Газета "Курская правда". Всегда актуальные новости в Курске и Курской области. События и происшествия.

ДОКЛАД Уполномоченного по правам человека в Курской области за 2020 год (продолжение)

Газетный выпуск № 2021_069-070
11 июня 2021 19:47 Документы

Текст доклада представлен в сокращении. С его полной версией можно ознакомиться на официальном сайте Уполномоченного по правам человека в Курской области 

7. Право граждан
на судебную защиту
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, в том числе возможность обжаловать в суд решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.
Как показывает статистика, граждане, отчаявшиеся найти справедливость в коридорах власти, сегодня всё чаще обращаются за защитой своих прав в суды.
Заявления по вопросам судебного обжалования действий и решений органов власти, разрешения в судах гражданских споров, пересмотра судебных решений и по иным вопросам, связанным с реализацией права на судебную защиту, ежегодно присутствуют в почте Уполномоченного по правам человека в Курской области. За прошедший год от граждан поступило 68 таких обращений. При их рассмотрении омбудсменом и сотрудниками его аппарата заявителям, в том числе в письменной форме, разъяснялся порядок обращения в судебные инстанции, предоставлялись образцы исковых заявлений, выписки из нормативно-правовых актов и материалы судебной практики.
Исчерпав все средства правовой защиты в национальных судебных инстанциях, некоторые граждане обращались к Уполномоченному за содействием в подготовке и направлении жалобы в Европейский суд по правам человека.
Важным событием, открывшим региональным уполномоченным новые возможности в сфере защиты прав граждан на судебную защиту, стало принятие Федерального закона от 18 марта 2020 года №48-ФЗ «Об уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации» (далее – Закон). Омбудсменам в регионах был предоставлен ряд дополнительных полномочий.
Теперь, в соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 10 Закона, в случае необходимости проверки обстоятельств, изложенных в жалобе, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации может обращаться в суд с ходатайством об ознакомлении с материалами по гражданскому или административному делу, решение по которому вступило в законную силу.
Кроме того, пунктом 2 части 1 статьи 11 Закона предусматривается право уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации обратиться в суд с административным исковым заявлением (иском) в защиту прав и свобод человека и гражданина (в том числе неограниченного круга лиц), нарушенных решениями или действиями (бездействием) государственного органа, муниципального органа, организации, должностного лица, государственного или муниципального служащего, а также лично или через своего представителя участвовать в процессе по делу о защите прав и свобод человека и гражданина в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Также региональный уполномоченный по правам человека теперь может обратиться в прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную силу приговора суда.

Исполнение судебных решений
Вынесение справедливого судебного решения само по себе не всегда обеспечивает реальную защиту нарушенного или оспариваемого права. Окончательное восстановление прав граждан наступает только с приведением судебного акта в исполнение. При отсутствии добровольного исполнения решения суда, в действие вступает государственный механизм его принудительного исполнения.
Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на Федеральную службу судебных приставов и её территориальные органы.
В 2020 году в структурных подразделениях УФССП России по Курской области находилось на исполнении 598 576 исполнительных производств (2019 – 616 647), из них в текущем году поступило 413 906 исполнительных документов, что на 46 259 меньше, чем в 2019 году (460 165).
По всей видимости, снижение количества исполнительных производств связано с вводимыми в течение года ограничениями в работе судов и иных органов в связи с пандемией COVID-19.
Окончено и прекращено 351 695 исполнительных производств. Число исполнительных производств, оконченных фактическим исполнением, также снизилось по сравнению с прошлым годом – 222 086 производств (2019 – 255 227). С актом о невозможности взыскания окончено 76 685 исполнительных производств, т.е. по сути, каждое четвёртое – оконченное исполнительное производство.
В результате фактического исполнения в пользу взыскателей перечислена сумма в размере 3 195 056 тыс. рублей, в консолидированный бюджет – 1 137 087 тыс. рублей.
Остаток неоконченных исполнительных производств на конец года составил 244 348 исполнительных производств.
Из них:
— приостановлено, отсрочено, отложено исполнение на основании судебного акта по 2 387 исполнительным производствам;
— ввиду взыскания 1, 2, 3 очереди не исполняются 6 614 исполнительных производств;
— копии исполнительных документов направлены в организацию для удержания задолженности из заработной платы по 92 674 исполнительным производствам.
К Уполномоченному по правам человека в Курской области в 2020 году поступило 41 обращение по вопросам принудительного исполнения судебных решений (в 2019 – 39). Анализ этих заявлений показывает, что спектр проблем в сфере исполнительного производства года от года не меняется.
Пожалуй, главной проблемой по-прежнему остаётся высокий процент окончания исполнительных производств без исполнения судебного решения. Как правило, причинами этого является невозможность установить место нахождения должника, либо отсутствие у него имущества и постоянного дохода, на которые может быть обращено взыскание. Тем не менее иногда приставы-исполнители просто не принимают всех возможных мер по выявлению имущества и источников дохода должника. В других случаях исполнительные действия совершаются с опозданием и должник успевает принять меры по сокрытию активов.
Например, житель города Курска К. сообщил Уполномоченному, что судебные приставы-исполнители в течение нескольких лет не могут взыскать с его бывшего работодателя задолженность по заработной плате.
На запрос омбудсмена из службы судебных приставов сообщили, что ранее было установлено отсутствие у должника имущества, подлежащего описи и аресту. Меры принудительного взыскания, в том числе неоднократное ограничение в праве выезда за пределы страны, результатов не принесли. Вместе с тем после обращения Уполномоченного должностными лицами УФССП были сделаны повторные запросы, и оказалось, что должник является получателем пенсии, на которую тут же было обращено взыскание. Таким образом, проблема сдвинулась с мёртвой точки.
Ещё одним проблемным вопросом, который довольно часто возникает в практике принудительного исполнения судебных актов является необоснованное списание средств с банковских счетов, в результате чего удерживается 100% дохода должника.
Так, гражданка А. в своей жалобе на имя омбудсмена указала, что в результате наложения судебными приставами ареста на её зарплатный счёт, она полностью лишилась месячного заработка. При этом выяснилось, что на иждивении у женщины находится несовершеннолетний ребёнок, чьи права также оказались ущемлены.
В таких случаях ситуация развивается по ставшему уже классическим сценарию: в рамках исполнительных действий, выяснив, что должник получает заработную плату, пристав-исполнитель направляет в бухгалтерию по месту работы постановление с указанием взыскивать до 50% дохода, одновременно он обращает взыскание на деньги находящиеся на банковских счетах, включая зарплатный счет.
Уполномоченный по правам человека обратился в УФССП России по Курской области с ходатайством в защиту прав заявителя.
После того как А. предоставила в службу судебных приставов документы, подтверждающие, что на арестованный счёт поступает заработная плата, судебным приставом-исполнителем в банк было направлено требование о возврате ей излишне взысканных денежных средств.
Аналогичная ситуация произошла и с гражданкой З., которой также после предоставления судебным приставам документов о перечислении на арестованный банковский счёт периодических платежей, были возвращены излишне взысканные суммы.
По-прежнему в ходе исполнительного производства не учитывается материальное положение должников, в результате чего после произведённых взысканий у граждан практически не остается средств к существованию.
Из обращения гражданки П.:
«Размер моей пенсии по старости составляет 8616 рублей. С конца 2019 года из пенсии ежемесячно удерживают 4500 рублей по исполнительному производству, о котором я узнала только тогда, когда списали половину пенсии.
Судебный пристав прекрасно знает о моём материальном положении, поскольку неоднократно приходила ко мне в дом, однако удержания были установлены в максимальном размере. Впоследствии я сдавала в канцелярию ОСП выписку из Пенсионного фонда о размере моей пенсии, но пристав не снизил размер удержания. Сейчас мне не на что жить и покупать лекарства…».
Уполномоченный по правам человека направил в УФССП России по Курской области ходатайство с просьбой рассмотреть жалобу П. по существу и принять меры для установления размера удержаний с учётом материального положения должника.
После проведённой проверки размер удержаний из пенсии гражданки был снижен до 10%.
Аналогичные заявления поступали в адрес омбудсмена и от других жителей региона. По каждой просьбе Уполномоченный обращался в адрес руководства УФССП, в результате чего судебными приставами-исполнителями выносились постановления об уменьшении процентной доли удержаний с 50 до 25% или до 10% в зависимости от материального положения должника.
Нужно отметить, что количество обращений должников по исполнительным производствам о снижении размера удержаний заметно возросло в апреле-мае 2020 года в период активной фазы пандемии COVID-19.
В этот период многие граждане испытывали финансовые трудности. Из-за приостановления деятельности организаций и предприятий на время карантина работодатели стали выплачивать сотрудникам только часть заработной платы. Другая часть населения вообще потеряла работу (доходное занятие) и жила только на пособие по безработице.
Например, житель города Курска в обращении к омбудсмену сообщил, что офис сотовой связи, где он работает, после введения ограничительных мер закрыли, поэтому в апреле ему был перечислен аванс 2200 рублей, из которых 50% удержали по исполнительному производству.
Ситуация осложнялась тем, что в условиях пандемии граждане не могли лично обратиться в службу судебных приставов, а телефоны ведомства зачастую были недоступны из-за большого объёма звонков.

Рекомендации Уполномоченного
по правам человека
УФССП России по Курской области:
1. Принять меры по повышению эффективности принудительного исполнения судебных актов. Особое внимание уделять исполнению социально значимых категорий производств (взыскание алиментов, заработной платы, обеспечение жильём детей-сирот и т.д.).
2. Усилить внутриведомственный контроль за своевременным и надлежащим применением судебными приставами мер принудительного исполнения.
3. В целях недопущения нарушений прав социально незащищённых категорий граждан учитывать в процессе исполнительного производства принцип неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника и членов его семьи.
4. Проводить мероприятия по правовому просвещению и информированию населения, в том числе по вопросам использования электронных сервисов ФССП России.
5. Ввиду неопределённости сроков завершения пандемии новой коронавирусной инфекции обеспечить стабильную работу «горячей линии» по вопросам исполнительного производства.

8. Соблюдение прав человека в местах принудительного содержания Учреждения уголовно-исполнительной системы
В сфере особого внимания Уполномоченного по правам человека в Курской области находятся вопросы соблюдения прав и свобод лиц, содержащихся под стражей, а также отбывающих наказания в местах лишения свободы.
Обращения от лиц, содержащихся под стражей, а также отбывающих наказание в виде лишения свободы, занимают одно из ведущих мест в почте Уполномоченного.
В 2020 году от указанной категории граждан, их адвокатов и родственников в адрес омбудсмена поступило 193 обращения (в 2019 – 255).
В основном осуждённые и их представители обжаловали действия и решения сотрудников УИС, поднимали вопросы оказания медицинской помощи и прохождения МСЭ. Кроме того, в течение года заключённые обращались к Уполномоченному за консультациями по поводу условно-досрочного освобождения, законности удержаний по исполнительным производствам, получения жилья (граждане из числа детей-сирот), пенсионного обеспечения, социальной адаптации после отбытия наказания. Осуждённые иностранные граждане и лица без гражданства ходатайствовали перед омбудсменом о содействии в получении гражданства Российской Федерации, разрешения на временное проживание на территории Курской области после освобождения.
От лиц, содержащихся в ФКУ СИЗО-1, и их защитников в основном поступали жалобы на решения судебных и правоохранительных органов. Заявления от подследственных, являющихся иностранными гражданами, содержали просьбы о направлении их для отбывания наказания в государства гражданства.
В течение года при посещении исправительных колоний и СИЗО омбудсменом в обязательном порядке проводились приёмы по личным вопросам, в ходе которых осуждённым и подследственным давались юридические консультации, а в случае необходимости оказывалось содействие в восстановлении нарушенных прав.
Безусловно, определённое негативное влияние на ситуацию с соблюдением прав лиц, находящихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, в минувшем году оказала пандемия новой коронавирусной инфекции COVID-19.
Постановлением Президиума Верховного Суда РФ, Президиума Совета судей РФ от 18 марта 2020 г. №808 «Об ограничительных мерах в судах в связи с угрозой распространения на территории Российской коронавирусной инфекции (2019-nCoV)» были введены дополнительные меры, направленные на обеспечение безопасности участников судебных разбирательств.
Одновременно к маю 2020 года наметилась тенденция к сокращению рассмотренных судами материалов об условно-досрочном освобождении и замене лишения свободы более мягкими видами наказаний. Тревожные настроения вызвала и практика заочного продления арестов. С учётом того, что в следственном изоляторе были введены карантинные ограничения, суды начали выносить решения о продлении срока содержания под стражей без участия подследственных, ссылаясь на чрезвычайные обстоятельства.
В связи с этим Уполномоченный по правам человека в Курской области обратился в адрес председателя Курского областного суда, начальника УФСИН России по Курской области, прокурора Курской области с письмом, в котором выразил обеспокоенность таким положением дел.
Нужно отметить, что только за март-апрель 2020 года благодаря активной позиции Уполномоченного по правам человека в Курской области и вмешательству Курского областного суда были своевременно рассмотрены ходатайства пятерых осуждённых, страдающих тяжкими заболеваниями, которые в итоге были освобождены судом от отбывания наказания на основании статьи 81 Уголовного кодекса Российской Федерации.
В условиях пандемии резко сократилась активность представителей адвокатского сообщества, так как в отдельных случаях они не желают подвергаться риску заболевания, а с другой стороны их не устраивают условия проведения встреч со своими подзащитными через стекло и практически под контролем администрации следственного изолятора. Это существенно ограничило право на получение квалифицированной юридической помощи лицами, содержащимися под стражей.
В целях обеспечения безопасности и предотвращения распространения вируса ФСИН России внесла целый ряд дополнительных ограничений: были приостановлены длительные и краткосрочные свидания, ограничивалось получение передач и посылок, что в определённой мере способствовало росту социальной напряжённости в среде осуждённых. Несмотря на важность указанных мер, в условиях, когда посылки зачастую являются для заключённых источником необходимых лекарств и средств гигиены, их запрет поставил осуждённых в ещё более уязвимое и неблагоприятное положение.
В период нарастания пандемии омбудсмен обращал внимание на необходимость развёртывания специальных отделений для стационарного лечения больных с коронавирусной инфекцией из числа обвиняемых и осуждённых, а также перепрофилировании одного из изоляторов временного содержания УМВД России по Курской области для их размещения и лечения.
Важность этих мер осознали и руководители правоохранительных органов нашего региона. Так, решением Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Курской области на период осложнения эпидемиологической ситуации, связанной с распространением коронавирусной инфекции, ИВС ОМВД по Суджанскому району Курской области был определён в качестве места содержания подозреваемых и обвиняемых с признаками острых респираторных заболеваний и подозрением на заболевание коронавирусом1.
В УФСИН России по Курской области были созданы оперативный штаб по противодействию распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и рабочая группа для выявления эпидемиологических взаимосвязей.
В условиях распространения коронавируса особую тревогу вызывает соблюдение прав лиц, содержащихся в СИЗО-1 г. Курска. Несмотря на введённые ограничения, в данное учреждение из следственных изоляторов г. Москвы, Краснодарского края по-прежнему направляются осуждённые, приговоры в отношении которых не вступили в законную силу.
По мнению Уполномоченного, чтобы не подвергать жизни людей опасности, также нужно расширять практику избрания в отношении обвиняемых в совершении преступлений небольшой, средней тяжести и экономических преступлений мер пресечения, не связанных с изоляцией от общества.

Места принудительного содержания УМВД России по Курской области
В 2020 году в ходе визитов в муниципальные районы Уполномоченный по правам человека и сотрудники его аппарата посещали изоляторы временного содержания УМВД России по Курской области. В ходе таких визитов омбудсмен проверял соблюдение законодательства при обеспечении условий содержания, медицинского обслуживания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, а также лиц, подвергнутых административному аресту.
Следует отметить, что благодаря усилиям руководства УМВД по Курской области удалось значительно улучшить условия содержания в ИВС практически всех территориальных органов. В то же время по-прежнему сохраняется тревожное положение с условиями содержания в помещениях для задержанных.
Многие помещения для административно-задержанных не соответствуют предъявляемым к ним требованиям, установленным Постановлением Правительства РФ от 15 октября 2003 г. №627 «Об утверждении Положения об условиях содержания лиц, задержанных за административное правонарушение, нормах питания и порядке медицинского обслуживания таких лиц». Так, большинство помещений не имеет дневного освещения, а количество самих помещений не позволяет обеспечить раздельное содержание задержанных различных категорий.
Например, в Отделении МВД России по Поныровскому району, где проверка проводилась 12.08.2020 года, есть только одна камера для административно-задержанных, которая поражает своими размерами. При этом неясно, как обеспечить раздельное содержание задержанных разного пола и несовершеннолетних.
Наличие камер для задержанных в Отделении МВД России по Пристенскому району позволяет обеспечить раздельное содержание женщин, мужчин и несовершеннолетних, однако на момент проверки там не работала вентиляция.
Практически во всех проверенных территориальных органах УМВД России по Курской области (кроме ОМВД по Обоянскому району) в камерах для задержанных отсутствует дневное освещение.

Центр временного содержания иностранных граждан
В течение года Уполномоченный по правам человека осуществлял контроль за соблюдением прав человека в Центре временного содержания иностранных граждан ОМВД России по Октябрьскому району Курской области (далее – ЦВСИГ, Центр). При посещении ЦВСИГ омбудсмен проводил приёмы иностранных граждан, рабочие совещания с сотрудниками учреждения, инспектировал материально-бытовые условия.
В период нарастания пандемии коронавируса прокуратурой региона выявлялись случаи превышения лимита наполняемости в указанном учреждении. Именно поэтому Приказом УМВД России по Курской области от 11.04.2020 года №301 специальный приёмник для лиц, подвергнутых административному аресту УМВД России по г. Курску, был с 13.04.2020 года и до особого распоряжения перепрофилирован для содержания иностранных граждан.
Осуществляя мониторинг ситуации с соблюдением прав человека в местах принудительного содержания, 20 июля 2020 года Уполномоченный по правам человека в Курской области посетил ЦВСИГ. На момент визита в Центре содержалось 20 человек.
В ходе личного приёма к омбудсмену поступило большое количество жалоб от иностранных граждан и лиц без гражданства по поводу длительных сроков ожидания депортации.
Основной причиной этого явилось прекращение регулярного авиасообщения между государствами из-за пандемии коронавируса. В итоге, несмотря на то, что у большинства лиц, содержащихся в Центре, были документы, дающие право на пересечение государственной границы Российской Федерации, они оказались вынуждены ожидать возвращения на родину, по сути, находясь в условиях более суровых, чем осуждённые. К этому времени некоторые граждане содержались в Центре уже более полугода и пребывали в нестабильном эмоциональном состоянии.
В ряде регионов на фоне такой неопределённости стали происходить случаи массовых беспорядков в центрах временного содержания иностранцев и даже побегов.
Учитывая сложную обстановку в учреждении, Уполномоченный обратился в УМВД России по Курской области с ходатайством о принятии мер по скорейшей депортации лиц, получивших необходимые документы на выезд. Кроме того, в целях недопущения чрезвычайных ситуаций и для улучшения психологической атмосферы в ЦВСИГ, омбудсмен просил рассмотреть возможность оптимизации условий содержания иностранных граждан, в частности увеличить длительность прогулок и время пользования мобильной связью. Данные предложения Уполномоченного по правам человека в Курской области не были поддержаны правоохранительным ведомством, которое посчитало, что послабление режима окажет скорее дестабилизирующее влияние.
В дальнейшем при постепенном снятии карантинных ограничений ситуация в Центре нормализовалась.



Обсуждение ( 0 комментариев )

Читайте также