Газета "Курская правда". Всегда актуальные новости в Курске и Курской области. События и происшествия.

От котов к драконам

Газетный выпуск № 2023_153
22 декабря 2023 09:39 Творчество

Прощаясь с годом Кота (он же Кролик), рассказываем о главном специалисте по этим животным среди курских художников

Владимир Тельных профессионально занимается деревом и с детства обожает работать с тканями. Постепенно он пришёл к арт-текстилю, важное место в котором занимают изображения кошек. Именно они во многом принесли необычному художнику удачу, тем более что и сам он родился в год Кота.

При этом наш герой – человек очень серьёзный. Тельных – выпускник худграфа КГУ, член Союза художников и Союза дизайнеров России, лауреат многих всероссийских и международных фестивалей. Сейчас его в статусе мэтра всё чаще приглашают в жюри тех мероприятий, в которых он когда-то участвовал.

Не мальчиковое дело

– Мой папа был краснодеревщиком и меня обучил этому мастерству, – рассказывает Владимир. – Я долгое время занимался в его кружке декоративного искусства, и постепенно это стало моей профессией.

Параллельно лет с десяти парень увлёкся шитьём. Это тоже наследственное. Его прадед и бабушка по линии отца были портными. Они шили одежду в Золотухинском районе односельчанам, так что гены сыграли свою роль. Старшая сестра, когда заканчивала школу и готовилась к поступлению на худграф, виртуозно вязала и шила интересные мелкие изделия, а вот одежду строчить не любила. И когда на трудах задавали сшить фартук или юбку, делегировала их брату. Тот был только за.

– Я был довольно крупным ребёнком, а одеваться хотелось красиво, – объясняет Тельных. – То достойное, что предлагала тогда торговая сеть, было мне маловато. Я присматривался, как сшиты изделия, как обработаны узлы.

Швейное дело увлекало парня настолько, что, будучи студентом худграфа, он решил записаться на курсы кройки и шитья.
– Мне сказали: «Мальчиков не берём», – с улыбкой вспоминает художник. – У них был печальный опыт с парнем, который сидел всё время за дверью, потому что дамы стеснялись при нём снимать мерки, переодеваться, и всем было некомфортно. К тому же тогда считалось, что мальчик обязательно должен пилить, строгать, чеканить, а шить – это женское увлечение. Но лично я футболом не интересуюсь, в хоккей не играю, на автомобиле не езжу, хотя получил права 23 года назад.

Впрочем расстраивался Владимир недолго. Тем более тогда как раз появился журнал «Бурда Моден» на русском языке. Издание считалось дефицитным, но его маме удавалось раздобыть номера с подробными выкройками. И это было по тем временам настоящее сокровище для модников. Это уже потом появились и другие издания такого рода. И самообразование принесло свои плоды. На пятом курсе в вузе проходил мини-кастинг на вакансию художника-модельера в новое ателье, по итогам которого выбрали Владимира.

– Полдня я учился в вузе, а во вторую смену работал в ателье, придумывал модели для женщин, – продолжает художник. – Вскоре ателье закрылось, тем не менее это был хороший опыт, я познакомился с работой и конструкторов, и швей, многое узнал на практике.

Как бы то ни было, просто шить одежду Владимиру вскоре показалось скучновато, хотя заказов хватало. Были, конечно, заказчицы, которые давали ему полную творческую свободу. Но в основном приходилось учитывать не только мерки, но и цветовые и иные предпочтения клиентов. В этом смысле творчество портного – это всегда сотворчество. Тогда у Владимира и возникла идея делать текстильные картины.

Тканевая живопись

– Во время обучения на худграфе мне не очень нравилась живопись, – признаётся Владимир, – а вот рисунок я любил.
«Красками» для художника теперь стала ткань, которая в его руках пластична и складывается в живопись.

– Арт-текстиль – это не то же самое, что лоскутное шитьё, – объясняет художник. – Лоскутное шитьё – это геометрия в чистом виде, готовые схемы, стачивание геометрических фигур. В моей практике было одно лоскутное одеяло, которое состояло из 251 треугольничка и было сшито из остатков тканей, которые я использовал, когда обучался шитью.

Но это скорее исключение. Создавая свои работы, Владимир, как правило, использует только новые ткани. «Вторая жизнь вещей» не для него. В крайнем случае, обменивается с друзьями-коллегами, работающими в похожей технике, обрезками новой ткани, оставшейся от пошива одежды.

Одежду, к слову, Владимир тоже по-прежнему шьёт – на момент интервью как раз заканчивал работу над костюмами для спектакля «Бременские музыканты». Но визитная карточка художника – полуобъёмные картины, которые объединяют две его страсти: столярное и швейное искусство. Тем и узнаваемы.

– Ткань и дерево, как мне кажется, – органичное соединение, – рассказывает художник. – За основу берётся состаренная брошированная древесина, на которую накладываются аппликативные фантазийные изображения.

Какие-то работы художник оформляет в уютные мягкие рамы, какие-то оставляет на жёсткой основе. Всё зависит от желаемого образа. Помимо текстиля и дерева, художник использует для создания картин-аппликаций чешское и акриловое стекло, металлические элементы, многие из которых находил во время путешествий. Его работы побывали в Беларуси, Англии, Франции, Израиле, Палестине, Германии, Латвии. А первые персональные выставки проходили, конечно же, в Курске.

– Я тогда пригласил много друзей, семейных пар, – вспоминает Владимир. – Пришли же только жёны. Мужья постеснялись. Но сегодня приходят уже все.

Первую столичную выставку он организовал вместе с отцом – Анатолием Ивановичем Тельных, создававшим интересные работы из дерева, а также в технике мозаики, маркетри. Затем последовали выставки и в других городах. На одной из них, проходившей в Иваново, организаторы выбрали работу Тельных-младшего «Курский соловей» логотипом мероприятия, разместили его на афишах, каталогах, сувенирной продукции.

После этого курского художника заметили галеристы, стали приглашать сначала на коллективные, а затем на персональные выставки в России и за рубежом. Но из-за пандемии 2020 года и последующих событий выставочная деятельность российских художников в мире приостановилась. Однако шествие его необычных работ по городам России продолжается.

«Дракон не для меня»

Ближайшая выставка, где можно увидеть картины Владимира Тельных, – «Уникальная Россия» в Постоялом дворе в Москве, где он представит свои работы вместе с курской художницей Юлией Бартеневой. А в прошлом году в рамках масштабной выставки «Душа России» в Гостином дворе состоялась персональная экспозиция Владимира Тельных на кошачью тему «Мир, мур».

– Идея возникла несколько раньше, – рассказывает художник. – Мы с Юлией Бартеневой представили кошачьи образы в «Веранде» на выставке «Март, мир, мур».

Большинство котов впоследствии «разбрелось» по частным коллекциям, но знаковые работы, те, которые принесли художнику удачу, считает Тельных, должны храниться у него дома. На каждого кота в общей сложности требуется не меньше месяца, учитывая, что вдохновение приходит время от времени.

– Если фон текстильный, могу что-то оторвать, пришить другой элемент, – объясняет он тонкости своей работы. – Каждый элемент здесь сшит вручную, на машинке стачивались крупные детали. Всего около 80 процентов – ручная работа.

На одной международной выставке к художнику подошли посетители, попросили показать руки.

– От иглы остаются следы, – поясняет художник. – Тем более что напёрстки я не люблю, да и непросто найти большой размер напёрстка, и не чувствую в нём материал. Если руки наколоты – делал работы сам, а если чистые – значит… самозванец.

Коты, которых изображает Владимир, – абстрактные, стилизованные, декоративные образы. Между тем дома у художника живёт живой символ года – кот Гермес, серо-полосатый вислоухий англичанин. Пока художник любимца не запечатлел.

– А драконов – символов наступающего года у вас нет? – интересуемся мы.

– Нет, это тема не моя. Она более агрессивная, наверное. Но буквально на днях нашёл свою чеканку, которую сделал, когда занимался у отца в кружке, как раз тогда был год Дракона.

Но дракон котам в мастерской художника не конкурент. Из пушистиков здесь, помимо собственных работ художника, спонтанно образовалась целая коллекция. В ней обосновался сшитый старшей сестрой Светланой и украшенный кружевом котейка. Сестра также связала свою жизнь с декоративно-прикладным творчеством, обучает ему детей. Стихийно на подоконнике в мастерской возникла коллекция гранатов, которые художник тоже считает своим талисманом.

– На каком-то этапе мне принесли удачу коты, – считает он. – Например, в Гостином дворе, когда у меня брали интервью для Первого канала.

Оставшиеся коты продолжают участвовать в выставках. Недавно художника пригласили с ними в Калининградскую область, в Зеленоградск, символ этого города – кот в разных исполнениях.

– Котики – тема тёплая, душевная, пушистая, никого не оставит равнодушным, доступна любому зрителю, так что продолжение следует… – обещает художник.

Вероника ТУТЕНКО
Фото автора и из личного архива героя публикации



Обсуждение ( 0 комментариев )

Читайте также