Газета "Курская правда". Всегда актуальные новости в Курске и Курской области. События и происшествия.

Все претерпеть и заново родиться…

Газетный выпуск № 2020_109
10 сентября 2020 14:36 История

Мало какой город может похвастаться точной датой своего «появления на свет»

Курский детинец времен Феодосия Печерского

Как правило, таковая прячется где-то в мареве веков и обязательно оспаривается историками. Но если поговорку «как заново родился» можно отнести не только к человеку, то у Курска несколько дат рождения. Скажем, в 1032 году наш город впервые упомянут в древнерусской летописи «Житие Феодосия Печерского». Но поскольку речь в этом материале идет не столько о святом, сколько о самом Курске, с этой точки зрения и станем рассуждать. Когда именно «монах усердный» гусиным пером записал на пергаменте те самые строки о курской жизни Феодосия? Это произошло задним числом – уже много позже завершения земной жизни святого. «Житие Феодосия Печерского» составлено Нестором-летописцем в 1107-1108 годах. То есть с момента описываемой в житии ситуации (Курск в 1032 году) прошло достаточно времени, чтобы детали стерлись.
О Курске там всего несколько строк: «Случилось же родителям блаженного переселиться в другой город, именуемый Курском, по повелению князя – Бог так повелел, чтобы и там просияла жизнь доблестного отрока». К слову, сама дата приезда родителей будущего святого и его самого в Курск в летописи не указана – это результат вычислений и поисков историков. Но и они не единодушны: наряду с первой канонической датой (1032 год) существует еще одна – 1036-й.

Детинец в Курске во времена Олега Вещего. Михаил Хилюк

Другими словами, на полноценный «день рождения» города это если и тянет, то с серьезными оговорками. Опять же, будущий Феодосий Печерский родился вовсе не в Курске, а в городке неподалеку от Киева – Василеве. Значительную часть разумного периода жизни в нашем городе он стремился вырваться из него – вопреки воле своей матери.
Но какое это имеет значение с точки зрения канонов датировки? В любом случае, трудно обойти стороной давно сложившееся правило установления официального возраста города – по первому упоминанию в официальных письменных источниках. Если не следовать ему, историография (и без того местами весьма туманная) потеряет значительную часть даже своей нынешней стройности. Скажем, все чаще можно встретить предположения, что Курск возник во времена Олега Вещего в период походов Киева на Хазарию и покорения Северщины. Что там говорить – красивая гипотеза. Но археологических подтверждений ей пока нет, как и письменных. Так что, будем готовиться к 1000-летию в 2032 году, а если позже археологи найдут что-либо веское, с удовольствием внесем поправки в метрику Курска и отпразднуем еще раз…
Впрочем, можно подойти к проблеме возраста города и с другой стороны. С конца XIII века древний Курск пребывал в запустении. И если упоминался в исторических документах, то лишь условно – в качестве топографического ориентира. И только через 300 лет, летом 1596-го, по указу царя Федора Иоановича «на старом Курском городище» начали строить новую крепость, которую завершили осенью того же года. Среди историков можно встретить два мнения: в конце XVI века в Курске возводили принципиально новую крепость; строители подновляли и расширяли старую, ветхую крепость, вполне вероятно – литовских времен.

Курская крепость времен «Слова о полку Игореве». Рисунок Виктора Крюкова

Курск в XVII веке. Рисунок Виктора Крюкова

В любом случае именно с этого момента, после 300 лет забвения, и ведет отсчет своей новой метрики возрожденный Курск. Тогда его основателем можно и должно считать первого курского воеводу Ивана Осиповича Полева, на которого было возложено руководство строительством крепости. Фортификации возводили служилые люди, присланные из Болхова и Кром, – местных жителей, которые могли бы справиться с этой работой, просто не было.
Кандидат исторических наук Алексей Раздорский обращает внимание на то, что в источниках прямо сказано о «поставлении», то есть основании крепости, а не о ее «делании», то есть обновлении. По его мнению: «…новый Курск, хотя и унаследовал от своего древнерусского предшественника имя и месторасположение, является, по сути дела, уже другим городом, имеющим собственную историю».
Позволю себе не согласиться с категоричностью уважаемого мэтра: а что прикажете делать с той историей, что имела место до начала в Курске и окрест монгольских времен? Скажем, как быть со «Словом о полку Игореве»? Получается, что «Куряне мои – витязи славные» – это не про наших с вами предков? Почему такие мысли не приходят в голову, скажем, рязанцам, чей город после монгольских событий в 1237 году и вовсе был уничтожен и перенесен на другое место, а долгое время и назывался по-другому – Переяславль Рязанский.

Церковь в Курске во времена Феодосия Печерского. Михаил Хилюк

А наш город никогда не переименовывали: он был Курском во времена Феодосия Печерского, оставался таковым в юридических документах XV-XVI веков (когда Курска, по сути, не было), и никому в голову не пришло назвать город как-то иначе в 1596-м.
К слову, новую крепость возвели в Курске хотя и осенью, но уже в 1597 году, поскольку год тогда начинался 1 сентября…
А чем не дата для проведения Дня города, но уже с конкретной привязкой – 25 сентября?
Еще один претендент на день рождения Курска – это дата подписания императрицей Екатериной II проекта его реконструкции. От старого города должны были остаться только храмы, да и то лишь некоторые. Курянам предстояла огромная работа, которой закладывалась основа нового Курска на многие века. Мы с вами и сегодня следуем тому самому екатерининскому плану, ведомые ее строгой резолюцией «Быть по сему…».
А почему бы не устраивать Дни города в разное время и по разным поводам? Скажем, в 1868 году 7 сентября была официально открыта Московско-Курская железная дорога, оказавшая огромное влияние на развитие нашего города и региона. В том числе весной и летом 1943-го – ее значение для хода боев на Курской дуге трудно переоценить…

Виктор КРЮКОВ



Обсуждение ( 0 комментариев )

Читайте также