Газета "Курская правда". Всегда актуальные новости в Курске и Курской области. События и происшествия.

История страны сквозь призму елочной игрушки

Газетный выпуск № 2021_001
01 января 2021 10:00 Праздничное

Как менялось отношение к новогодней елке и какими были елочные украшения в разные эпохи

Рассказ об истории новогодних елочных украшений в России стоит начать с одной из многочисленных реформ Петра Великого. По его указу от 20 декабря 1869-го Новый год переносился на 1 января, а ель стала символом новогоднего праздника.
Очень уж он хотел походить на Европу. Получилось не все, но эта традиция не сразу, но прижилась. Специально украшать елку не предписывалось.
Однако после смерти Петра эта его инициатива была фактически забыта и соблюдалась лишь в календарном смысле. Впрочем, кабатчики продолжали украшать елками крыши, заборы и входы в питейные заведения.

Указ о праздновании Нового года
Поелико в России считают Новый год по-разному, с сего числа перестать дурить головы людям и считать Новый год повсеместно с первого генваря. А в знак доброго начинания и веселия, поздравлять друг друга с Новым годом, желая в делах благополучия и в семье благоденствия. В честь Нового года учинять украшение из елей, детей забавлять, на санках катать с гор. По знатным и проезжим улицам у ворот и домов учинить некоторое украшение из древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых, чинить стрельбу из небольших пушек и ружей, пускать ракеты, сколько у кого случится, и зажигать огни. А взрослым людям пьянства и мордобоя не учинять — на то других дней хватает.

Пушкинская эпоха
По большому счету, рождественско-новогодняя елка в России начинает свою биографию только с 1820-1830 годов. Именно в «пушкинско-карамзинскую» эпоху она становится атрибутом дворянской праздничной культуры.
Моду на рождественские елки и соответствующие игрушки ввела в России императрица Александра Федоровна, супруга Николая I. Для царской семьи специально привозились стеклянные игрушки из Германии и даже невиданные тогда электрические гирлянды.
Однако наряжать ели повсеместно в России начали позднее – не слишком следуя моде. Елочные украшения в те времена делились на две части: для состоятельных и для тех, кто победнее. Купить, скажем, красочный шар из стекла для жителя России середины и даже конца XIX века было дорого. Как правило, елку украшали красивыми куколками с бумажными лицами, которые приклеивались к телу из кружев, ткани, бисера. Существовали в России и игрушки из ваты – материал накручивался на проволочный каркас. Так создавались фигурки ангелочков, детей, моряков, клоунов. На ветвях развешивали и бутафорские фрукты. Их мастерили из бархата и папье-маше.
Рождественские елки постепенно перестали быть экзотикой и стали привычными в русских домах в 1840-1850-х годах. Самыми распространенными елочными украшениями были тогда конфеты, фигурные пряники, орехи, завернутые в золотую бумагу.
Знаменитый Щелкунчик представляется как инструмент для раскалывания орехов. Однако подлинное знакомство россиян с рождественской елкой и елочной игрушкой состоялось лишь во второй половине ХIХ столетия. Постепенно этот праздник становился подлинно семейным, преимущественно детским, и широко отмечался не только в высших кругах аристократии или в богатых домах, но и в семьях профессоров, врачей, купцов, предпринимателей и творческой интеллигенции.

Картонажные игрушки 50-х годов

Дорогое удовольствие
К производству бенгальских огней (как тогда писали, огней «без цвета и запаха») приступили в 1848-м. В Москве елочную игрушку, в том числе кустарную русскую, можно было купить во многих магазинах. Один из таковых – «Торговый дом Тихомирова и К°» – предлагал перечень елочных игрушек и карнавально-праздничных изделий, изложенный на 12 листах убористой печатью и включавший 72 наименования одного только комнатного фейерверка.
Стоит уточнить: престижно нарядить домашнюю елку было довольно накладно. Это стоило, скажем, в 1860-е годы до 200 рублей – две месячные зарплаты успешного приказчика в столице.
Но это все в столицах. В губернские и уездные города рождественско-новогодние праздники широко проникают лишь со второй половины того же ХIХ века. Первая русская «публичная» елка, украшенная разноцветными бумажными лоскутками, была установлена в столице Российской империи в 1852-м. Повсеместно ставить елку в местах общественных гуляний начали в последней трети ХIХ века.

Ближе
к народу
В качестве украшений по доступной цене в России начали изготавливать игрушки-картонажи. Эти фигурки вырезались и склеивались из двух половинок тисненого картона, тонированного золотой или серебряной краской. Делать их было несложно, а ходовые модели даже печатались в газетах. При желании картонажи можно было заказать по почте в частных мастерских. Среди таких игрушек были популярны изображения зверей, рыб, птиц, сказочных персонажей и звезд.
В конце XIX века, кроме шаров, были востребованы игрушки из золотой проволоки, ватные и восковые куколки, бумажные и картонные изображения ангелочков. Многие украшения делали сами. Темными декабрьскими вечерами девушки шили мешочки для конфет, лоскуты и вату превращали в человечков. Дети заворачивали в золотую бумагу орехи и раскрашивали деревянные фигурки.
Елочные игрушки мастерили самостоятельно не только из-за их дороговизны. Даже в аристократических семьях считалось, что процесс изготовления игрушек полезен и носит воспитательный характер.
Высокооплачиваемая часть рабочих Москвы и Петербурга в конце позапрошлого века тоже устраивала рождественские елки для своих детей. Но это случалось редко.
Фабричное производство стеклянных елочных игрушек впервые широко наладили в России в годы Первой мировой войны. В то время в городе Клин существовал стекольный завод, принадлежавший с 1848 года князьям Меншиковым. На этом заводе из цветного стекла изготавливали лампы, бутылки и пузырьки для аптек. В войну в Клин попали пленные немецкие солдаты, они-то и помогли русским мастерам освоить выдувку из стекла елочных шаров и бус.

Самая ранняя по происхождению съедобная игрушка-пряник

Революционеры
против Нового года
Стоит отметить отдельно, что изначально в России украшенная новогодняя елка носила больше религиозный характер. Именно Рождество было первично, с него начинались новогодние праздники. Да и игрушки тех времен воссоздавали евангельские сюжеты.
Верхушку ели венчала ВИФЛЕЕМСКАЯ ЗВЕЗДА, КРЕСТОВИНА – распятие, АНГЕЛОЧКИ возвещали миру о рождении Спасителя, КОЛОКОЛЬЧИКИ знаменовали божественный глас, ГИРЛЯНДА (бусы, цепи, венок) олицетворяла святость, страдания, смерть, воскрешение и бессмертие, ФЛАЖКИ – священный символ борьбы за веру, ФРУКТЫ представлены обязательным яблоком (символ спасения и познания) и виноградом, который в Ветхом завете служил эмблемой плодов земных, ОВЕЧКА олицетворяла паству, нуждающуюся в духовном проводнике и наставнике, ПТИЦА – благая весть, ЯГНЕНОК (Агнец Божий) – сам Христос, СВЕЧИ – эмблема Христа, Церкви, Благодати и Веры… То есть, новогодняя елка долгое время была больше рождественским, чем новогодним символом. Именно этим нынешняя елка в корне отличается от своей дореволюционной предшественницы.
Не мудрено, что в 1925 году празднование Рождества и Нового года в России было запрещено – воинствующие атеисты считали, что эти праздники религиозно вредны для советских людей.
Партия сказала: «Можно!»
Но в 1935-м все чудесным образом переменилось. Кандидат в члены Политбюро ЦК ВКП(б) Павел Постышев выступил в газете «Правда» со статьей, где фактически реабилитировал Новый год, который с 1918 года отделили от Рождества. Он призвал устраивать для детей веселые новогодние праздники. Понятно, что эта инициатива не обошлась без Сталина.
Уже в 1936-м по всей стране открываются фабрики елочных игрушек, самые крупные – в Москве, Ленинграде, Нижнем Новгороде. Впрочем, первые советские украшения в значительной части все еще делают из ваты, папье-маше, картона и бумаги. Но игрушки сильно изменились: на передний план вышли красноармейцы, шары с портретами Ленина и Сталина, буденновцы, женщины в красных косынках. Появились подвески в виде дирижаблей, парашютов, самолетов, танков. А макушку елок в то время могла украшать только красная звезда. Новогодняя елка должна была стать пропагандисткой советских идей, и она ею стала.
К слову, в 1938-м году Павел Постышев был арестован, а годом позже расстрелян…
Однако новогодние празднования продолжились… Один из самых драматичных периодов в российской истории – 1937-й год – советские граждане встречают с красиво наряженными елками. Как раз тогда московские артели выпустили серию ватных фигурок в честь экспедиции Папанина на Северный полюс: полярник с медведем устанавливают на Северном полюсе красный флаг, станция «Северный полюс», медведь-лыжник разносит почту.
По елочным игрушкам предвоенных лет можно было легко понять, чем жила страна.
В 1935 году на экраны вышел фильм «Цирк» с Любовью Орловой в главной роли – на елках скоро появились ватные клоуны, акробаты и дрессированные собачки. В том же году открылось метро – и вот уже елки стали украшать миниатюрными красными метрополитеновскими фуражками. В 1937 году к 20-летию Октябрьской революции был сделан стеклянный шар с портретами Маркса, Энгельса, Ленина и Сталина.
Отразили в игрушках даже тему войны в Испании – стеклянный шар с двумя самолетами, один из которых сбивает другой. Игрушки все больше делали из стекла, собирали конструкции из стеклянных трубочек и стекляруса. Завод «Москабель» изготавливал фигурки из проволоки…
В годы войны стране стало не до производства елочных игрушек. И все же их выпускали – из отходов военного производства.
Украшение елки к Новому году стало своеобразным патриотическим напоминанием о мирной жизни и надеждой на скорую победу. «Военные» елки украшались «солдатами», «танками», «пистолетами», «собаками-санитарами»… Дед Мороз на новогодних открытках бил фашистов.
И еще характерная игрушка тех лет – перегоревшая электрическая лампочка, которую покрывали краской…

Картонажные игрушки 50-х годов

Новейшая эпоха
Лишь после 1946-1947 годов началось массовое производство игрушек на «мирные» темы. Тем более что в 1946 году 1 января было объявлено выходным днем. Новый год стал по-настоящему народным праздником, а игрушки – массовыми.
В 1950-1960-х годах открылось сразу несколько новых фабрик елочных игрушек. В начале 1950-х, когда с продуктами в стране была напряженка, изготавливалось много игрушек в виде фруктов, ягод и овощей. Расширился и ассортимент сказочных персонажей (Айболит, Дед Мороз, Снегурочка, Чиполлино), а также белочек, медведей, зайцев. То есть, игрушки стали по-настоящему детскими. Тогда же в продаже появились наборы стеклянных игрушек, выполненных по мотивам сказок Пушкина.
Элемент чисто советского Нового года – это Снегурочка. На Западе ее до сих пор не признают. Еще в 1937 году в Колонном зале Дома Союзов впервые была устроена детская елка. Хозяином на этом празднике был Дед Мороз, но он нуждался в помощнике. Поначалу устроители хотели назначить таковым Снеговика-почтовика. Потом вспомнили о героине пьесы Островского «Снегурочке» – прекрасной светловолосой девушке, вылепленной из снега. Да и наш Дед Мороз не имеет ничего общего с западным.
В 1956 году, после выхода на экраны фильма «Карнавальная ночь», появились знаменитые игрушки-«часы» – со стрелками, установленными за пять минут до полуночи. В 70-80-е годы очень популярными были шишки, колокольчики и домики. Кроме того, в СССР елку украшали игрушками, отражающими достижения и стремления коммунистического государства. Так на одной елке соседствовали овощи и фрукты, кукуруза, космические корабли, космонавты, подводные лодки, фигурки человечков в национальных костюмах, фабрики и заводы, домашние и дикие животные, спортсмены…
Одним словом, история нашей новогодней елки, особенно в ХХ веке, – это история страны, сложная и неоднозначная. А поэтому не выбрасывайте старые игрушки, когда-нибудь интерес к ним снова проснется – как к свидетелям своего времени.
Виктор КРЮКОВ,
который с годами все больше становится похожим на Деда Мороза



Обсуждение ( 0 комментариев )

Читайте также