/*?>
Где и как сегодня несут службу работники полиции Суджанского района
«Курская правда» открывает новую рубрику «На страже закона», посвящённую работе полиции в условиях КТО, и первый наш герой – начальник ОМВД России по Суджанскому району Андрей Комов. Он начинал службу оперативником в Обоянском отделе полиции, потом работал в отделе по борьбе с организованной преступностью в составе УГРО УМВД России по Курской области. Оценив способности молодого сотрудника, руководство назначило его заместителем начальника ОМВД Фатежского района.
А в конце 2023 года Комов возглавил Суджанский отдел полиции.
Помог опыт
– Андрей Васильевич, когда вас назначили на эту должность, район уже обстреливался вэсэушниками?
– Обстрелы были почти каждый день. Продолжая работу по обычным направлениям, мы сформировали дополнительную группу, которая выезжала на места обстрелов. В наши задачи входило оцепление территории, чтобы никто из гражданских не мог подойти к опасному участку, и оказание первой помощи раненым. Несмотря на сложную обстановку, по итогам 2024 года наш отдел занял первое место по Курской области. Многому мы научились при взаимодействии с военными, сапёрами, медиками. А весной 2024 года была отобрана группа оперативников и участковых, которые проходили дополнительную практическую подготовку – огневую, по сбитию дронов и дополнительно по оказанию первой помощи. Занимались в выходные дни в условиях лесной местности с участниками СВО, медиками. Операцию, конечно, никто из наших сотрудников сам не сделает, но обезболить, остановить кровотечение, наложить жгут, тампонировать, перебинтовать могут – все входящие в комплекс доврачебной помощи навыки были доведены до автоматизма. Если бы не этот опыт, нам было бы тяжело воспринимать то, что началось ещё за два месяца до 6 августа. Группа хорошо сработала, когда два дрона ударили по ЦРБ. Больница загорелась. В небе заметили ещё два дрона. Их удалось сбить из автоматического оружия, благодаря этому появилась возможность оперативно эвакуировать людей.
– Сотрудникам приходилось помогать людям при сложных ранениях?
– За полтора месяца до вторжения на заправке украинский ударный дрон врезался в водительскую дверь автомобиля. В этот момент водитель уже заправился и собирался выезжать. При атаке беспилотника он был ранен в бедро, где проходит артерия, и в живот. Ему помогли сотрудники уголовного розыска Игорь Петренко и Сергей Новиков. Игорь Петренко ранее служил медбратом в спецподразделении. Участвуя в СВО, он получил ранение. Сразу после лечения вернуться в своё подразделение не смог – требовалось полное восстановление. На этот период он пришёл в наш отдел оперативником. Второй оперативник Сергей Новиков проходил подготовку по доврачебной помощи. Они перенесли раненого с открытой местности и остановили кровотечение. Всё это они сделали меньше чем за четыре минуты. Врачи «скорой» сказали, что сотрудники смогли спасти жизнь раненому. Мы узнавали: мужчина выжил.
Эвакуировали под обстрелами
– Расскажите о событиях 6 августа.
– Я бы начал с 5 августа. В тот день ВСУ с дронов минировали территорию. Причём для приманки сбрасывали начинённые взрывчаткой спортивные сумки и даже игрушечные детские сумочки. В районе активно велась профилактическая работа, и никто не пострадал. Люди сообщали о подозрительных предметах, при отработке вызовов сапёры уничтожали их. ВСУ сбрасывали боеприпасы с датчиками, реагирующими на движение и вибрацию. Опять же, люди были осторожны, никто не подорвался. 6 августа в половине третьего начались прилёты. Если раньше было 12-13 прилётов – и перерыв, то в ночь на 6 августа и днём украинская артиллерия и миномёты били без остановки.
– Сколько суджанцев вы эвакуировали и с какими ситуациями приходилось сталкиваться?
– Было не до подсчётов. Сначала вывозили суджанцев, которые спасались от обстрелов в храме. В каждой группе эвакуации был хорошо ориентирующийся на местности, знающий обходные пути суджанский сотрудник отдела полиции. Ехали под обстрелами, были и попадания, однажды автомобиль чуть не выехал на украинский танк. К счастью, добрались без потерь. Но трагедий было много. Люди пытались самостоятельно эвакуироваться, и вэсэушники обстреливали гражданские автомобили. Так, военнослужащие ВСУ, выйдя на дорогу, расстреляли беременную женщину и ранили её ребёнка. Эвакуационные группы, участковые, оперативники вывозили жителей со своих территорий по малопроходимым дорогам. Эвакуация продолжалась до момента, когда военные запретили ездить в район.
– По итогам тех дней суджанские полицейские получили награды?
– Им вручили государственные и ведомственные награды. Несколько сотрудников были удостоены медали «За отвагу». Мне вручили медаль «За отличие в охране общественного порядка».
Служба продолжается
– Расскажите, как сейчас работает отдел?
– Сотрудники выполняют задачи по обеспечению правопорядка и безопасности на тех объектах, где осложняется оперативная обстановка. Продолжается оперативно-следственная работа по обычным, не связанным с военными действиями преступлениям. Например, недавно было возбуждено уголовное дело по угрозе убийством. Из-за места расположения ульев поссорились два пасечника. Один другого облил бензином, благо не поджёг. По факту угрозы убийством ведётся следствие. К сожалению, немало бытовых преступлений. В одном из случаев мужчина ударил чашкой по лицу своего знакомого. Причину конфликта не помнит ни обвиняемый, ни пострадавший – они находились в состоянии опьянения. Также возбуждены уголовные дела по мошенничествам и кражам. Среди недавних случаев – задержание граждан, пытавшихся похитить прицеп от КАМАЗа. Главной заслугой считаю то, что нам удалось сохранить личный состав отдела. В сентябре в отдел поступили ещё три молодых сотрудника. Пережив тяжёлые испытания, мы ещё сильнее сплотились. Сейчас волнуемся за оперуполномоченного, который недавно получил тяжёлое ранение. Сбив дрон, он был ранен осколком в лёгкое. Находившийся рядом молодой сотрудник грамотно оказал ему первую помощь, предотвратив пневмоторакс. Наш раненый товарищ проходит лечение в Москве, уже идёт на поправку. Ждём его возвращения. Мы живём и несём службу в рамках правового режима КТО, как и положено полиции, ежедневно и круглосуточно.
Для эффективной работы личного состава была проведена колоссальная управленческая работа УМВД России по Курской области и специалистов из МВД России. Они в кратчайшие сроки адаптировали систему управления, в том числе нашего отдела. Все это непростое время нам помогали лучшие специалисты, решая разные задачи от материально-технического обеспечения до психологической помощи сотрудникам. Всесторонняя помощь оказывается нашим семьям и всем суджанцам, вынужденным покинуть свои дома. Благодарны за участие и поддержку коллегам из других регионов. Суджанский отдел полиции готов к выполнению задач любой сложности.

– А как семьи сотрудников?
– Семьи живут в Курске и в других населённых пунктах. Нам очень важны их поддержка и понимание. Несмотря на сложности нашей профессии, у некоторых дети уже выбрали службу в органах внутренних дел. Так, сын сотрудника ГИБДД Руслана Маргитича поступил на первый курс Орловского юридического института МВД РФ, а дочь работает следователем. Сам Руслан за проявленные героизм и мужество был награждён медалью «За отвагу».
– Андрей Васильевич, понятно, что у вас мало свободного времени. Как его проводите?
– Ещё во время учёбы я занялся наукой. В октябре этого года у меня защита диссертации по теме «Использование компьютерных, цифровых следов при выявлении, раскрытии и расследовании преступлений». До вторжения я снимал квартиру в пригороде Суджи. Работа была полностью написана, но 6 августа во время прилёта была повреждена квартира, личный компьютер и флешки уничтожены. Диссертацию я восстанавливал по памяти в течение года. Ещё хочу восстановить роман – детектив о работе и жизни оперативника, который я писал четыре года.
– Расскажите о вашей семье.
– Я из Обояни, там живут мои родители. Мою мечту стать сыщиком они сначала не одобряли. Отец – инженер, ему хотелось, чтобы и я по его стезе пошёл. Но в 2012 году я стал курсантом Белгородского юридического института МВД РФ имени И.Д. Путилина. Учиться было очень интересно, особенно нравились оперативно-разыскная деятельность и криминалистика. Родители поняли, что я сделал правильный выбор. Сейчас они – моя главная поддержка.
– Что бы вы посоветовали жителям Суджанского района?
– Пока не пытайтесь ездить домой в Суджу – это опасно. Мы обязательно все туда вернёмся. Жизнь наладится, и наш Суджанский отдел полиции продолжит службу в обычном режиме.
Анна ЖУРАВЛЁВА, фото предоставлено пресс-службой УМВД России по Курской области