Газета "Курская правда". Всегда актуальные новости в Курске и Курской области. События и происшествия.

В ожидании Ноя

Газетный выпуск № 2020_30
19 марта 2020 18:04 История

Страницы из проекта Виктора Крюкова «По дороге к 1000-летию»

Считается, что большая вода на протяжении обозримой истории приходила в наш город каждые 10-20 лет. Рекордами были отмечены 1929, 1932, 1942 и 1951 годы.

Курск, Стрелецкая слобода, наводнение 1906 года

Самая же тяжелая ситуация сложилась в 1970-м. Тогда накануне стихии газета «Курская правда», со слов паводковой комиссии, сообщала, что весной вода поднимется почти на шесть метров. Как оказалось, действительность превзошла даже этот прогноз…
Власти готовились основательно: составили списки жителей, которых в случае опасности нужно было эвакуировать, сделали запас продуктов, поставили на учет и подготовили все лодки, привлекли военнослужащих и ДОСААФ. Соответственно, мобилизовали и Курский гарнизон.
Вначале вода прибывала неспешно, что вроде бы не давало особых оснований для беспокойства. Казалось, что паводок пройдет во вполне рядовом режиме. Однако 7 апреля (в субботу) пошел сильный дождь, который продолжался до понедельника, снег и лед на Тускари и окрест быстро растаяли, и река рванула из берегов.

1970 год, улица Кожевенная

Жители многих улиц в Стрелецкой слободе уже в первый день наводнения были отрезаны от центра, электричество в домах отсутствовало: водой залило подстанции. Через пару дней затопило кожзавод, кондитерскую фабрику и насосную станцию №1 «Пески»…
Создалось тяжелое положение с водоснабжением. В центральных районах Курска воду давали по графику, а в Кировском районе ее не было вовсе, если не считать ту, что подвозили на машинах и раздавали людям на улицах.
Тех, кто попал в зону подтопления, эвакуировали на лодках. В первый день «потопа» плавсредств не хватало, люди часами ждали своей очереди на эвакуацию. Тех, кого удалось вывезти, размещали в нескольких школах, однако некоторые из них вскоре тоже были затоплены.
«Курская правда», анализируя ситуацию уже после наводнения, писала: «Большую воду ждали и к ней готовились, но та вода, которая пришла, выявила, что готовность была неполной…»

1970 год, мост через Тускарь рядом
с кожзаводом

К счастью, обошлось без жертв…
В 1970-м на Тускари был отмечен самый высокий уровень воды за все время наблюдений. В черте Курска он достиг отметки 735 сантиметров! Вода дошла до зданий ГАИ и церкви на улице Дубровинского.
К слову, наводнение 1979 года мало уступало описанному выше – всего на 42 сантиметра.

1970 год, военные эвакуируют население

Впрочем, наводнения в Курске случались не только в период весенних паводков. Происходило это и в летние месяцы – после сильных продолжительных дождей. Случается такое и сегодня, особенно в районе Центрального рынка. Причина здесь в неудовлетворительном состоянии ливневой канализации, которую не ругал только ленивый.
Но ведь наш город существует уже давно. Как выходили из «ливневой» ситуации куряне в минувшие века? Может быть, как и сегодня, терпеливо ждали, когда дождик закончится наконец-то и все вернется на круги своя? Вовсе нет. Скажем, по обочинам главной улицы Курска (в те времена – Московская) были обустроены неглубокие канавы, по которым дождевая вода сбегала в сторону Красной площади и, обходя ее стороной, в Тускарь. Для пешеходов, в случае если им нужно было перейти на другую сторону улицы, предназначались деревянные настилы, перекинутые через канавы.

Улица Раздельная в апреле 1970 года

Аналогичное решение было применено и для улицы Херсонской (Дзержинского). Может быть, это менее эстетично, чем нынешняя закрытая ливневая канализация, но зато надежнее – хотя бы в силу того, что такую гораздо проще чистить. Кстати, обязанность содержать эти «арыки» в чистоте и порядке возлагалась на владельцев зданий, выходивших своими фасадами на конкретные участки улицы.
Стоит вспомнить, что улицы Курска (да и дворы многоквартирных домов тоже) сегодня едва ли не сплошь покрыты асфальтом, который, как известно, воду не пропускает. Стало быть, во время ливня она стекает куда-нибудь пониже, почти не впитываясь в почву. Булыжник (предшественник асфальта) в Курске начали массово применять сравнительно поздно (в конце ХIХ века), да и то весьма фрагментарно.

Эй, на крыше, слазь!

Дядин переулок

Во время наводнения 1970 года вода дошла до отделения милиции на улице Дубровинского

Подавляющая часть территории города продолжала исправно впитывать воду. Тут сам собой напрашивается вывод: нынешний Курск требует гораздо большего внимания с точки зрения отведения ливневых (и паводковых) потоков, чем полтора века назад и раньше.
Однако вернемся к регулярно затапливаемой территории окрест Центрального рынка. Стоит заметить, что она в значительной своей части тянется вдоль русла Кура, спрятанного нынче под землю. Ранее (до начала 70-х) речка открыто принимала все потоки дождевой воды с очень большой территории, противодействуя затоплению улиц в низинах.
Сегодня же подземная часть Кура связана с поверхностью всего лишь несколькими ливневыми решетками, среди которых многие или забиты мусором, или перекрыты слоем асфальта.
Впрочем, можно устроить десятки сливных решеток дополнительно, тщательно следить за их исправной работой, но само по себе это если и выправит ситуацию, то ненадолго. Дело в том, что подземное русло (300 метров) все больше забивается илом, песком и мусором. В некоторых местах толщина таких отложений уже больше метра – сам проверял.
Основной материал, из которого построен подземный водовод Кура, – это железобетон. Так вот, несущая арматура плит перекрытий уже давно оголена. То есть влага добралась до металла, тот начал покрываться ржавчиной, которая, будучи больше в объеме, разрушила и вытеснила бетонный слой.
Стоит вспомнить и тот факт, что перекрывающие конструкции были рассчитаны проектантами на гораздо менее интенсивный, чем сегодня, транспортный поток…

1979 год, Стрелецкая слобода. Операция по спасению коровы

Курск, Стрелецкая слобода, апрель 1970 года. Вид со стороны Первомайского парка

Начало ХХ века, улица Московская (Ленина), неподалеку от кондитерской Левашкевича. Канавка для отвода воды и переходные мостики

Так или иначе, но представить ситуацию, когда практически бесхозная подземная река сама «построит» себе запруду, очень несложно. И здесь вовсе не обязательно, чтобы рухнула плита перекрытия.
Вертикальные железобетонные конструкции в подземном русле Кура давно уже падают. Вкупе с илом, песком и мусором – вот вам и запруда. А тогда во время ливней подземная речка будет фонтанировать через те самые сточные решетки наружу, а не принимать поток в свое русло. Этому может способствовать тот факт, что само русло не прямое, а весьма извилистое.
В завершение еще одна картинка из прошлого. Можно сказать, в назидание. Сильные наводнения на реке Кур во времена оны случались неоднократно. Одно из самых разрушительных, с человеческими жертвами, произошло 13 июня 1871 года, опять же – после сильного продолжительного ливня. К тому времени берега речки были застроены, сама она ближе к Покровскому рынку и ниже текла как бы в каньоне, который нетрудно было запрудить. По всей вероятности, это и произошло: ливнем смыло многочисленные отходы жизнедеятельности местных жителей, которые складировались на берегу (умышленно сбрасывать их в реку строго запрещалось), они-то и создали препятствие, которое в узком русле с высокими берегами вода просто не могла обойти.

Стрелецкая слобода, наводнение в начале ХХ века

Стрелецкая в апреле 1970 года

Улица Дзержинского после сильного дождя. Наши времена

Наводнение 1979 года

Потом (по воспоминаниям очевидцев) начало срывать многочисленные пешеходные мостики, приплывшие к Каменному мосту, под которым речка пересекала улицу Херсонскую (Дзержинского), и это еще более усугубило ситуацию. Есть информация и о том, что мост имел шлюзы, которые в спокойное, засушливое время несколько поднимали уровень речки выше по течению. Как раз их-то и не удалось открыть полностью, когда в этом возникла острая необходимость… Если бы в те времена телевидение уже существовало, его служители не преминули бы сообщить на всю Россию: «А в Курске, судари мои, центральную улицу горожане саженками переплывают…»
Кстати, упомянутый выше Каменный мост, построенный еще в первой четверти ХIХ века, исправно служит городу по сей день. По сути, он основной конструктивный элемент нынешнего подземного русла Кура. Я неоднократно имел возможность осмотреть это сооружение изнутри и считаю, что трудягу-ветерана срочно нужно ремонтировать. Срочно! Без малого 200 лет – это вам не шутки. Если бы он изначально был исполнен в железобетоне (как строят сегодня), а не в камне – давно бы рухнул…
В Курске фраза «После нас хоть потоп» уже давно лишена смысла. Таковой кое-где случается регулярно. Но вот мудрого Ноя, который бы взялся хотя бы локально изменить ситуацию к лучшему, что-то не видно.



Обсуждение ( 0 комментариев )

Читайте также