Газета "Курская правда". Всегда актуальные новости в Курске и Курской области. События и происшествия.

Ас из Бирюковки

Газетный выпуск № 2022_147
09 декабря 2022 09:22 История

На стеле «Героям-курянам» среди сотен имён Героев Советского Союза выгравировано имя лётчика-штурмовика Григория Андреевича Шпилькова. 25 декабря исполнится
100 лет со дня его рождения.

«Мама, я обязательно вернусь!»

Григорий Шпильков родился в деревне Бирюковка Большесолдатского района. Первым местом работы будущего лётчика, Героя Советского Союза, стала сельская МТС, где Григорий трудился механиком. Он с детства мечтал о небе – с тех самых пор, когда в школе услышал о Валерии Чкалове. Мечта сбылась. За два месяца до войны с фашистами Григорий Шпильков получил направление в Орловскую школу пилотов.

Боевой путь лётчика начался в апреле 1943 года. В том году в конце февраля от фашистов был освобождён его район. Нацистов прогнали, но после себя они оставили разорённые деревни и города. Голодали и крестьяне, и горожане. Однажды маршрут лётчика пролегал через родное село. Георгий сбросил посылку с сухпайком с запиской для матери, которая заканчивалась словами: «Мама, я обязательно вернусь!». Когда односельчане передали ей этот свёрток, женщина от радости заплакала: её сын жив, воюет, помнит о ней…

На счету лётчика-штурмовика Шпилькова 317 боевых вылетов, 12 уничтоженных фашистских танков, 11 батарей артиллерии, пять складов боеприпасов и горючего, эшелон с горючим. Штурмовик спас сотни жизней русских солдат.

 

Воздушные бои

Шпильков участвовал в освобождении Донбасса, низовьев Днепра, Крыма. Белоруссии, Литвы, а в 1945 году – разгроме восточно-прусской группировки фашистов.

В архивах сохранились записи о воздушных боях с участием штурмовика. У Григория Шпилькова бывало по пять вылетов в сутки, по семь часов в кабине. Сотни раз лётчик, уничтожая цель, вступал в воздушный бой с фашистскими истребителями и выходил победителем. Так, 23 июня 1944 года в Белоруссии шесть самолётов Ил должны были уничтожить мешавшую продвижению советских войск артиллерию противника. Позицию врагов защищали восемь «мессершми́ттов». Сброшенная Шпильковым бомба попала в цель, и тут же он вступил в воздушный бой с вражеским истребителем и победил. Выполнив задачи, группа советских лётчиков без потерь вернулась на аэродром.

25 июня 1944 года в составе группы из семи Илов Шпильков по направлению к Смоленску атаковал танки, машины и пехоту противника. Пытаясь поразить советские самолёты, фашисты вели огонь из зенитных орудий. Но Шпильков был настоящим асом. Прямым попаданием он взорвал склад боеприпасов, подорвал танк. Движение фашистской колонны было остановлено: советские лётчики взорвали мост через реку Оршанка.

4 июля 1944 года Шпильков в группе из шести самолётов Ил атаковал колонну автомашин и пехоту противника на востоке от Минска. Под сильным зенитным обстрелом противника он лично уничтожил и повредил 48 автомобилей врага. Одним из самых опасных стал вылет 22 октября 1944 года. Целью пары советских лётчиков стала разведка в районе города Гумби́ннен (теперь Гусев Калининградской области). Тут их атаковали превосходящие вдвое силы противника. Но Шпильков и второй советский лётчик не только отбились от четырёх «мессершмиттов», но и уничтожили один самолёт врага. На базу наши лётчики вернулись живыми и здоровыми.

Среди наград штурмовика Шпилькова орден Славы III степени, два ордена Красного Знамени, а вскоре после победы ему было присвоено звание Героя Советского Союза. Как и обещал матери, он вернулся домой живым. А впереди у 23-летнего фронтового лётчика были работа инструктором-пилотом в лётной школе, в гражданской авиации и с 1966 года – в Курском ДОСААФ.

 

Воспитать лётчика

Как рассказывает родственница Григория Андреевича Зоя Салтанова, фронтовик большое внимание уделял подготовке молодых лётчиков. В семье хранится записная книжка инструктора. Это не официальный журнал полётов, а заметки для себя. Здесь оценки курсантов, наблюдения за «плюсами» и «минусами» начинающих лётчиков, индивидуальная работа с каждым из них.– Меня как учителя восхищают педагогические способности Григория Андреевича, – говорит Зоя Салтанова. – У него к каждому был свой подход. Листаешь эти странички и будто видишь его курсантов Седова, Полтавца, Маркова, Карасёва, Белокопытова. Перед Шпильковым стояла задача обучить их искусству военного лётчика. Как пилот высочайшего класса, он передавал им свой опыт, навыки, но думал ещё и о человеческих качествах ребят, о том, как сделать дружескими отношения в молодом коллективе. Вот одна из его записей: «Курсанты обращаются друг к другу только по фамилии, надо сделать замечание». Летом 1947 года Григория Андреевича перевели в Узбекистан, здесь началась его работа в гражданской авиации. Родившийся и выросший в деревне, Шпильков с большим уважением относился к сельским труженикам. В трудовой книжке лётчика среди многочисленных записей о награждениях почётными грамотами и благодарностями один строгий выговор «За самовольное катание узбекских колхозников на самолёте».

За свою трудовую деятельность Григорий Андреевич изучил многие типы самолётов и владел ими в совершенстве: Ан-2, По-2, Як-12, Л-200, Ли-2, Ли-200Д и другие. В 1963 году он возвращается в Курскую область и занимается в ДОСААФе с ребятами. Даже после выхода на заслуженный отдых Шпильков продолжает работать со школьниками, студентами уже на общественных началах.

Последние годы Герой Советского Союза Шпильков жил в Курске на улице Серёгина в доме 13. Теперь здесь установлена мемориальная доска. Фронтовик ушёл из жизни летом 1990 года. Он был патриотом, всю жизнь не прерывал связей с друзьями из родной деревни. По желанию ветерана похоронили его в деревне Бирюковка.

Анна Журавлёва



Обсуждение ( 0 комментариев )

Читайте также