/*?>
Корреспондент «Курской правды» выяснила, что никогда не поздно освоить бальные танцы.
Говорят, чтобы стать хорошим исполнителем, нужно начинать заниматься с детства. Но если вам уже немного за 30, то тоже не всё потеряно. Ведь на самом деле бальные танцы – замечательный способ насладиться музыкой, завести новых друзей и испытать острые ощущения и азарт от движения вместе со своим партнёром. Подробности – в материале Вероники Тутенко.
Трудолюбие важнее таланта
Когда-то я мечтала научиться бальным танцам и даже купила в специализированном магазине обувь для паркета. Но потом нашла себя в bally-dance (танец живота). А пара малиновых в блёстках туфель так бы и состарилась в углу, если бы не задание редакции – проверить на себе, можно ли выучить за одно занятие какой-нибудь красивый бальный танец.
Осваивать новый для меня вид искусства предстояло не где-нибудь, а в знаменитом ансамбле «Соловьиная весна», основанном курским гуру бального танца Алексеем Ловчиковым, почётным гражданином Курска, заслуженным работником культуры России, обладателем премии общественного признания «Курская антоновка» в номинации «Творчество».
Кстати, именно он возродил в Курске историко-бытовые танцы – полонез, падеспань, падеграс, мазурку… С лёгкой руки Алексея Михайловича в Курске снова стали проходить балы, где могут блеснуть грацией и нарядами как профессионалы, так и любители.
Последние, кстати, могут начать заниматься бальными танцами практически в любом возрасте – главное, чтобы позволяло здоровье.
Вообще же грань между профессионалами и любителями довольно условна, как, впрочем, и в любом другом виде искусства. Главное здесь любовь к танцу и трудолюбие.
– Талант, конечно, тоже играет роль, – говорит Алексей Михайлович. – Но нередко бывает, приходит человек – на первых занятиях многое не получается, но благодаря трудолюбию и упорству он обгоняет тех, у кого изначально данные были лучше, но развить их помешала лень. Верность танцу – одна из самых важных (если не главнейшая) слагаемых успеха. Чтобы был эффект, заниматься нужно 2-3 раза в неделю.
Вообще неспособных к бальным танцам, отмечает мэтр, единицы, это люди, которым, как говорится, наступил на ухо медведь. Но и в этом случае бальные танцы помогают несколько развить чувство ритма.
– У нас в ансамбле некоторые занимаются бальными танцами уже 50 лет, со дня основания коллектива, – удивляет Алексей Михайлович. – Виктор Асташов, Олег Халин, Владимир Прилуцкий на паркете со школьных лет, теперь «синьоры».
Многие бывшие ученики теперь сами преподают хореографию. Кстати, Олеся Алёхина – хореограф «Соловьиной весны» – также ученица мэтра.
– Быть преемницей Алексея Михайловича – большая ответственность, – говорит она. – Всегда во всём советуемся с наставником.
В этот вечер Алексей Михайлович также присутствовал на репетиции. Впереди ответственное выступление, к которому коллектив готовит «Большой вальс». Тем не менее для нас всё-таки находят полчаса.
– Для новичков лучше всего подходит «латина», – говорит Олеся Алёхина, и через минуту зал наполняют зажигательные кубинские ритмы. И мы начинаем.
В ТЕМУ
В чём отправиться на паркет
Бальные наряды приберегите для бала. Для первого занятия подойдёт одежда попроще и удобная сменная обувь. Юбка у женщин не должна стеснять движений. Идеальная длина – миди. Подойдёт и широкая мини-юбка в сочетании с лосинами. В специализированных магазинах продают специальные юбку с вшитыми шортами, а также туфли с замшевым покрытием подошвы и накаблучниками. Для одних видов бальных танцев нужны более открытые туфли, для других – более закрытые, поэтому у танцоров со стажем, как правило, есть несколько пар.
Паркет уравнивает всех
Танец, как и любое другое искусство, изучают не теоретически, здесь основа – подражание. Танцоры повторяют знакомые движения, а моя задача – делать, как они. Пока без пары. С руками всё более-менее понятно – круговые движения «от локтя», как будто грациозно моешь окна. Как бы ты ни двигался, вялые, ничего не говорящие руки портят всё впечатление.
Но если руки движутся сами в такт мелодии, то шаги нужно высчитывать. В какой-то момент даже приходит ощущение: получилось, можно дальше танцевать в своё удовольствие. Если вы новичок, гоните эту мысль прочь. Иначе, как я, можете обнаружить, что все шагают на месте с левой ноги, а вы почему-то с правой.
Но самое интересное начинается, когда вы становитесь в пару. Здесь мне повезло. Алексей Михайлович выбрал мне опытного танцора – Виктора Асташова. Традиционно ведущим считается партнёр, и хорошая партнёрша должна уметь «вестись». Но даже просто стоять в паре на месте, оказывается, надо уметь.
– Нужно напрячь плечевой пояс, – наставляет партнёр. – Иначе будем с вами как две селёдки.
Быть селёдкой мне совсем не улыбается, поэтому я послушно напрягаю плечи и следую за музыкой. И здесь обнаруживается, что все шаги, которые я только что старательно разучила, дамам нужно делать в обратном порядке – так как у них вторая партия.
Когда дошли до так называемых раскрытий, и вовсе стало непонятно, в какую сторону поворачиваться. Попытки хореографа переставить меня с места на место так, как положено, имели кратковременный эффект. Хотя принцип оказался довольно прост: движения в паре, танцующей ча-ча-ча, должны быть зеркальными и синхронными.
Есть ещё и мелкие, но важные нюансы, такие как правильное, красивое положение рук – в буквальном смысле до кончика пальцев важен каждый изгиб. Мелочей в бальных танцах нет. Но, говорит Олеся Алёхина, освоить танец в общих деталях за полчаса – уже хороший результат. А чтобы получить отточенные и в то же время плавные движения, нужно шлифовать их раз за разом.
Возможностей для занятия бальными танцами в нашем регионе достаточно.
К слову, набор в известный ансамбль сейчас закрыт, однако для сложившихся танцевальных пар могут сделать исключение.
В бальных танцах традиционно женщин больше, чем мужчин. Девушки без партнёров приходят и уходят, потому что неинтересно. Чтобы по-настоящему почувствовать танец, нужен партнёр, убеждена Олеся Алехина.
Среди участников ансамбля несколько супружеских пар. Вообще бальные танцы, считает хореограф, – отличный способ оживить и даже наладить отношения между супругами, поскольку на паркете приходится синхронизировать движения и даже мысли. Историко-бытовые танцы предполагают особо уважительное отношение партнёров друг к другу, а зажигательные латинские ритмы добавляют в жизнь адреналина.
– Кроме того, редко в каком виде танцев такой большой арсенал полезных для здоровья движений, – добавляет основатель ансамбля.
А мне редакционное задание подарило мощный заряд эмоций, желание снова надеть паркетные туфли в блёстках и уникальный опыт.
Бывший в этот вечер моим партнёром по паркету Виктор Асташов – победитель многих престижных конкурсов. Сам он, впрочем, к наградам относится легко, скептически даже.
– Дело не в конкурсах, – замечает Виктор Асташов. – Танец – моя жизнь, а паркет уравнивает всех – директоров и подчинённых, новичков и опытных танцоров.
Интересуюсь, мог бы станцеваться с партнёршей без внушительного опыта в бальных танцах.
– Моя партнёрша на паркете всего три года. И какой бы ни был опыт, каждый выход на паркет – это прежде всего требующая энергии и усердия победа над собой, и в бальных танцах нужно побеждать себя снова и снова.
Вероника ТУТЕНКО
Фото Николая СИДОРЕНКО