/*?>
Как телефонные аферисты пытались выудить деньги у нашего корреспондента
Мало кто из курян хотя бы раз в жизни не сталкивался с телефонными мошенниками. Кто-то в результате лишился денег, кто-то отделался недоумением, а самые сообразительные быстро поняли, с кем имеют дело.
Не так давно преступники попытались получить доступ к банковской карте корреспондента «Курской правды». Рассказываем, как это было, чтобы читатели не стали очередными жертвами мошенников.
Всего звонков было два. Сразу уточним, в первом случае речь идёт, возможно, не о мошенниках, а о недобросовестной рекламе. Тем не менее она очень напоминала тот самый «бесплатный сыр», который бывает только в мышеловке. А вот второй звонок исходил от классических беспримесных жуликов. Но обо всём по порядку.
То ли выигрыш, то ли видение
Обычный день в редакции. На телефоне высвечивается неизвестный номер. Это нормально – журналистам по работе часто звонят незнакомые люди. Собеседник представился Никитой и сразу же сообщил радостную новость: «Вы оказались среди 20 жителей Курской области, которые выиграли денежный приз! Чтобы получить его, нужно по Skype связаться с менеджером».
Во время разговора Никита поясняет, что работает в некоем инвестиционном центре, который находится в Москве. Специалисты центра якобы учат людей финансовой грамотности, а в Курской области планируется открыть филиал центра. Именно поэтому, уверял собеседник, компания разыграла 20 подарков через генератор случайных победителей в одной из соцсетей. Оттуда якобы и узнали мой номер телефона. На вопрос, государственное ли это учреждение, Никита нагло врёт, заявляя, что да.
Предварительно он выяснил мой возраст, поскольку подарок «имеет возрастное ограничение», а также уточняет, является ли Курск точным местом жительства. Сюда якобы направят выигрыш по почте.
Тем временем я в интернете ищу информацию об этом «инвестиционном центре». У него есть даже официальный сайт! Отзывы оставляют желать лучшего. Клиенту обещают любую помощь в ведении бизнеса: обучение, консультации, оптимизацию налогов и прочее. Компания заявляет, что работает с 2013 года, однако несколько сервисов по проверке домена указывают, что сайт был создан совсем недавно – в августе 2021-го. Тогда же была создана и страница компании в соцсети «ВКонтакте».
Также на сайте утверждается, что компания одна из немногих в России работает на основании лицензии Министерства образования и науки РФ. Но прилагаемая лицензия выдана совершенно другой организации и лишь в 2020 году. Информации о руководстве, аналитиках, которые будут консультировать или обучать, нигде нет.
Всего перечисленного уже более чем достаточно, чтобы догадаться, с кем имеешь дело, но с менеджером я всё же связалась. Девушка вышла с нами на связь, очевидно, из кол-центра, потому что на фоне не стихали разговоры о денежном выигрыше. Интересуюсь сразу в лоб:
– Скажите, а вы не мошенники?
– Нет, что вы! – возмущается собеседница. – У нас всё чисто и открыто, мы не спрашиваем у вас никакой конфиденциальной информации, вы можете нам доверять.
Но уже через минуту в разговоре она снова уточнила возраст, место жительства и номер телефона. После сбора информации девушка рассказала о «выигрыше»: лично для меня специалист проведёт 10 индивидуальных занятий по финансовой грамотности, поможет проанализировать доходы и спланировать бюджет. По итогам я получу сертификат на 100 долларов. Обналичить деньги, конечно, нельзя, они предназначены для открытия инвестиционного счёта. И «для надёжности» мои инвестиции будут курировать лучшие экономисты.
Собственно, на этом разговор закончился. О том, как работают телефонные «брокеры» и «финансовые консультанты», наша газета писала много раз: сначала они рассказывают о скорых несметных богатствах, а затем требуют перевести средства, чтобы сделать «финансовые вложения». После этого телефон «финансистов» обычно становится недоступен.
К слову, в этот день ещё несколько знакомых рассказали о таком же «выигрыше». Невероятное везение, учитывая, что в Курской области, по словам Никиты, «победителями» стали всего 20 человек.
В ТЕМУ
Сбербанк сообщил об атаках на карты россиян
Сбербанк сообщил, что предотвратил масштабную атаку на карты россиян со стороны украинской компании – разработчика приложений, сообщил заместитель председателя правления банка Станислав Кузнецов.
– Почти сразу после начала спецоперации мы остановили массовые списания средств с карт наших клиентов. Причём количество попыток списаний доходило до десяти тысяч в минуту. Наше расследование показало, что эти списания инициировала одна украинская компания – разработчик мобильных приложений, – пояснил Кузнецов. – В целом системы Сбербанка отклонили несколько сотен тысяч попыток списаний.
По словам представителя Сбербанка, украинская компания, которая располагала почти 50 разнообразными приложениями, собирала и хранила данные банковских карт клиентов. Причём всё было абсолютно легально, ведь они продавали в приложениях легальные услуги – подписку на планы питания, фитнес-программы и прочее.
Телефоны дистанционно не меняют
Хотя погружаться в пучину сомнительных заработков я не стала, на этом общение с подозрительными личностями не закончилось. Чуть позже мне позвонила девушка, которая представилась сотрудницей банка. Она сообщила, что мой номер телефона, который привязан к банковской карте, пытаются сменить неизвестные.
Она точно знала, что я живу в Курске, а мошенники орудуют в Воронеже, спросила, пришёл ли мне секретный код в СМС, и не потеряла ли я карту. Убедившись, что все данные, которые ей нужны, у меня под рукой, она поинтересовалась, не поступали ли мне в этот день подозрительные звонки, а затем потребовала номер договора с банком или номер карты, чтобы мои сбережения не попали в руки аферистов.
– Вы просите у меня конфиденциальные данные, я лучше в банк схожу и пароль поменяю, – ответила я.
– Понятно! До свидания! – вспылила собеседница и бросила трубку.
В этот момент коллега напомнила, что телефонный номер банка указан сзади на карте. Позвонив на горячую линию, я связалась со специалистом, он подсказал, что даже мошенники не могут сменить номер телефона, привязанный к карте, – сделать это можно исключительно при личном посещении банка. Телефон, с которого звонила мошенница, направила в службу поддержки. Его затем передадут полиции.
И хотя проверить мою кредитоспособность в тот день мошенникам не удалось, статистика показывает, что кто-то точно поверит словам незнакомца на другом конце провода. По данным пресс-службы УМВД России по Курской области, только с начала года на территории региона зарегистрировано 574 факта бесконтактного хищения, краж и мошенничества. Люди, которые доверились аферистам, потеряли порядка 80 миллионов рублей. На начало апреля полицейские раскрыли уже 136 таких преступлений. Но даже если злоумышленника удаётся установить, нет гарантии, что потерянные деньги, нередко оформленные в кредит на имя потерпевшего, вернутся: чаще всего на этих людей не оформлено никакого имущества, поэтому возместить ущерб они не могут.
– Обычно злоумышленники пытаются узнать три вещи: полный номер карты, код из СМС, в котором также говорится, что сообщать его нельзя никому, CVC-код – это 3 цифры, расположенные на задней стороне карты. Это секретные данные, которые ни в коем случае нельзя передавать третьим лицам, настоящие сотрудники банка никогда их не запрашивают, – говорит руководитель пресс-службы УМВД России по Курской области Лилия Каменева. – Раскрыв информацию, потерпевшие дают мошенникам доступ к своим счетам и полную свободу действий. Лучший способ не поддаться на уловку – прекратить разговор.
Как распознать афериста
Специалисты отмечают, что сценарии звонков злоумышленников практически не изменились. По-прежнему используются звонки специалистов якобы от «службы безопасности банка», «правоохранительных органов» и «Центрального банка», автоинформаторов и роботизированных помощников. Заместитель управляющего Отделением Курск Банка России Александр Устенко рассказал об основных признаках того, что вам звонят мошенники:
– Первый из них – на вас выходят сами. Незнакомец может позвонить, прислать СМС-сообщение, электронное письмо или ссылку в мессенджере. Кем бы он ни представился: сотрудником банка, полиции, магазина, – насторожитесь. Раз он стал инициатором контакта, ему что-то от вас нужно, – отмечает Устенко. – Быстро проверить, тот ли он, за кого себя выдаёт, не получится. Номер, который высвечивается при входящем вызове, можно подменить, аккаунты или сайты известных людей или организаций подделать. Так что стоит быть бдительным и никому не верить на слово.
Второй признак – вам позвонили и сразу говорят о деньгах. Вам предлагают перевести все деньги на «безопасный счёт», также разговор может начинаться с фразы: «Кто-то только что попытался списать ваши средства». На самом деле легенды могут быть какими угодно, но речь всегда про деньги, которые вы можете потерять или получить.
Поэтому, возьмите за правило критически оценивать любую информацию. Если получили тревожный звонок от якобы «сотрудника банка», не спешите выполнять его инструкции. Положите трубку и перезвоните в банк сами, набрав номер, который указан на его официальном сайте или на обороте вашей платёжной карты.
Дарья ДРЁМИНА