Газета "Курская правда". Всегда актуальные новости в Курске и Курской области. События и происшествия.

Доклад. Часть 10

Газетный выпуск № 2020_72-73
18 июня 2020 20:47 Документы

уполномоченного по правам человека в Курской области за 2019 год

10. Право на благоприятную окружающую среду
По итогам осени Курская область вошла в число 10 регионов с наилучшей экологической обстановкой в стране, заняв 7 позицию в «Национальном экологическом рейтинге регионов России», составленном Общероссийской общественной организацией «Зеленый патруль» совместно с Союзом «Национальный экологический корпус». Тем не менее проблемных вопросов в сфере охраны окружающей среды немало.
Обеспечение населения качественной питьевой водой.
Ежегодно жители Курской области обращаются к Уполномоченному по вопросу обеспечения качественной питьевой водой. В этом году обращения поступали из Курского и Горшеченского районов, города Курска.
В ходе мониторинга Уполномоченным по правам человека экологической ситуации в Курской области проблемы с обеспечением населения питьевой водой также обозначили органы исполнительной власти других муниципальных районов.
К примеру, в Глушковском районе жизненно необходимо строительство станции обезжелезивания воды.
В Медвенском, Рыльском, Солнцевском, Фатежском, Кореневском и Хомутовском районах в неудовлетворительном санитарно-техническом состоянии находятся водопроводные сети и сооружения, иногда износ оборудования достигает 85-90%. По этой причине нередко возникают перебои с водоснабжением, а качество воды оставляет желать лучшего. С учетом дотационности местных бюджетов на сегодняшний день проведение реконструкции изношенных систем водоснабжения возможно лишь поэтапно в пределах установленного объема финансирования.
Еще одной проблемой является строительство и реконструкция в муниципальных образованиях очистных сооружений для доведения сточных вод до состояния безопасного для сброса в естественные водоемы либо дальнейшего использования.
На сегодняшний день проектирование и возведение очистных систем необходимо в поселке Глушково Глушковского района, слободе Михайловке и селе Рышково Железногорского района. В реконструкции нуждаются очистные сооружения в городе Рыльске, городе Щигры. Необходимых для этого объемов бюджетных ассигнований у муниципалитетов нет, поэтому реализация данных мероприятий возможна только при финансовой поддержке региона и федерального центра.
Первые шаги в этом направлении уже сделаны – в 2019 году был дан старт реконструкции очистных сооружений города Курска, износ которых составляет более 75%.
Ликвидация несанкционированных свалок мусора.
Сегодня одной из приоритетных задач в сфере обеспечения экологического благополучия населения Российской Федерации является ликвидация объектов накопленного вреда окружающей среде, к числу которых относятся также места размещения и захоронения отходов – отработавшие свою мощность полигоны, несанкционированные свалки мусора. Долгое время приоритетным в сфере обращения с отходами был лишь принцип экономии средств, о необходимости инженерного и экологического обоснования никто не задумывался. В сельской местности свалки и вовсе организовывались стихийно в местах наиболее удобных для населения. Результатом такого отношения человека к окружающей среде стало повсеместное замусоривание и захламление территории. Эта проблема актуальна для всей территории России, и наш регион не исключение.
Комитетом экологической безопасности и природопользования Курской области совместно с главами районов и городов области проводится работа по выявлению и ликвидации несанкционированных свалок мусора. В 2019 году на территории области выявлено 338 мест несанкционированного размещения отходов, из них в течение года ликвидирована 201 свалка. Но если стихийно возникающие места складирования мусора удается убрать оперативно и с наименьшими затратами, то с ликвидацией и рекультивацией исторически сложившихся объектов накопленного вреда, занимающих большую территорию, дела обстоят куда сложнее. В некоторых случаях стоимость работ, указанная в смете, равна величине годового бюджета муниципального образования.
Подобные проблемы существуют практически во всех муниципалитетах Курской области.
Например, в Конышевском районе суд обязал органы исполнительной власти принять меры по ликвидации свалки в окрестностях села Дремово-Черемошки Захарковского сельсовета с последующей рекультивацией земельного участка. Несанкционированная свалка, расположенная в выработанном карьере кирпичного завода, существовала в районе более 30 лет и на данный момент занимает площадь в 15036 кв.м.
На органы местного самоуправления Большесолдатского района по решению суда возложена обязанность по ликвидации свалки твердых коммунальных отходов, которую длительное время использовала МУК «Большесолдатское ЖКХ».
Рекультивация исторически сложившихся мест накопления ТКО требуется в Медвенском районе и в селе Калиновка Хомутовского района.
Годами копившиеся незаконные свалки выявлены также в границах городов Льгов, Щигры, Обоянь и Курчатов.
Исчерпали свою проектную мощность и нуждаются в рекультивации полигоны ТКО на территории города Железногорска и Рыльского района.
Системная экологическая проблема – это возобновляемость стихийных свалок. Она связана в первую очередь с отсутствием необходимых условий для цивилизованного сбора и переработки мусора, неудовлетворительной работой операторов по обращению с ТКО.
Существующая в настоящее время система обращения с отходами в регионе основана на захоронении их на специализированных полигонах или длительном хранении на площадках накопления. Мусороперерабатывающие комплексы пока функционируют лишь в Железногорском, Рыльском и Октябрьском районах Курской области, однако их мощностей явно недостаточно. Также возникают сложности со сбором мусора в частном секторе, в том числе в отдаленных населенных пунктах, в которых отсутствует твердое дорожное покрытие.
В связи с этим органам власти необходимо совершенствовать региональную систему обращения с коммунальными отходами, создавать условия для инвестиций в эту отрасль. Массово возводить новые полигоны и продолжать свозить туда мусор – это путь в никуда. Нужна сортировка отходов, их переработка или другие, современные методы обращения с ТКО, работающие в других странах мира.
Кроме того, в целях повышения экологической культуры населения, очень важно актуализировать работу по созданию в регионе эффективной системы экологического просвещения и образования, используя для этого как традиционные, так и передовые формы и методы.
В этом плане может быть полезен опыт других субъектов Российской Федерации, в которых утверждена Концепция по формированию экологической культуры населения (Челябинская область, Волгоградская область, г.Воронеж).
Незаконная добыча полезных ископаемых и самовольное занятие водных объектов.
Год от года не теряет своей актуальности проблема безлицензионного использования недр с целью извлечения прибыли. Вред от незаконной добычи полезных ископаемых заключается не только в утрате государством доходов, но и в причинении серьезного ущерба окружающей среде. При этом чаще всего выявляются случаи незаконного извлечения и продажи такого общераспространенного полезного ископаемого, как песок, который всегда востребован в строительстве. Добывают его любители легкой наживы, как правило, открытым способом, оставляя после себя «лунные пейзажи», с огромными кратерами и уничтоженной вокруг растительностью.
В отчетном году комитетом экологической безопасности и природопользования Курской области в ходе проверок выявлено несколько случаев безлицензионной добычи песка.
Внушительных размеров карьер был обнаружен в деревне Дворики Фатежского района. По результатам маркшейдерских изысканий установлено, что объем добытого песка не менее 130,5 тыс. м³. По предварительным расчетам размер вреда, причиненного недрам, составил более 29,5 млн. рублей. Экспертное заключение с необходимыми расчетами было направлено облприроднадзором в УМВД России по Курской области для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.
Зафиксирован факт незаконной добычи песка в промышленных масштабах вблизи села Будановка Золотухинского района Курской области. На момент визита инспекторов природоохранного ведомства в карьере спокойно работала спецтехника. В настоящее время возбуждено дело об административном правонарушении, проводится расследование. После определения объема добытого песка будет рассчитан ущерб, причиненный окружающей среде.
Следы несанкционированной добычи песка выявлены на территории Хомутовского района вблизи деревни Богословка. В ходе осмотра на месте также была обнаружена спецтехника – экскаватор и грузовой автомобиль.
По сообщениям местных жителей на протяжении нескольких лет под видом расчистки реки Суджа осуществляется безлицензионное изъятие и вывоз песка в границах хутора Кубаткин Суджанского района. Население стало бить тревогу, когда карьер уже практически вплотную подобрался к жилым домам. По данному факту Курскоблприроднадзором проводится административное расследование.
Правоохранительными и надзорными органами выявлены многочисленные нарушения при добыче песка в окрестностях деревни Анахина Октябрьского района Курской области. Разработка песка там велась с 2014 года, при этом методы, которые использовались собственником и арендаторами земельного участка можно без преувеличения назвать варварскими. Песок добывали открытым способом на земельном участке сельскохозяйственного назначения в пойме реки Сейм и тут же его промывали с целью улучшения качества.
Подобные ситуации не возникают на пустом месте. Подтверждением этому может служить тот факт, что органы местного самоуправления на территории, где идет добыча полезных ископаемых, а также правоохранительные органы и надзорные ведомства длительное время не замечают нарушений, при том, что разработка карьеров ведется в промышленных масштабах с использованием специализированной техники и оборудования. Как правило, на проблему обращают внимание, когда она приобретает общественный резонанс, и чаще всего способствует этому местное население. В условиях повсеместного роста строительства такой подход к использованию окружающей среды грозит в будущем неблагоприятными экологическими последствиями.
Способствуют правонарушениям в этой сфере и чрезмерно мягкие санкции в отношении физических лиц, которые несоизмеримы с доходами от нелегальной деятельности. Согласно статье 7.3. КоАП РФ пользование недрами без лицензии влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 3 до 5 тысяч рублей. Очевидно, что законодательство срочно нуждается в корректировке, суммы штрафов на физлиц необходимо увеличить в несколько раз, а также предусмотреть конфискацию орудий добычи полезных ископаемых.
Имеют место и нарушения законодательства в области использования и охраны водных объектов, а именно случаи самовольного занятия водоемов.
В 2019 году к Уполномоченному по правам человека в Курской области поступило заявление жительницы города Курска по вопросу неправомерного использования гражданином части реки Тускарь.
Заявительница указала, что собственник одного из домовладений по улице Олимпийской на прилегающем к его земельному участку берегу реки Тускарь оборудовал собственную зону отдыха с деревянным причалом. Со слов женщины, в летнее время года хозяин дома часто приглашает гостей и устраивает шумные пикники с громкой музыкой и катанием на гидроциклах, что мешает отдыху остальных жителей улицы.
Уполномоченный лично выехал на место, чтобы осмотреть оборудованный на реке причал. Сооружение состояло из участка берега, вымощенного плиткой, ведущей к воде каменной лестницы и примыкающего к ней деревянного пирса.
По ходатайству омбудсмена Курскоблприроднадзор провел проверку и возбудил в отношении собственника причала дело об административном правонарушении. В ходе расследования установлено, что в нарушение природоохранного законодательства использование части реки осуществлялось без договора водопользования.
Виновный гражданин был привлечен к административной ответственности по статье 7.6 КоАП РФ (Самовольное занятие водного объекта или пользование им с нарушением установленных условий). Кроме того, владельцу причала было выдано представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению правонарушения, в соответствии с которым он должен либо демонтировать объект, либо заключить договор водопользования. Указанных мер гражданин не принял, не прекратились и случаи нарушения общественного порядка.
Принимая во внимание отсутствие у собственника причала разрешения на его строительство и прав на земельный участок под ним, Уполномоченный направил в адрес главы города Курска обращение, в котором просил поручить подведомственным структурам в судебном порядке признать сооружение на берегу реки Тускарь самовольной постройкой и обязать собственника снести ее, а в случае неисполнения им данной обязанности – обеспечить снос с последующим отнесением расходов на владельца объекта.
По информации, поступившей из городского комитета по управлению муниципальным имуществом, администрацией Центрального округа города Курска готовятся документы для обращения в суд. Заявление находится на контроле Уполномоченного по правам человека.
Нарушения экологического законодательства хозяйствующими субъектами.
В течение года беспокойство граждан вызывала деятельность в регионе промышленных и сельскохозяйственных предприятий, оказывающих негативное влияние на экологию.
Например, широкий общественный резонанс вызвал массовый мор пчел в некоторых районах Курской области, который был связан с несоблюдением сельхозпроизводителями правил обработки агрокультур пестицидами. Пасечники потеряли сотни пчелосемей.
В другом случае жители Фатежского и Поныровского районов выступали против строительства на территории районов свинокомплексов агропромышленного холдинга «Мираторг». Как выяснилось позже, строительство объектов велось без разрешительной документации. Нужно сказать, что, несмотря на урегулирование конфликта, систематическое нарушение инвестором закона при возведении объектов на территории Курской области вызывает социальную напряженность среди населения.
Жители города Курска также сообщали о вредных выбросах промышленного предприятия ООО «Экотекс». В ходе проверок в работе предприятия систематически обнаруживались нарушения, его деятельность неоднократно приостанавливалась. На сегодняшний день работа ООО Экотекс приостановлена в судебном порядке по иску Облприроднадзора.
В течение года на территории Курской области фиксировались случаи мора рыбы в водоемах. В произошедшем была установлена в том числе и вина хозяйствующих субъектов. К примеру, проверка прокуратуры по факту загрязнения реки Сейм и гибели водных биоресурсов вблизи деревни Анахино Курского района установила, что ООО «Исток+», ОАО «Курскрезинотехника» и «Курская ТЭЦ-1» сбрасывали в централизованную систему водоотведения Курска плохо очищенные сточные воды. Нарушения нормативов предельно допустимого сброса выявлялись и со стороны других хозяйствующих субъектов.

Рекомендации Уполномоченного по правам человека
Комитету экологической безопасности и природопользования Курской области:
1. Усилить контроль за соблюдением субъектами хозяйственной и иной осуществляемой на территории Курской области деятельности требований природоохранного законодательства, в том числе нормативов в области охраны окружающей среды. В случае выявления нарушений также принимать меры по возмещению нарушителями причиненного окружающей среде вреда.
2. Особое внимание уделить пресечению незаконной деятельности по добыче общераспространенных полезных ископаемых на территории региона, самовольному занятию водных объектов.
3. Активизировать деятельность, направленную на правовое просвещение граждан в сфере защиты экологических прав человека.
Комитету ЖКХ и ТЭК Курской области, органам власти муниципальных образований:
1. Принять меры по реконструкции и модернизации систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.
2. Реализовать комплекс мер, направленных на улучшение качества питьевой воды для населения, в рамках регионального проекта «Чистая вода».
3. Совершенствовать региональную систему обращения с твердыми коммунальными отходами.
Главам муниципальных образований Курской области:
1. Принимать меры по ликвидации стихийных (несанкционированных) свалок бытовых отходов на территории муниципальных образований и недопущению их возникновения.
2. Осуществлять контроль за соблюдением установленной периодичности вывоза ТКО.
3. Усилить муниципальный контроль за добычей общераспространенных полезных ископаемых и использованием водных объектов.



Обсуждение ( 0 комментариев )

Читайте также