/*?>
Курский театр кукол завершает юбилейный сезон
Сразу после освобождения Курска от немецко-фашистских захватчиков в 1943 году было принято решение: театру для детей – быть. Многие спектакли, которые шли на сцене Курского театра кукол, стали мировой премьерой.
До этого никто их в театре кукол не ставил. 22 июня театр завершает 81-й сезон, предыдущий 2024 год был для него юбилейным. Но осенью артисты показывали спектакли в ПВР, а в свободное время работали в госпиталях и на пунктах выдачи гуманитарной помощи. О том, как живёт сегодня театр, наш разговор с главным режиссёром, заслуженным деятелем искусств России Валерием Бугаёвым.
– Валерий Флегонтович, будет ли театр отмечать круглую дату?
– Театру исполнилось 80 лет. Это событие мы собрались отмечать ещё в 2024 году, но время празднования, которое мы для себя определили, совпало с критическим периодом в жизни Курска, в жизни всей области. Тогда, естественно, было не до юбилеев. Но всё-таки 80 лет – это серьёзная дата.
И мы решили, что, наверное, нам надо подождать, но потом вернуться к этой теме.
– Нынешний сезон прошёл под знаком подготовки и празднования 80-летия Великой Победы. В репертуаре театра есть спектакль, посвящённый событиям тех дней. Не раз его показывали и в этом сезоне. Знаю, что взрослые зрители плачут. А какие впечатления у школьников?
– Несколько лет назад я думал, что «Когда-нибудь мы вспомним это…» покажем несколько раз. Но потом пошли заявки от зрителей: «Мы были на спектакле, и очень хочется, чтобы посмотрели наши дети». Много раз мы играли спектакль в этом сезоне.
Спектакль рассказывает не только о Курской битве, отражает события всей Великой Отечественной войны. Он построен как поэтический реквием, основан на стихотворениях фронтовых поэтов, послевоенных поэтов, которые писали о войне. В том числе на песнях того периода, военного периода, и песнях, опять же, современных композиторов, которые посвящены этим событиям. И, на мой взгляд, судьба этого спектакля сложилась очень счастливо. В этом меня убедили многократные показы спектакля. Да, спектакль – посвящение курским ветеранам, героям Курской дуги, но в первую очередь он адресован тем, кто не знал войны. Нам хотелось, чтобы смысл, который мы закладываем, передавался зрительному залу, юным зрителям. Хотелось, чтобы они не просто умом, но и сердцем ощутили всю атмосферу, весь эмоциональный накал этих событий. Я считаю, что нам это удалось.
Недавно мы показывали спектакль в Понырях, в зале присутствовали подростки. Для театра это на самом деле очень трудный возраст. К тому, что им показывают в театре, они всегда настроены очень иронично, порой скептически. Взрослеющие дети уже привыкли к другой эстетике, форме повествования, основанной на клиповом мышлении. Зачастую они просто выставляют перед собой забрало, через которое очень трудно прорваться к их эмоциям, к их настоящей человеческой сущности. И когда я увидел полный зал, тут же подумал: «Боже мой, как же непросто нам придётся сейчас работать!» Начался спектакль. В зале стояла гробовая тишина. Как водится, я попросил отключить мобильные телефоны, ну и пошутил: сказал, что у меня есть специальный молоток для разбивания айфонов и смартфонов, которым я и буду пользоваться во время спектакля.
Но телефон не зазвонил ни разу. И дело, конечно, не в этом предупреждении. В зале установилась звенящая тишина, муха пролетит – и будет слышно. Школьники сидели, не шелохнувшись. После спектакля несколько мальчишек и девчонок подошли ко мне со словами: «Спасибо, нам очень понравилось». Ещё раз покажем его 22 июня, в День памяти.
– Сегодня Курский театр кукол проводит колоссальную работу. Подтверждение – отзывы зрителей о ваших спектаклях. Придя лишь однажды, многие становятся постоянными зрителями. В чём секрет?
– Как это ни странно, в наше время для многих всё-таки существует мнение, что театр кукол – театр исключительно детский. Да, он, конечно, детский по своей природе, но современная стилистика театра, современный опыт театра кукол подтверждают, что многие театры обращаются к мировой драматургии, драматургии для взрослого зрителя, и это значительно расширяет привычные традиционные рамки театра кукол и позволяет ставить спектакли, используя все наработки и современные технологии в том числе. Мы пытаемся выстраивать наши вечерние спектакли без ограничений, без возрастного ценза. Чтобы приходили и дети с родителями, и студенческая молодёжная аудитория, и люди почтенного возраста. На протяжении многих лет я убеждаюсь, что такая позиция театра приносит положительные результаты.
– Критики говорят, что Курский театр кукол идёт своим собственным путём. Наверное, это сложно?
– Мы стараемся подбирать драматургию, которая до нас никогда не шла на сцене театра кукол. В нашем репертуаре много спектаклей, которые «в куклах» ставились впервые. Один из самых ярких примеров – спектакль по Голдингу «Повелитель мух». В своё время у нас он прошёл как мировая премьера. Никому и в голову не приходило поставить Голдинга на сцене театра кукол. Этому предшествовала большая история, связанная с англичанами.
Я пытался договориться, чтобы получить лицензию на постановку этого спектакля. Это достаточно сложно: потребовались большие усилия и с нашей стороны, и со стороны Российского авторского общества. Существует распространённое мнение, что театр кукол – это ширма, Петрушка. У англичан его аналог – Панч и Джуди. Они с трудом представляли, как это всё можно перевести на сцену современного театра. Мне пришлось отправить им эскизы к будущему спектаклю, фотографии уже готовых кукол.
Многие спектакли ставились на нашей сцене впервые. Одной из первых была поставлена пьеса «Терем» Александра Лиманова. Мы взяли её у автора, который ужасно удивился. Он приехал, посмотрел и сказал: «Ну, ребята, вы молодцы! Поставили спектакль о том, о чём я никогда не только не писал, но даже и не думал». Так же возник спектакль по пьесе Кати Рубиной «Бабаня». Никто его не ставил на сцене театра кукол. Несколько лет шёл в нашем репертуаре и «Король умирает» Эжена Ионеско – это театр абсурда. Впервые мы поставили и спектакль для детей и взрослых «Венецианское адажио, или Кот, который жил в водосточной трубе» по произведению английской писательницы Джоан Эйкен. Английская сказка стала у нас фантасмагорической историей о том, как композитора Томазо Альбинони – автора знаменитого адажио – от неминуемой гибели спасли венецианские коты.
– В нынешнем сезоне многие спектакли удалось вернуть. Расскажите, пожалуйста, о восстановленных постановках.
– Многие спектакли, гордость нашего театра, оказались почти забыты. Мы их восстановили. В них – уникальные куклы художника Виктора Никитина: на протяжении многих лет он был моим соавтором. Мы вернули на сцену «Дюймовочку», «Приключения Буратино», «Тук-Тук! Кто там?». Мы заново переформатировали материальную часть целого ряда спектаклей, которые восстановлены не только мной, но и режиссёром Игорем Семяновским. Это большая работа, и она ещё не закончена. У наших спектаклей есть удивительное свойство – со временем они приобретают всё большую актуальность. Например, тот же «Терем» заслуживает внимания хотя бы потому, что в нём в метафорической форме отражена судьба России, которая попадает в трудные ситуации. То, что происходило на протяжении многих веков, когда страна стояла на грани распада, а потом, как птица феникс, опять возрождалась из пепла и становилась ещё сильнее и мощнее. Сейчас эта тема особенно актуальна.
– Несколько дней назад не стало художника Виктора Никитина. Он – автор многих кукол, с которыми работают артисты Курского театра. Расскажите, пожалуйста, о работе с Виктором Мироновичем.
– Уход Никитина – это огромная, невосполнимая потеря не только для нас, но и для всего театра кукол в целом. Большинство кукол в наших спектаклях – это авторские работы, созданные руками Виктора Никитина. Все значимые работы театра созданы Никитиным или же по его эскизам. Никитин был уникальным художником. Его работы – все спектакли для взрослых: «Терем», «Повелитель мух», «Бабаня», «Король умирает», «Маленький принц» по произведениям Сент-Экзюпери. В 70-х годах мы начали работать в Днепропетровске, сотрудничали до последних лет. Я не раз говорил, что его куклы не просто живые, в них уже есть всё, что необходимо сыграть актёру. Никитинские куклы обладают невероятным свойством: их выражение лица меняется в зависимости от ракурса. Одни черты стираются, другие проступают. Непостижимо, как ему это удавалось.
Последний наш совместный спектакль – «Антигона».
– В этом сезоне театр работал при неполной загрузке…
– Конечно, долгое время театр работал на стационаре только три дня в неделю. Мы лишились возможности показывать наши работы зрителям школьного возраста. Нельзя было приводить школьников в театр, показывать большие спектакли из двух актов. Репертуар большой, его невозможно вместить в такие временные рамки. Но мы продолжаем вести работу на выездах. Множество спектаклей у нас адаптировано для работы на малых площадках, в том числе на малой сцене театра. Работаем со школьниками, выезжаем в детские сады, школы. Много спектаклей отыграли для детей в ПВР. Наши ребята приняли участие в волонтёрском движении. Начиная от сбора, комплектации гуманитарной помощи, заканчивая дежурствами в областной больнице. Наши девочки дежурили в роли санитарок. Это дорогого стоит.
– А гастроли были?
– В 2024 году в рамках «Больших гастролей» две недели театр работал в городах Северо-Западного федерального округа: Санкт-Петербурге, Петрозаводске, Выборге, Пскове, Лодейном поле. Мы показали три спектакля – «Весёлые уроки» по стихотворениям Андрея Усачёва, новогодние спектакли «Три снежинки», «Солнышко и снежные человечки». Наши ребята участвовали в фестивале «МалышОк» во Владимире со спектаклем «Умная дочка», поставленным Игорем Семяновским. Спектакль стал лауреатом – получил диплом «За яркий актёрский дуэт». Третьего июня наш «Кощей + Василиса = ?», один из ярких спектаклей Курского театра кукол, уехал на всероссийский фестиваль в Севастополь. В июне состоятся обменные гастроли с Белгородским театром кукол, мы покажем «Весёлые уроки». В конце июня отправляемся в Калугу со спектаклем «Тук-тук! Кто там?». Словом, не унываем, стараемся сохранить рабочую форму.
Идёт работа над новыми спектаклями. Сейчас Игорь Семяновский приступает к выпуску нового спектакля. На мой взгляд, не совсем обычного. Спектакль пройдёт на малой сцене, для ограниченного числа зрителей. Это спектакль для взрослых – «Письма другу». Спектакль основан на литературном материале, связанном с творчеством Иосифа Бродского. Каким он будет? Ещё не знаю. Работа над ним только начинается, и это тоже шаг театра по освоению новых смысловых территорий. Проводим мы и новогодние праздники. Замыслов много! Театральный сезон мы закрываем 22 июня. Для детей – спектакль «Кот в сапогах», взрослые зрители увидят «Когда-нибудь мы вспомним это…».
– Что пожелать театру в юбилей?
– Мы преодолеваем трудности, держим планку, которую установили для себя сами, надеемся двигаться таким же образом дальше. 80 лет прошло. Юбилеи приходят и уходят, а жизнь продолжается. Надеемся, что она будет успешной и счастливой.
Елена ГАМОВА