Газета "Курская правда". Всегда актуальные новости в Курске и Курской области. События и происшествия.

Видеть народ счастливым и передать в наследие государство крепкое

Газетный выпуск № 2021_089
23 июля 2021 11:30 История

Как в Курской губернии выбирали депутатов первой Государственной Думы

В августе 1905 года, когда в стране разрасталось революционное движение, император Николай II учредил Государственную Думу. Это было крупное политическое событие, на которое в смысле демократизации России возлагались большие надежды. До Октябрьской революции она созывалась четыре раза. Разумеется, работали в ней депутаты и от Курской губернии.

Император выступает перед депутатами Госдумы

Неравное голосование
Всего в Думе было учреждено шесть депутатских «курий» (собраний): землевладельческая, городская, крестьянская, рабочая (несколько позднее), казачья и инородческая. Выборы в Польше, Сибири, Средней Азии и на Кавказе проходили в специальных куриях, выделенных преимущественно по принципу вероисповедания.
Голосование 1906 года не было всеобщим. Не голосовали женщины, молодые люди до 25 лет, военнослужащие, некоторые национальности, учащиеся, бродячие инородцы, признанные виновными в преступлениях, состоящие под судом и следствием, банкроты, состоящие под опекой, лишённые духовного сана за пороки, а также губернаторы и вице-губернаторы, градоначальники и их помощники, полицейские, работавшие в избирательных округах.
Но даже за пределами этих групповых запретов избирательное право имели далеко не все жители империи. Чтобы иметь оное, необходимо было минимум за год до выборов соответствовать следующим критериям:
— по землевладельческой курии – быть владельцем от 100 до 650 десятин земли в зависимости от местности, иметь недвижимую собственность стоимостью не менее 15 тысяч рублей. Случалось, отдельные землевладельцы шли на подлог, чтобы участвовать в выборах. Яркий пример тому – князь Иван Барятинский, который приписал себе 2 тысячи десятин земли своего брата в Суджанском уезде;
— по городской курии – быть владельцем городской недвижимости и торгово-промышленных заведений, квартиросъёмщиком или служащим;
— по крестьянской курии – иметь домовладение;
— по рабочей курии – быть рабочим предприятия с не менее 50 рабочими мужского пола.
Голосование не было равным (один выборщик в землевладельческой курии был на 2 тысячи избирателей, в городской – на 4 тысячи, в крестьянской – на 30 тысяч, в рабочей – на 90 тысяч). То есть¸ наиболее представительной была землевладельческая, а наименее – рабочая.
Рабочих допустили к голосованию только после Февральской революции 1905 года. Каждое предприятие должен был представлять свой кандидат, который в дальнейшем мог бороться среди других выборщиков за возможность баллотироваться…

Курская губерния, 1906 год. Крестьяне-выборщики

Политтехнологии. Начало
Как именно проводить избирательную кампанию и предвыборную агитацию в законодательстве Российской империи в период первой Госдумы оговорено не было. Партии выпускали листовки, в которых призывали курян на выборы: «Решается судьба нашей родины, исстрадавшейся и жаждущей благодатного мира для сынов своих».
Проводить собрания избирателей разрешалось только за месяц до выборов. Причём обязательно в присутствии полицейского, который мог в любой момент прервать собрание и разогнать его.
Избирательные участки формировались незадолго до выборов – во главе с председателем, которому помогали два человека. Голосование в губернских избирательных собраниях было тайным. Так определялись депутаты Госдумы. В Городское собрание проходили с помощью «избирательных записок», которые вручались председателю избирательной комиссии. Голоса подсчитывали в тот же день в присутствии избирателей.
Случалось, что на избирателей откровенно давили. Скажем, архиепископ Стефан распорядился, чтобы благочинные «… ни в коем случае не давали голосов октябристам (членам праволиберальной партии «Союз 17 октября») – как врагам церкви». Но при этом призывал паству обязательно пойти на выборы. Мало того, те священнослужители, которые не пошли на выборы, подвергались наказанию.
Манифест от 17 октября 1905 года открыл возможность формирования независимых изданий. В течение года в Курске выходит череда новых радикальных газет: «Курское эхо», «Курские записки», «Курский голос» и «Голос Курска», «Курская жизнь», «Курская весть», «Курская речь», «Курская быль».
Основное политическое событие, стоявшее в центре всех новых радикальных СМИ первых месяцев 1906 года, – подготовка к выборам в первую Государственную Думу. Справедливости ради отметим, что в некоторых газетах в ситуации общественного разброда выходило множество толковых разъяснительных материалов (скажем, в газете «Курское эхо») о выборной системе, доступных в том числе и для малообразованного читателя.
Очень современно звучат размышления обозревателя газеты «Курское эхо» об инертности избирателей и о том, что в глубинке приёмы манипулирования вырабатываются мгновенно. Корреспонденты газеты приводили примеры того, как на сельских сходах где-нибудь в Суджанском уезде или Медвенке старосты выдавали настоятельные рекомендации, как голосовать, и без стеснения критиковали саму идею выборного правления.
Курская пресса не прошла и мимо призыва большевиков бойкотировать выборы в Думу,
«Курское эхо» выступило с проблемной статьей «Идти или не идти в Государственную Думу» (№54), где автор предлагал не дискредитировать идею выборной власти. Социалисты должны идти во власть, хотя бы для того, чтобы составить оппозицию кадетскому большинству. Таким образом, несмотря на партийные симпатии, газета старалась сохранить независимую позицию по принципиальным вопросам.
Отдельная тема выступлений оппозиционной курской прессы – протесты против волны смертных казней. В подборках писем куряне присоединялись к протестующим голосам духовных лидеров эпохи: Толстого, Короленко. «Мы задыхаемся и изнемогаем от горя. Довольно казней и крови, позорящих нашу страну», – таков общий пафос этих обращений.

Курские лица Думы
Михаил Данилович Кутоманов, депутат Госдумы первого созыва от Курской губернии. Наиболее типичная судьба для будущих депутатов – выходцев из народа. Он происходил из очень бедной крестьянской семьи слободы Ракитной Грайворонского уезда Курской губернии. Учился в начальной сельской школе. Рано привык к физическому труду. В 19 лет поступил конторщиком к богатому купцу. Там была хорошая библиотека, что дало возможность Кутоманову существенно расширить свой кругозор.
С 1896 служил в столице при архиве Департамента уделов, затем статистиком в департаменте таможенных сборов. Активно сотрудничал с рядом журналов. Общественный резонанс получили его публикации по земской и крестьянской проблематике в журналах «Новое слово» и «Русское богатство». В 1898-м арестован и после 11 месяцев пребывания в доме предварительного заключения отправлен на родину без права выезда.
C 1905 года член комитета партии социалистов-революционеров. 20 лет находился под надзором полиции. После выступления 20 октября 1905 года на митинге в Саратове был избит черносотенцами.
26 марта 1906 года Михаил Данилович избран депутатом в Государственную Думу Российской империи I созыва от Курского губернского избирательного собрания. Входил в Трудовую группу Думы. Член Комиссии по поверке прав членов Думы. Подписал законопроекты: «О гражданском равенстве», «О неприкосновенности членов Государственной Думы», заявление об образовании Комиссии по расследованиям преступлений должностных лиц. Выступал в Думе по аграрному вопросу.
10 июля 1906-го (уже после роспуска первой Госдумы) подписал громкое «Выборгское воззвание», за что был арестован, приговорён к 3 месяцам тюрьмы и лишён права быть избранным.
Дожил до Октябрьской революции, но высоких должностей в Советской России не занимал. Скончался в 1925 году.

Князь Пётр Дмитриевич Долгоруков, депутат Госдумы первого созыва от Курской губернии – русский политический деятель, один из основателей Конституционно-демократической партии (Партии народной свободы), член I Государственной Думы от Курской губернии. Выходец из старинного княжеского рода Долгоруковых, крупный землевладелец. Родился в семье князя Дмитрия Николаевича Долгорукова и княгини Натальи Владимировны, урожденной Давыдовой. Окончил Первую Московскую гимназию. После революции эмигрировал. Скончался в 1951 году.

Илларион Соломко, депутат Госдумы первого созыва от Курской губернии. Член редколлегии газеты «Крестьянский депутат» (1906). В мае 1906 года объявлен редактором легальной эсеровской газеты «Мысль», настоящим шеф-редактором которой был В. М. Чернов. 10 июля 1906 года в числе 167 депутатов подписал в Выборге воззвание кадетов, призывавшее к гражданскому неповиновению правительству: к неуплате налогов, к уклонению от рекрутской повинности, за что лишён депутатского статуса и приговорён к 3 месяцам тюрьмы. Дальнейшая судьба неизвестна.

 

Заседание Госдумы первого созыва

72 дня в истории
Государственная Дума первого созыва начала работу 10 мая 1906 года. В неё вошли 10 депутатов от Курской губернии. Большинство – представители местной элиты, интеллигенция и лишь пара человек из низов. Газета «Московский листок» от 3 мая 1906 года сообщала:
«Курск. Городские выборщики вручили своему депутату в Думу наказ с требованием всеобщей амнистии, отмены смертной казни, неотложного осуществления политических свобод, обеспеченных установлением основного государственного закона, и конституционной парламентской монархии».
Крупнейшей в составе Думы стала фракция стоящей на либеральных позициях Конституционно-демократической партии («кадеты»), насчитывавшая 176 членов. За ней по численности следовали фракции трудовой группы, польского кола, мирнообновленцев и социал-демократов. Около 100 депутатов считались беспартийными. Почти половина из них придерживалась правых взглядов.
Но началось всё с выступления перед депутатами императора. «Государь явился в зал в порядке большого парадного выхода, со всеми высшими чинами Двора и со всею свитою, – писал в своих воспоминаниях граф Сергей Витте. – Этот его выход был первый и единственный за всю историю Госдум нескольких созывов. Он говорил о своём желании видеть свой народ счастливым и передать сыну в наследие государство крепкое, благоустроенное и просвещённое».
По свидетельству очевидцев, «речь императора была встречена громовым «ура». По оставлении зала высочайшими особами все поспешили к выходу и золотые мундиры слились с мужицкими армяками – старая Русь слилась с новою в один поток».
«Правительство должно либо встать во главе революционного движения, захватившего страну, либо отдать его на растерзание элементарным силам», – писал всё тот же Витте.
Но «встать во главе» не получилось. Первый созыв Государственной Думы работал в условиях острейшей конфронтации с правительством. Депутаты активно направляли в исполнительные органы власти запросы по поводу смертных казней и арестов, а также обсуждали аграрный вопрос, предлагая то уничтожить частную собственность на землю, то передать крестьянам государственные полномочия.
Госдума первого созыва проработала всего 72 рабочих дня…
Виктор КРЮКОВ



Обсуждение ( 0 комментариев )

Читайте также