Газета "Курская правда". Всегда актуальные новости в Курске и Курской области. События и происшествия.

Школьный предмет – заграждения от львов

Газетный выпуск № 2021_104
27 августа 2021 13:43 А как у них?

Курская учительница изучает систему образования в разных странах мира – от Азии до чёрной Африки

Пока мы с Викторией Григорьевой смотрели на компьютере альбом с фотографиями школьников из разных стран, чайник на кухне выкипел, а новый толстый блокнот был заполнен больше чем наполовину.

«Может, остановимся на этом? – предложила Виктория Михайловна. – Вот только расскажу ещё об Австралии…»

Самая дальняя точка на карте

  Педагог, путешественница-блогер Виктория Григорьева побывала в пятидесяти странах мира. Причём во время каждого своего путешествия она старается выкроить время, чтобы заглянуть в местные школы, пообщаться с обучающимися там детьми и сделать пару фото на память. Виктория Михайловна любит места, куда редко ступает нога туриста, но определение «путешественница-экстремалка» ей не по душе.

– Я выбираю не экстремальные, а необычные маршруты, – строго поправляет она. – Другое дело, что необычные маршруты часто оказываются экстремальными. Что нового и интересного я могу увидеть в Европе? Ладно, Париж меня порадовал, а так – те же дома, что и везде, с архитектурными нюансами.

После окончания педучилища, когда встал вопрос о распределении на работу, новоиспечённая учительница выбрала самую отдалённую точку на карте – Таджикистан.

Несмотря на то, что внешне она сама выглядела как старшеклассница, уважение школьников завоевала очень быстро.

Потом были Киргизия и Север России, где она проработала 17 лет. На Крайнем Севере населённые пункты расположены так далеко друг от друга, что вместо автобусов использовалась авиация. Именно на самолёте школьники летали из села Зотино в ближайший город Таруханск, где любительские спектакли по пьесам своей любимой учительницы Виктории Михайловны собирали целый зал в театре.

У папуасов боязнь пришельцев в генах

Самостоятельно путешествовать по миру Виктория Михайловна начала лет в пятьдесят. И с тех пор за двадцать лет она успела побывать в эпицентре войны племён, повисеть над пропастью, увидеть белого льва и амазонских крокодилов. И во всех странах она обязательно наведывалась в местные школы.

На одном из фото, которое мы рассматриваем во время беседы, урок в школе на Бали. Курская учительница присела на парту в мужской стороне класса рядом с одним из ребят. Девочки со своей стороны класса смотрят на паренька с удивлением и восхищением.

– Теперь успех у одноклассниц ему обеспечен, – смеётся Виктория Михайловна.

– Вас легко пропустили на урок?

– Сначала охранник остановил, но я объяснила ему, что я педагог из России и что мне интересна жизнь школ в разных странах. Тогда он меня пропустил.

Иногда школьники сами подходят к учительнице. Так, например, произошло в Тибете. Несколько школьников подошли к русской учительнице и попросили: «Можно с вами сфотографироваться?»

– Самое интересное, что со мной были ещё три туристки, но подошли именно ко мне, – рассказывает Виктория Григорьевна.

На Шри-Ланке же и вовсе школьники облепили её со всех сторон на общем фото. Но, бывает, школьники сначала ведут себя настороженно, как в Австралии.

– У коренного населения – папуасов – страх перед белыми пришельцами, наверное, в генах, – рассказывает Виктория Михайловна. – Едва завидев их, они переходят на другую сторону улицы. Тем не менее с двумя школьниками-старшеклассниками мне удалось пообщаться и сфотографироваться. Одна девушка сначала опасалась, но я ей сказала, что живу так далеко, в России, где никто из ее австралийских знакомых эту фотографию не увидит. Тогда она согласилась, поскольку о России прежде не слышала. Не знал ничего о нашей стране и второй её собеседник и живо поинтересовался: «А за каким городом находится Россия?»

В детских садах фотографировать детей категорически запрещено. Такое же строгое табу налагается на произведения искусства коренного населения Австралии. Вообще, поездив по миру, наша собеседница поняла: есть немало стран, где местное население практически не видело белых людей. И прекрасно себя при этом чувствует.

Школа жизни

– В Папуа Новой Гвинее двое малышей, когда мы подошли, даже заплакали, – вспоминает она. – Но потом женщина из нашей группы, украинка, достала из рюкзака фильтр и начала пропускать через него местную питьевую воду. И дети стали с любопытством смотреть, как она светлеет на глазах. Вообще, детское любопытство ломает барьеры. Вскоре дети уже без страха позировали на общей фотографии.

Школа в этом селении послужила туристам местом для ночлега. Деревянная, с деревянным полом по сравнению с другими сооружениями в селении – хижинами с соломенными крышами выглядит презентабельно. Более основательное здание – только Дом Бога.

В школе ребятишки получают начальные знания. Более качественное общее образование можно получить, например, в ближайшем городе. Но своя специфика, разумеется, присутствует. Здесь на первом месте уроки, которые учат жизни: разбираться в травах, ориентироваться на местности, сажать растения.

Много занятий проходит на свежем воздухе, а возле школы нередко можно встретить мальчишек, упражняющихся в стрельбе из лука. Кстати, чуть позже аналогичную картину курянка наблюдала в Кении. Там в числе школьных предметов – наука строить заграждения от львов.

На одной из классных стен фото молодого человека в бонете и мантии магистра. Он гордость школы, один из немногих, кому удалось пробиться из горного села в большую науку.

– Учитель – один по всем предметам на всех, для больших и маленьких, все учатся в одном классе, – продолжает Виктория Михайловна. – Четкого расписания нет, что и когда изучать, зависит от настроя учителя. В одном из классов висели костюмы с перьями, видимо, для какого-то театрализованного представления. Все детали нам выяснить не удалось, потому что началась война племён, а мы, от греха, пошли своей дорогой.

Школьная форма уравнивает

О школьной форме – отдельный разговор. Она есть во многих учебных заведениях по всему миру.
– Я и сама считаю, что школьная форма должна быть. Она показывает статус, что ребёнок ученик, а не то, какой уровень благосостояния его родителей. В этом смысле школьная форма уравнивает, – уверена Виктория Михайловна. – Но также цветовая гамма может говорить о том, что ребёнок учится в той или иной школе – у каждой свои фирменные цвета, как, например, мы наблюдали на параде в честь Дня независимости в Индонезии, где друг за другом проходят группы школьников из разных учебных заведений страны, олицетворяя собой её будущее.

Чаще школьная форма выдержана в чёрно-белых или сине-белых тонах, иногда с яркими галстучками или другими дополнениями.

– А на Бали, например, одноклассницы могут надевать яркие однотонные блузки разных цветов, в то время как мальчики одеты одинаково: белая рубашка и чёрные брюки и белый платок-повязка на голове, – продолжает путешественница. – В Новой Гвинее школьная форма только в городах. В сёлах же надевают повседневную одежду – то, что приносят миссионеры.

В Кении школьная форма принята только в городах. А на Шри-Ланке ученики носят на занятия белую одежду, при том, что в большинстве семей здесь нет стиральных машин. В тёмном, немарком позволительно ходить только ученикам подготовительных классов.

В Перу курская учительница встретила девочку в белой блузке, красной юбке и таком же ярком головном уборе. И это тоже оказалось школьной формой.

Дети везде одинаковые

Ради курской учительницы прерывали уроки во многих школах мира. Удалось ей побывать и в школе при буддийском храме на Шри-Ланке. Помимо классов, здесь есть игровые комнаты, куда ученик может уйти на время, если устал или у него испортилось настроение. Учительница преподает в сари – это знак особого почёта. В тетрадках у отличников – звёздочки – аналог нашей «пятёрки». Рука ученика на одной из фотографий выводит слона.

– Все дети рисуют слонов? – поинтересовалась гостья.

– Нет, каждый своё любимое животное.

Обучение здесь бесплатное, к тому же лучших из лучших школы направляют в университеты других стран. А вот факультативы, позволяющие углубить знания, проводятся уже за деньги.

– Занятия с семи утра до четырнадцати дня, затем после двухчасового перерыва до шести вечера – факультативы, – рассказывает путешественница. – Во время большого перерыва дети могут купить обед, а перекус в первой половине дня – за счёт школы.

А вот в европейских школах Виктория Михайловна не была. Дело в том, что летом, когда она обычно путешествует, у школьников в Европе каникулы.

– Пообщавшись со школьниками в разных городах и странах, могу сказать, что дети везде одинаковые. И чем проще, любознательнее они, тем приятнее, а если и есть какие-то различия, то они обусловлены особенностями культур, – резюмирует Григорьева. – Во всех иностранных школах, где я побывала, я заметила такую особенность: детям нравится учиться, при этом, например, в буддистских школах очень много учат наизусть, иногда целыми книгами. Думаю, дело здесь в мотивации, в убеждении, что выучившийся человек везде пригодится.

Учиться никогда не поздно

На Занзибаре русскую учительницу удивил возраст школьников.
– Взрослых женщин в платьях, занимавшихся во дворе школы физкультурой, я приняла сначала за спортсменок. Но один из местных объяснил, что это ученицы, – вспоминает она. – Сказал, что маленьких детей родители подчас не отпускают в школу, потому что их могут украсть. А таких взрослых уже не украдут. Кстати, физкультура наряду с биологией и географией на Зан-зибаре самые уважаемые дисциплины.

Вероника ТУТЕНКО
Фото из личного архива Виктории ГРИГОРЬЕВОЙ



Обсуждение ( 0 комментариев )

Читайте также