатель узнает, качественный товар или нет. И налоговой сразу становится известно, уплачены ли с него все налоги. Но помимо идеи, есть еще ее реализация. А тут возникают проблемы. Те, кто организовывал маркировку, не продумывали детально, к каким последствиям она приведет. Попробовали на шубах. Вроде получилось. Но там наценки на товар большие, и на покупателях это не отразилось. А где наценка минимальная, допустим, на молоко, а расходы на приобретение дополнительного оборудования большие? Возникает вопрос, куда предпринимателю списывать издержки. С маркировкой лекарственных средств едва не начались сложности. Большинство аптек платит ЕНВД. Хорошо, что законодатели успели внести поправки и смягчить переход. А не успели бы? – отмечает бывший уполномоченный по защите прав предпринимателей Курской области Владимир Казарин. По его мнению, в реализации новаций не должно быть ручного режима.
Сомневается в стабильных ценах и председатель наблюдательного совета консорциума легкой промышленности города Курска, директор ООО ТПК «Даримир» Владимир Шалагинов.
– Наш консорциум – это легальные производители. Отрасль насчитывает 70 предприятий. Сегодня, чтобы промаркировать нашу продукцию, скорее всего, будем вынуждены повышать цены. Мы платим налоги, платим за сертификацию, за новую дополнительную аппаратуру, программное обеспечение, техническое обслуживание. То есть издержки растут, а объемы продаж тем временем с каждым годом снижаются. Покупательная способность населения невысокая. Многие предпочитают приобретать контрафактный продукт. На сезон хватит – и хорошо. Нас контролируют, а нелегалы чувствуют себя вольно. Более того, их товар для многих покупателей привлекателен в первую очередь благодаря низкой цене. Конкурировать с ними на равных мы, производители, в подобных условиях не можем. Мы за конкуренцию, но она должна быть честной, – рассказал Владимир Шалагинов.
А может быть, именно маркировка и есть первый шаг, который вытеснит с рынка торгующих подделками, и это лучше, чем меры административного воздействия?
Борис Киряев



Обсуждение ( 0 комментариев )

Читайте также