Газета "Курская правда". Всегда актуальные новости в Курске и Курской области. События и происшествия.

Казацкому роду нет переводу

Газетный выпуск № 2021_151
17 декабря 2021 14:03 История

Вслед за историей Стрелецкой слободы мы рассказываем, где и как селились курские казаки

Улица Верхняя Луговая в 1972 году

Когда воевода Иван Полев и городской голова Нелюб Огарёв в 1596 году по указу царя Федора Иоанновича начали восстанавливать старинный курский острог, с ними был отряд стрельцов. Но скоро в порубежную крепость из столицы и других городов были переведены различные служилые люди, среди которых были и казаки. Уже в 1626 году в Курске их числилось 299 человек.

Городовые казаки набирались из вольных охочих людей – добровольцев, не состоявших в тягле, помимо земли, хлебного и денежного жалованья, получали льготы по торговле и промыслам от государства. Приходили на службу со своим оружием и конём. Строгой воинской формы долгое время не имели, в основном одевались исходя из традиций конкретной местности.

 

Яблоки для императрицы

Изначально Казацкая слобода была расположена рядом с курским острогом – как и другие слободы. До вступления в силу градостроительного плана Курска (1782 год) она находилась западнее реки Кур, доходя до нынешней Советской улицы и располагаясь по обе стороны улицы Большевиков.

После реализации генплана Казацкая слобода переместилась и на другие земли, которые прежде использовались для сельскохозяйственных нужд. В то время богатых людей в Казацкой не было – в отличие, скажем, от Ямской. Население занималось земледелием, садоводством, сдачей земли в аренду, рукоделием.

Самые распространённые промыслы среди «казаков» – сапожничество, кузнечное, плотницкое и скорняцкое дело. Прочие работали в городе полицейскими, нанимались в помощники к купцам, прислуживали в трактирах и других питейных заведениях.

До наших времён дошла легенда о том, что во время проезда через Курск императрицы Екатерины II летом 1787 года один из жителей Казацкой слободы подарил ей корзину яблок, которые остались в прекрасном состоянии от прошлогоднего урожая. Яблоки императрице понравились, и она спросила у крестьянина название сорта. Но тот ответил, что названия не знает – яблоня выросла у него из семечка.

В знак благодарности Екатерина подарила ему 100 рублей и пожелала ежегодно получать из Курска плоды этого сорта. Она сама тут же придумала ему название – «Добрый крестьянин». Позже этот сорт получил в Курске широкое распространение, являясь одной из разновидностей курской антоновки.

 

Покровская церковь в начале 30-х годов прошлого века, незадолго до разрушения

Прирастаем казаками

По результатам переписи населения Курска и его пригородных слобод в 1865 году, население Казацкой составляло 5899 человек: 2866 мужчин и 3033 женщины.

Подавляющее число жителей были русскими. 860 занимались хлебопашеством, 135 – сапожным мастерством, портных было 40, шубников – 50, кузнецов – 66, столяров – 14, бондарей – 14, печников – 13, торговлей занималось 62 человека. Женщины изготавливали пряжу, ткали холсты или вели домашнее хозяйство. Нищенствовало 13 человек. Среди мужчин было 343 грамотных, в то время как среди женщин таковых было всего 24. В гимназиях учились четверо детей, 15 – в училищах, 69 брали уроки на дому.

С конца XIX века обозначилось чёткое деление Казацкой слободы на дальнюю и ближнюю части. Ближняя располагалась рядом с городом (позднее рядом возник Покровский рынок), что сказывалось на занятиях её населения.

Здесь мужчины были заняты преимущественно башмачным и портняжным делом, женщины трудились в огородах и садах, на бахчах, некоторые работали на городских табачных фабриках, зарабатывали деньги починкой крупяных и мучных мешков, сортировали перья и пух для купеческих лавок, мыли бутылки на винном складе.

Некоторые торговали продуктами на городских базарах либо занимались кулинарией для «обжорных рядов». В ближней части Казацкой было множество кабаков, из-за чего серьёзной проблемой стало пьянство.

Жители же дальней части Казацкой, как правило, занимались хлебопашеством, ломовым или легковым извозом. Население в дальней части слободы было беднее, чем в ближней.

По данным переписи 1897 года, в слободе проживало уже 7682 человека. Сразу после революции – 9112, общее число дворов тогда насчитывало 1216. Земледелием занималось только 600 человек.

 

Улица Верхняя Луговая неподалёку
от Михайловского храма. XiX век

От Вознесенской церкви к Обжорному ряду

До постройки в 1888 году Вознесенской церкви на улице Верхней Казацкой нынешняя Михайловская церковь (на Архангельской улице, ныне – Карла Либкнехта) тоже называлась Вознесенской или Вознесенско-Михайловской.

Первое упоминание об этом храме (тогда ещё деревянном) относится к 1635 году. Ныне существующее здание было построено в 1762–1767 годах. Изначально оно располагалось на окраине Казацкой слободы, а после введения екатерининского градостроительного плана в 1782 году храм оказался окружён частной застройкой.

Конечно же, главной улицей и основной осью Казацкой была Верхняя Луговая. Надо заметить, что именно так она стала называться только с 1936 года, тогда в её состав вошли Кузнечная (от Суворовской до Бойцов 9-й дивизии), Ленивый базар (от Бойцов 9-й дивизии до Запольной), Саленовка (от Запольной до Масловки), Золотовка (от Масловки до Пучковки), Сигаевка (от Пучковки и севернее). Раньше, с 1925 года, она называлась просто Луговой, а до этого – Луговой Набережной (Луговой-Береговой).

На этой улице находились известный в Курске трактир купца Верютина «Новый базар» и более скромные трактиры Козина, Богданова. Все они были очень популярны у приезжающих на Покровский базар сельских мужиков-продавцов. Другие же, пользуясь тем, что трактиры торговали всю ночь, устраивались здесь для отдыха, а зимой спасались от холода. Здесь же находились лавки, греческая пекарня «Такош», бани купца Боева, ночлежные приюты.

В старину место, где позже раскинулся Покровский рынок, называлось Мучной площадью. Здесь расположился сравнительно небольшой в те времена городской базар (для так называемой Нижней части города), со множеством лавочек, в которых наряду с прочими продуктами в большом количестве продавался свежий хлеб, только что испечённый в домашних печах обывателей слободы. Неподалёку находились Обжорный ряд (харчевни для простонародья), мясные ряды, колодец.

В начале XX века на этом базаре размещались 21 деревянная и 23 каменные лавки. Здесь скапливалось много хлама и навоза – особенно после зимы. Газета «Курские губернские ведомости» в марте 1897 года писала:

«С мощёной части площади собраны громаднейшие кучи навоза и грязи, которые арестантами в тачках перевозятся на немощёную площадь, разравниваются, и здесь же прорываются канавки, по которым в реку Кур спускается зловонная жидкость; навозу навалено более полуаршина, так что площадь представляется зловонной трясиной».

Откуда пошло название, так упорно державшееся в памяти горожан, – Покровский рынок? На пересечении улиц Луговой-Береговой и Покровской (Большевиков) до 1764 года стояла деревянная Покровская церковь, выстроенная ещё в 1726-м. Тогда это была так называемая Московская слободка – в старину здесь проходила дорога из Курска в Москву. Ещё раньше там же стояла тоже деревянная церковь, построенная в 1712 году и сгоревшая в 1725-м. В 1762 году прихожане решили вместо изрядно обветшавшего деревянного храма построить каменный. Новую церковь освятили в 1770-м.

В первые годы после революции рынок на Мучной площади оставался таким же неблагоустроенным, шумным и многолюдным. Здесь процветало практически безнаказанно воровство и царила антисанитария.

 

Покровский (ныне Центральный) рынок в середине 60-х годов прошлого века

Новые времена

После Октября 1917 года на улице Луговой в помещениях бывших купеческих лавок, расположенных напротив Покровского рынка, разместились кустарные артели, переросшие затем в Курские центральные мастерские, на основе которых возник в городе чугунолитейный и механический завод объединения «Союзфосфорит».

И, конечно же, аэродром ДОСААФ, построенный на окраине слободы к 1936 году, придал ей некий романтизм. Над Казацкой летали спортивные самолёты, парили планёры и авиамодели, небо раскрашивалось белыми пятнышками парашютов. Когда в 1963-м там состоялся авиационный праздник, посвящённый 20-летию Курской битвы, наш город впервые со времен войны (и единственный раз) стал местом посещения самых знаменитых советских военачальников. На примерах жизни своих давних друзей знаю, что многие из них твёрдо решили стать профессиональными лётчиками как раз после этого праздника.

Виктор КРЮКОВ,
который в детстве жил в Казацкой слободе
на улице Сороковой



Обсуждение ( 0 комментариев )

Читайте также