Газета "Курская правда". Всегда актуальные новости в Курске и Курской области. События и происшествия.

Шел по городу трамвай…

Газетный выпуск № 2020_151
17 декабря 2020 11:42 История

Если выбирать события или явления, без которых невозможно представить себе историю Курска, таковыми (среди прочих), несомненно, станут трамвай и все, что с ним связано. Это сегодня нет-нет да и поговаривают о том, что, дескать, неплохо бы радикально продолжить начинания былых десятилетий, снести оставшиеся рельсы, тем самым расширив дорогу для автотранспорта. А сравнительно недавно такое и в голову не приходило градоустроителям Курска.

Зима 1943-44 годов. Трамвайная остановка на улице Дзержинского.
Снимок сделан недалеко от разрушенной ныне старинной аптеки

Заменить трамвай с его тяговым двигателем в холмистом Курске было нечем. К слову, именно трамвай способствовал развитию в мире практической электротехники, в его истории сверкало даже такое имя, как Никола Тесла…
Впрочем, не будем о технических деталях, поговорим лучше об истории развития сети трамвайного движения. Курск по своей планировке необычный город, он растянут и разветвлен, а стало быть, хорошо подходит именно для трамвая. Опять же, тот факт, что главный вокзал в Ямской слободе расположился довольно далеко от центральной части города (чтобы не шумно было), накладывал определенные требования к общественному транспорту – извозчиками не обойдешься. К слову, долгое время Ямская считалась отдельным населенным пунктом. Вспомните у Маршака:
Что за станция такая,
Дибуны или Ямская?

Той же зимой на той же улице. Трамвайчик поднимается в гору.
Взвод солдат на марше. Дома на полугоре еще не заселены

Так что добраться на трамвае от вокзала до «города» было равносильно междугородной поездке.
Так вот, трамвай в Курске начался в 1898 году. Как водилось в те времена – с молебном и выносом иконы. Однако до этого довольно долго спорили: однопутную строить дорогу (с разъездными участками пути) или двухпутную. Те, кто бывал на центральной улице Евпатории, знает, что такое однопутное трамвайное движение. Не очень удобно, но вполне приемлемо для провинциального города. Слава богу, у того, кто принимал это решение для нашего города, хватило предвидения, что Курску не всегда быть провинцией.

Сентябрь 1943 года. Восстановлено трамвайное движение в Курске

Как железная дорога, пройдя через Курск, сделала его цивилизованным центром, так и трамвай убедительно внес соответствующие оттенки. Скажем, именно трамвайные пути можно считать первопричиной мощения значительной части города булыжником. Позднее в ход фрагментарно пошел асфальт, но опять же – как логическое развитие трамвайного движения. Металлические столбы-опоры тоже начинались с трамвая.

Предвоенный снимок. Мальчишки, должно быть, едут из кинотеатра имени Щепкина, расположенного остановкой выше

Первая трамвайная линия проходила по Московской (ныне Ленина) и Херсонской (ныне Дзержинского) улицам. А где же еще она могла проходить в Курске, где и было-то всего две главные улицы? Впрочем, уже тогда толковали о том, что стоило бы оставить главную улицу (Московскую-Ленина) свободной, а рельсы проложить по Фроловской-Мясницкой (ныне Радищева), соединив две соосные улицы в одну. Но получилось как получилось. Мало того, в нижней части улицы Херсонской специально построили электростанцию с немалым запасом мощности – для развития трамвайного движения.
Надо сказать, что Курск был третьим городом в России, где организовали трамвайное движение (заметим, раньше Москвы). Долгое время горожане заслуженно гордились своим трамваем. Мало того, к нам приезжали, чтобы почерпнуть опыт прокладки трамвайных путей на холмистых участках.
20 лет трамвай в Курске спокойно функционировал, несмотря на революции и войну 1914 года, и лишь в 1918 году остановился – в связи с началом Гражданской войны. А фактически – не хватало специалистов. И только в 1924-м в Курске случилось второе открытие трамвайного движения. А дальше все по плану соцстроительства: в 1930-м году открыли Северное депо…

Сентябрь 1943 года. Первые трамваи после восстановления движения

В 1934-м Курску вернули статус областного центра, и это не могло не сказаться на развитии трамвайных линий: в 1939 году открылась линия от Барнышевской площади до кожзавода, в том же году начала действовать линия от кожзавода до мясокомбината…
Осенью 1941 года трамвайное движение в Курске остановилось – в связи с оккупацией города немецкими войсками. Чуть позже немцы украли из Курска трамвайные рельсы и силовые кабели. Возобновилось трамвайное движение только осенью 1943-го – при содействии железнодорожников.
В 1949 году открылась трамвайная линия до парка Солянка, в 1950-м пустили трамвайное движение до Льговского поворота, в 1951-м открылась линия до завода РТИ, в 1953-м пустили трамвайное движение до района Рышково (конечная остановка – «Аккумуляторный завод»). В 1954 году случилось открытие линии от улицы Дзержинского до Бойцов 9-й дивизии по улице Верхней Луговой. В 1958-м трамваи начали ходить от улицы Энгельса по 1-й Подшипниковой (ныне Сумская) к поселку завода тракторных запчастей (КЗТЗ), через четыре года – от аккумуляторного завода до поселка Гуторово (завод синтетического волокна).
То есть Курск постепенно становился промышленным центром, что было пре-дусмотрено еще в середине 30-х годов, а трамвай был его главным видом общественного (рабочего) транспорта. В 1965 году открыли Южное трамвайное депо. В 1967-м заработала линия от Запольной (по улицам Красный Октябрь и 1-й Пушкарной) до кольца «Хлебозавод».
Крупному промышленному предприятию, особенно в территориально растянутом городе, трудно обеспечить массовый подвоз работников к началу рабочей смены без помощи трамвая. Другое дело, когда в условиях постоянного кризиса число предприятий стало изрядно снижаться, исчезать с карты города. В таких условиях хватит и маршруток. А трамвай, самый демократичный вид транспорта, пускай уступит место разного толка предпринимателям… Так неужели мы не собираемся восстанавливать Курск как промышленный город и он так и останется городом торговым, в который превратился в последние десятилетия? Вспомните старую площадку завода «Счетмаш» на 2-й Рабочей? Рядом с его проходной до сих пор останавливается трамвай… КЗПА – трамвай напротив проходной, КПЗ – трамвай, «Аккумуляторный», РТИ, «Химволокно» – трамвай, развалины КЗТЗ – трамвай… Но все это на фоне практически полного отсутствия личного транспорта. Это сегодня не удивишь никого из коллег, если явишься на работу на своем автомобиле.

Трамвайное движение на площади Добролюбова в 50-е годы

Но шло и обратное движение, задуманное еще до войны. 1973 год – демонтаж трамвайных путей на центральной улице Ленина. Стала она от этого заметно шире? Сомневаюсь. Был другой резерв – неоправданно широкий тротуар четной стороны улицы Ленина, но им тогда не воспользовались.
Впрочем, все это не мешало строить новые трамвайные линии: в 1974-м открылась линия от Южной автостанции (площадь Дзержинского) до Политехнического института (КПИ, сейчас ЮЗГУ), в 1976-м – линия от Южного депо до улицы Малышева, в 1978-м – началось трамвайное движение от площади Дзержинского до типографии. В 1984-м – открылась линия от Аэродромной улицы до автовокзала. Годом спустя – от улицы Маяковского до КЗПА («Электроагрегат»). В 1987 году – открытие Восточного депо. В 1988 году заработала линия от КЗПА до ГПЗ-20.

Перед войной. Красная площадь

Можно было бы значительно продолжить перечень новаций маршрутной трамвайной сети в Курске, и всякий раз это имело основания. То есть трамвайная сеть подстраивалась под меняющиеся нужды горожан, следовала их запросам и предпочтениям… Однако изменить сеть общественного движения с помощью автобусов-маршруток оказалось гораздо проще. В итоге дело дошло до того, что многие постепенно стали отрицать трамвай как средство общественного передвижения. Трудно не заметить неухоженность трамвайных путей и плачевность послеремонтного состояния вагонов.
Тема неисчерпаемая, но надо завершать… Трамвай с его разветвленной сетью путей нельзя воспринимать иначе как памятник истории Курска. Рабочей истории. Впрочем, не только рабочей: в свое время толпы болельщиков собирались у стадионов «Динамо» и «Трудовые резервы» именно с помощью трамвая, на катки и пляжи мы добирались на трамвае, в вузы – тоже, на рынки – аналогично. Почему мы бьемся за какое-либо старинное здание (в большинстве случаев не старше трамвая) и относимся равнодушно к тому факту, что старый добрый трамвай, столько сделавший для Курска, постепенно исчезает? Но Курск меняется, в том числе социально, и с этим надо считаться. Наши дворы переполнены автомобилями.
Однако в мире немало примеров, когда трамвайную сеть восстанавливали – уже как часть туристической инфраструктуры. К примеру – в Сан-Франциско. Своевременно хватились. Хотелось бы и у нас, хотя бы к 1000-летию города, оставить ухоженную трамвайную линию со старинными трамвайчиками с их веселым перезвоном.
Виктор КРЮКОВ



Обсуждение ( 0 комментариев )

Читайте также