Газета "Курская правда". Всегда актуальные новости в Курске и Курской области. События и происшествия.

Курский художник Дейнека: “Молодость – это когда у меня было много женщин”

20 мая 07:35 Культура

“Молодость — это когда я мог делать сальто туда и обратно и у меня было много женщин”. Так считал наш земляк, народный художник СССР Александр Дейнека, которому 20 мая исполнилось бы 122 года. И любимых женщин у него действительно было немало. А если учесть еще и тех, что на полотнах? Но обо всем по порядку.

Какой быт, такая и гамма

Своих моделей на полотна Дейнека переносил очень по-разному. В одних работах женские черты были “заострены”, даже гротескны. Проработанная мускулатура без всякой кисейности и лирики. Например, в “Женском портрете” (1921) явно прослеживается влияние кубизма. Серую цветовую гамму картины, конечно, критиковали, на что автор отвечал:

“Я думаю, что наше время более графическое, чем живописное. Это определяется всем строем нашего быта, всем строем нашей жизни, всеми предпосылками новой архитектуры, техники…”

Народную любовь Дейнеке принесли картины с эффектом ударной волны. В каждой линии – сила, в каждом мазке – мощь. Кажется, спортсменка в прыжке вот-вот преодолеет планку и приземлится у наших ног (картина “Юность” (1961). Возможно у некоторых моделей не было индивидуальности, некоторые были шаблонны. Ну а что, так тиражировать же удобнее.

Музу ловил в бассейне и в парке

Но “загонял в рамки ГОСТа” Дейнека далеко не всех. Был у автора период, когда он поэтически идеализировал женщину. Например, его «Натурщица» 1936 года с открыто чувственным проживанием телесности. Чем не вызов художникам, состязавшимся на тему «лежащей Венеры».

 

Листов с графическими зарисовками обнаженной женской натуры у Дейнеки было не мало. Среди натурщиц, разумеется, были любимые. Не все их имена сохранила история. Но главной стала Симочка. Так ласково называл художник свою будущую супругу Серафиму Лычеву.

Версий их знакомства несколько. Одну из них рассказала заведующая отделом массовой работы в галерее имени Дейнеки Елена Полякова. Дейнека, любивший плавать еще с трех лет, увидел свою будущую жену в московском бассейне. (Он был построен на месте снесенного Храма Христа Спасителя, который сейчас восстановлен.) После первого взгляда на даму в купальном костюме он подумал: “Она будет моей”.

Вторая версия не менее романтична. Летом 1934-го Дейнека рисовал в парке Горького. Закончил фрагмент полотна, поднял глаза и понял, что закончилась… закончилась его холостяцкая жизнь. Напротив него беспечно прогуливалась 22-летняя девушка. Вслед которой прозвучало: “Я бы на ней женился”. Так художник обозначил свое намерение другу Фёдору Антонову, с которым разговаривал в тот момент.

В общем, версию выбирайте по душе, а факты оставьте истории – Серафима Лычева стала супругой Дейнеки, а заодно его натурщицей и музой на долгих 14 лет.

Муза из высшего общества

Крепкая, спортивная красота, где каждый мускул был поцелован солнцем, на время перестала быть лейтмотивом картин Дейнеки. Маскулинных – на выход, статных и светлокожих – к мольберту. Точнее, светлокожую.

Обращение это адресовывалось его супруге: строгой и красивой, “острой на язык” женщине из высшего общества. Именно такое впечатление она производила на современников. И это был не только “фасад”: за ним владение английским и немецким, игра на рояле и безупречный вкус в одежде.

Дейнека написал девять портретов Симы, причем ни одного в полностью обнаженном виде, хоть пропорции ее тела и стали эталоном для всех его будущих героинь.

“Я устала быть рогатой”

— Творческому человеку, все мы знаем, нужно искать подпитку, как дрова в печь подбрасывать, — отметила Елена Полякова.

Время текло, творец творил, появлялись новые натурщицы, и однажды Серафима Лычева сказала: “Я устала быть рогатой”. И в 1948-м, они развелись. Союз музы и творца просуществовал 14 лет.

Архитектора Тамару Милёшину Дейнека увидел осенью того же года на молодёжном вечере в Центральном Доме работников искусств. Художник обратил внимание на девушку, подходившую по типажу для картины, которую он тогда писал. Зимой 1948-1949-го Милёшина позировала Александру Дейнеке. Портрет написали за 5 сеансов.

— Считается, что они были в дружеских отношениях, но, как мне кажется, он испытывал к ней явную симпатию, это было видно и по портрету: как очень сдержанно и очень натянуто он ее изобразил, — отметила Елена Полякова.

Спустя 11 лет после развода у курского художника последовал новый брак с Еленой Волковой-Дейнека. С ней он прожил последние 10 лет жизни, но девушку ни разу не нарисовал. Может, иссяк дух молодости “когда он мог сальто туда и обратно и вдохновляться многими женщинами”, а может просто нашёл кого-то не для творчества и экспозиций, а для души.

Елена Воробьёва



Обсуждение ( 0 комментариев )

Читайте также