Газета "Курская правда". Всегда актуальные новости в Курске и Курской области. События и происшествия.

Инклюзивный спорт – эксклюзивный результат

Газетный выпуск № 2023_026
10 марта 2023 10:03 Общество

Тренер Анна Разинькова рассказала о том, как работает с людьми с ограниченными возможностями

Спорт – один из немногих способов физической и социальной реабилитации для людей с инвалидностью.

Круг их общения, как правило, ограничен собственной семьёй. А тренировки позволяют не только быть в тонусе, но и найти сферу, в которой они могли бы реализоваться, а также взаимодействовать с обычными людьми.

 

Человек, который поддержит

Вот уже десять лет по инициативе бывшей спортсменки Анны Разиньковой в Курском районе на базе ДЮСШ «Атлет» успешно развивается адаптивная физическая культура.

В своё время Анна занималась неженским видом спорта – тяжёлой атлетикой, но из-за травмы пришлось оставить спортивную карьеру. Впрочем, спортивных достижений у курянки немало – серебряный призёр первенства Европы по тяжёлой атлетике, призёр чемпионата России, победитель чемпионата ЦФО, неоднократная победительница чемпионата Курской области по тяжёлой атлетике.

Именно тяжёлая атлетика, считает Анна Разинькова, научила её таким истинно женским качествам, как терпение, гибкость, умение с достоинством принимать даже неприятные ситуации и… использовать их для новых побед. В частности, курянка продолжает осваивать новые и новые виды спорта – этого требует её тренерская работа.

В Курской области Анна Разинькова стала одним из первых тренеров по пауэрлифтингу, которые работают со спортсменами с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Помогают продолжатели. Это подопечные Анны – Александр Танич и Дмитрий Фролов, они учатся в КГУ по специальности «адаптивная физкультура» и планируют заняться тренерской деятельностью.

От мечевого боя до метания диска

– Анна, какими видами спорта сегодня имеют возможность заниматься ребята на базе детско-юношеской спортивной школы «Атлет», помимо пауэрлифтинга?

– Лёгкая атлетика, бег на колясках, бочча (игра с мячом на точность. – Прим. ред.), толкание ядра, метание диска, копья… Недавно начали осваивать мечевой бой – новый вид спорта, интересный для нас, например, тем, что он подходит для спортсменов с ДЦП. Если фехтование на колясках именно для спортсменов-колясочников, то мечевой бой – отличный вариант, и при этом развивает координацию.

– Адаптация ведь не была изначально вашей целью?

– Нет, у нас именно спортивное направление. Но когда я работала в реабилитационном центре «Аквила», поняла, что спорт и реабилитация идут рука об руку. Ребята, прежде редко покидавшие свои квартиры, выезжают на соревнования, находят друзей, в том числе и в других городах, поступают в вузы или техникумы – везде паралимпийцев уважают, а сами спортсмены начинают по-другому смотреть на мир, расширяется кругозор, у многих даже улучшается общее физическое самочувствие. Иногда те или иные физические особенности даже дают спортсменам определённые преимущества, например, очень маленький рост в сочетании с короткими руками такие преимущества даёт в жиме лёжа, но у нас таких спортсменов пока нет. А с ДЦП – человек восемь заинтересовались мечевым боем.

– Есть ли спортивные направления, которые «не пошли» в вашей спортивной школе?

– Бочча планировалась как спортивное направление, но как-то особого интереса не вызвала, тем не менее оставили её, но в форме спортивной игры для детей.

– Ваши воспитанники в основном мужчины?

– Раньше да, был преимущественно мужской коллектив. Но сейчас появились и несколько девушек. Всего у нас занимаются более двадцати человек, большинство на направлении пауэрлифтинг.

 

У взрослых мотивация выше

– Возрастной порог в адаптивном спорте иной?

– У нас занимаются спортсмены от девяти до 45 лет, нередко в спорт приходят люди уже во взрослом возрасте, и замечу, они даже чаще и быстрее достигают высоких результатов, чем те, кого в детстве приводят в спортзал родители. Потому что мотивация выше. Пока дети поймут, для чего они здесь, проходит немало времени. Конечно, заинтересовываем различными соревнованиями. Недавно вернулись с наградами с кубка по пауэрлифтингу имени В.И. Дикуля, проходившего в Московской области.

– Чаще вы находите спортсменов или спортсмены вас?

– Если раньше в основном – мы спортсменов, то начиная с прошлого года ребята стали звонить сами, спрашивать, как к нам можно попасть… А до того как начало работать сарафанное радио, мы их сами отыскивали. Иногда еду, например, по улице, вижу – идёт парень на костылях. Останавливаю машину, начинаю рассказывать о возможностях, которые открывает спорт, предлагаю приехать на тренировку… Многие атлеты пришли к нам из школы-интерната №2 им. Карманова. Если кому-то сложно добраться самостоятельно, помогаем – и я могу подкинуть, и наши спортсмены, которые водят машину, предоставляют нам и автобус в определённые дни. Если у спортсмена есть желание тренироваться, любые трудности преодолимы. Например, у нас занимается парень, который ездит к нам в Камыши с Магистрального проезда и не пропускает ни одной тренировки.

– Наверняка, когда взялись за развитие адаптивного спорта, и сами встречались с какими-то трудностями?

– Тогда, в 2009 году, в чём-то было даже легче, помогали идти вперёд энтузиазм, какой-то азарт. Первые трудности возникли, когда начали работать со спортсменами на колясках – чтобы понять, как эффективнее проводить тренировки, какое необходимо оборудование, я садилась в коляску сама. Конечно, ни тогда, ни сейчас легко не было – практически всё свободное время я посвящаю своим воспитанникам. И сразу говорю своим подросткам: «Я вам здесь за маму, папу, сестру и старшего друга». Важно, чтобы было доверие и взаимоуважение. Например, когда останавливаемся в других городах в гостинице, мы все живём в одних и тех же условиях, считаю, не должно такого быть, чтобы тренер выбрал себе номер получше. Мы все одна команда. Роль тренера очень важна, нужно постоянно находиться в зале, наблюдать за процессом тренировки, указывать на её сильные и слабые стороны, иначе прогресса не будет. Ведь многие приходят в зал заниматься «просто для себя», но, я считаю, если мои воспитанники не превзойдут меня по результатам, значит, я плохой тренер.

– Но вы уже воспитали призёров первенства России по пауэрлифтингу среди лиц с ПОДА, а международные старты сейчас закрыты, в том числе и для паралимпийцев. Кстати, этот момент каким-то образом демотивирует вас как тренера?

– С одной стороны, мы те, кто готов выехать на мировые старты, и обидно, что у паралимпийцев в этом смысле пока возможности ограничены, тем не менее в мае, спасибо Беларуси, мы всё равно поедем туда на состязания по лёгкой атлетике. Готовимся и к внутренним соревнованиям. Январь, время отдыха, позади, начался период интенсивных тренировок, впереди много стартов и по лёгкой атлетике, и по пауэрлифтингу.

 

Родители – мои союзники

– Ваши близкие поддерживают?

– Когда начала заниматься тяжёлой атлетикой, мои родители сначала противились, но потом, наоборот, поддерживали. А когда начала развивать адаптивный спорт – здесь близкие поддерживали меня с самого начала. В пандемию, когда спортзал был закрыт, папа предоставлял гараж для тренировок. Муж и дети (мои двое детей также занимаются спортом) тоже всегда готовы помочь.

– Родители юных спортсменов помогают вам в тренерской работе или мешают?

– По-разному. В чём-то, конечно, помогают, например, при обустройстве зала, но в первое время иногда даже возникали разногласия с родителями, когда ребёнок хотел заниматься спортом, а они говорили: «Нет, дома ему лучше и времени нет возить его на тренировки». Но сейчас родители ребят – мои союзники, с пониманием относятся, даже если я прошу их во время тренировки покинуть зал – подождать ребёнка в коридоре или же приехать за ним позже.

– Присутствовать в зале родителям возбраняется?

– Нет, одно время даже практиковались тренировки специально для родителей, но это требует много времени, а поскольку помощников у меня в этом деле нет, пришлось отказаться от такого начинания. Но ситуации разные, всё очень индивидуально – иногда нахождение родителя в зале, его участие в тренировке только на пользу спортсмену, в таком случае присутствие родителя приветствуется. Если же оно отвлекает – здесь другой подход.

– Если у вас нет помощников в тренерской работе, то каким образом ваши воспитанники осваивают другие виды спорта, кроме пауэрлифтинга?

– Приходится становиться специалистом широкого профиля, осваивать один за другим новые виды спорта, и здесь все средства хороши – от информации в интернете до поездок на соревнования паралимпийцев, и, конечно, никогда не упускаю случая перенять опыт у тренеров, владеющих теми видами спорта, которые собираемся внедрить у себя. Конечно, что-то даётся легче, что-то труднее, а труднее всего было освоить бег на колясках.

– Но тяжёлая атлетика и, например, метание копья – это же совсем не одно и то же. Может ли научить этому совершенно иному искусству тяжелоатлет?

– Результаты говорят, что да. Кстати, среди моих воспитанников есть бронзовый призёр первенства России по метанию копья – Артём Демченко. Сейчас присматриваемся к новому для нас виду спорта – лыжам. Сама я на них прежде не стояла, но интересно попробовать, освоить, а потом научить других.

– А чему вас научили ваши воспитанники?

– Я человек импульсивный, эмоциональный, они научили меня сдержанности, а также готовности пробовать что-то новое.

– Что вы посоветуете тем, кто на это ещё не отважился, в том числе людям с ограниченными возможностями, которые будут читать эту статью?

– Посоветую в любом начинании не бояться сделать первый шаг.

 

Вероника ТУТЕНКО
Фото из архива героини



Обсуждение ( 0 комментариев )

Читайте также