Газета "Курская правда". Всегда актуальные новости в Курске и Курской области. События и происшествия.

Дорогами Победы

Газетный выпуск № 2020_106
03 сентября 10:29 Общество

В этом году большинство массовых мероприятий в Курской области было отменено из-за пандемии. Улучшение эпидемиологической обстановки в регионе позволило провести памятные мероприятия, приуроченные к 77-й годовщине победы на Курской дуге. Пожалуй, самым ярким из них стала патриотическая акция «Поезд Победы».

В течение двух дней, 22 и 23 августа, «Поезд Победы» совершил памятные рейсы по маршрутам Курск – Поныри и Курск – Кшень. Участниками патриотической акции стали ветераны войны и труда, воспитанники учебных заведений, волонтеры, работники Орловско-Курского региона МЖД, представители региональных советов ветеранов, областных, городских и районных администраций, местные жители.
На первой платформе вокзала Курск «Поезд Победы» под музыку духового оркестра встречали девушки с цветами в платьях 40-х годов и молодые люди в форме военных лет, что максимально создавало впечатление того далекого победного августа 1943 года.
– Такая акция предназначена для того, чтобы передать дух патриотизма, а молодежь помнила, за счет кого и чего мы сегодня живем. Организация «Поезда Победы» в этом году не случайна, акция посвящена 77-летию окончания Курской битвы, поэтому его пассажиры побывают на тех станциях, где разворачивались самые ожесточенные сражения, – рассказал заместитель начальника Московской железной дороги по территориальному управлению Мухарбек Озиев.
В Курской области высоко оценивают подобные патриотические мероприятия. Глава региона Роман Старовойт выразил благодарность руководству компании ОАО «РЖД», и Московской железной дорогой в частности, за организацию «Поезда Победы».
– Сегодняшние железнодорожники с честью, достоинством и глубоким уважением относятся к традициям, которые заложили еще много десятилетий назад. Мне хотелось бы, чтобы эта акция еще давала и праздничное настроение. Ведь победа на Курской дуге – это действительно великий праздник. Друзья, я поздравляю вас. Желаю крепкого здоровья и хорошего настроения, – сказал Роман Старовойт. – От себя и курян хочу еще раз поблагодарить железнодорожников за организацию этой акции.
Пассажиры поезда – внуки и правнуки тех, чьи родственники так или иначе связаны с войной. Один из таковых – начальник Курской дистанции пути Московской дирекции инфраструктуры – филиала ОАО «РЖД» Владимир Малеев. Уже более четверти века он служит на железной дороге, а в путь по памятным местам он взял своих дочерей. Оба деда Владимира Малеева были участниками Великой Отечественной войны, один из них награжден медалью «За отвагу».
Из Курска «Поезд Победы» 22 августа отправился на станцию «Поныри». Напомним, что здание вокзала почти разрушили во время войны, затем восстановили, создали зал боевой славы. К 77-летию окончания Курской битвы его отреставрировали: на потолке появился эпизод воздушного боя, на стенах – портреты полководцев, а установленные стенды рассказывают об обороне станции «Поныри». По словам Мухарбека Озиева, в соловьином крае продолжится восстановление не только станций, но и их истории.
На эту же станцию прибыл и бронепоезд «БП-43» – самый совершенный советский бронепоезд периода Великой Отечественной войны. Его разработали еще в августе 1943 года, за годы войны на тульском предприятии «Штамп» удалось соорудить 41 такой бронепоезд. Его основная задача – контрбатарейная и артиллерийская поддержка войск и воздушной обороны.
Идея возрождения бронепоезда «БП-43» в компании ОАО «РЖД» родилась еще год назад. Тогда поставили задачу изготовить к 75-летию Победы две его точные копии по оригинальным чертежам. К слову, внутри находится стрелковое оружие, системы наблюдения, стереотруба, перескопы и радиостанция. Также стоит отметить, что все вооружение бронепоезда стреляет холостыми патронами.
– Мне довелось видеть еще те советские составы, которые принимали участие в Великой Отечественной войне. Потом их списали, продали киношникам, сдали на металлолом, – вспоминает почетный железнодорожник Александр Манжосов. – Я отдал этой теме 54 года, то, что нам подарила компания «РЖД», – совершенная копия тех бронепоездов, которые построили в годы войны.
Маршрут «Поезда Победы» продолжился и 23 августа – на его пути еще три важные станции для нашего региона: Щигры – Мармыжи – Кшень.
По Щиграм ударили еще в самом начале войны. Три гитлеровских полка приближались к этому небольшому городу в Курской области в ноябре 1941 года. Советским солдатам приказали держаться любой ценой, пока к ним на подмогу шел бронепоезд №1. Здесь часто вспоминают подвиг вагонного мастера Сергея Бутова, который отсоединял горящую платформу и собирал на ней сохранившиеся боеприпасы, бежал сквозь мины до резервуаров, чтобы бронепоезд выпустил пар, который накопился там.
В наши дни героев-железнодорожников почти не осталось. В поселке Вишневка Щигровского района живет Ефросинья Федоровна Дрик, чей боевой путь непосредственно связан с железной дорогой.
– Я прошла половину Великой Отечественной войны, работая на железной дороге, вторую же половину в военно-эвакуационном отделении №33 на Дальневосточной железной дороге. Когда началась война, мне шел 18 год. Теперь я как «последний из могикан», мне 97 лет, – вспоминает Ефросинья Федоровна – Уже болят ноги, я плохо хожу, прошагала Родину в большей степени под оркестры, от того и болят. Трудно рассказать о том, что было на фронтах, но я знаю, что такое война. Желаю, чтобы это слово было только в рассказах, а не в жизни. Спасибо, что вы помните тех, кого не стало еще тогда.
Мухарбек Озиев признается, что Ефросинья Федоровна сама попросила привезти ее в Щигры на празднование 77-летия окончания Курской битвы.
Обороняли железнодорожники и станцию «Мармыжи». Солдаты паровозного депо 38-го и 62 дивизионов участвовали в боевых действиях на участке Черемисиново – Мармыжи. Для обороны здесь задействовали 15 бронепоездов различных типов. 22 декабря 1941 года фронтовая газета 40-й армии писала: «Фашисты создали сильную круговую оборону и интенсивным огнем обстреливали подступы к станции. После сокрушительных атак наших частей линия обороны была прорвана. Железнодорожный узел Мармыжи полностью перешел в наши руки». Во время ожесточенных боев станцию разрушили до основания, в конце 40-х восстановили, а сейчас пассажиры, прибывающие на эту станцию, могут посетить музей, который расположился в здании вокзала.
В первой половине 1942 года станция «Кшень» была прифронтовой, сюда поступало много военных грузов. В феврале этого же года вражеская бомба угодила в состав с боеприпасами, загорелось два вагона. Ни машиниста, ни дежурного по станции не оказалось на месте. Проводник Илья Москалев решил отцепить горящие вагоны и поездным паровозом вывел состав в безопасное место. Трагедия была предотвращена. За находчивость и мужество Москалев был награжден орденом Ленина. Второй орден Ленина он получил позже – за многолетнюю безупречную работу на железнодорожном транспорте. Таких двух высоких наград в районе никто не имел.
В пути следования участники «Поезда Победы» принимали участие в торжественных митингах, возлагали цветы к мемориалам и братским могилам, отдавая тем самым дань памяти подвигу героев, положивших свои жизни на алтарь Победы.
Патриотическое воспитание молодежи, увековечение памяти является неотъемлемой составляющей в работе железнодорожников столичной магистрали и компании ОАО «РЖД» в целом. Поэтому можно с уверенностью сказать, что подобные памятные мероприятия ещ не раз объединят жителей не только Курской области, но и всей страны.



Обсуждение ( 0 комментариев )

Читайте также