Газета "Курская правда". Всегда актуальные новости в Курске и Курской области. События и происшествия.

О чём говорят подростки

Газетный выпуск № 2022_139
22 ноября 2022 09:46 Наши интервью

Интервью с психологом Еленой Юсуповой, руководящей телефоном доверия для несовершеннолетних

На базе Курского областного социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних работает телефон доверия для детей. Иногда вопросы поступают столь неожиданные, что в кодификаторе службы даже не находится соответствующей графы. Но чаще звонки проблемные.

О тревогах современных подростков и истоках их проблем наш разговор с педагогом-психологом, руководителем службы телефона доверия Еленой Юсуповой.

 

О культе ребёнка

– Телефон доверия призван, помимо всего прочего, помогать в решении семейных проблем. Скажите, кто чаще звонит по проблемам в семье?

– Звонят все – подростки, дети, взрослые. Идёт популяризация телефона доверия, участились факты обращения взрослых. Раньше взрослые практически не звонили. Хотя линия для детей, в экстренных случаях оказываем психологическую помощь и родителям. Бывает, звонят дети лет 7-10: «На меня мама накричала, она меня с кем-то сравнивает».

– Дети стали психологически образованными?

– Есть такая тенденция. Могут позвонить и сказать: «У меня панические атаки». И это в семь лет! Психология в моде, погружаясь в неё, дети начинают копаться в себе, искать психологические проблемы, а кто ищет, тот всегда найдёт.

– На кого чаще жалуются дети на мам или на пап?

– На мам. Она все-таки обычно больше включена в процесс воспитания. Жалуются, что мамы уделяют мало внимания, бывает, даже говорят «я не нужен своим родителям».

– Ряд популярных психологов утверждает, что чуть ли не все психологические проблемы выросших детей возникают из-за матерей. Дети же, получается, ничего родителям как бы и не должны.

– Это тоже издержки нашего времени, когда ребёнок превозносится до небес. Раньше был культ матери, а сейчас культ ребенка.

– Гиперопека – одно из побочных эффектов этого «культа»?

– Да. Родители звонят и говорят: «Я боюсь своего ребёнка выпускать на улицу». И он чуть ли ни 24 часа в сутки сидит дома. Дети жалуются: «Меня никуда не пускают, всё запрещают, не дают ни с кем общаться». Здесь нужно разговаривать с родителями, договариваться. Желательно убедить их позвонить, и такие ситуации были. Мы объяснили родителям, к чему может привести гиперопека. Здесь возможны две крайности. Либо чрезмерный эгоцентризм, позиция «весь мир должен вращаться вокруг меня». Либо, наоборот, человек становится чрезмерно замкнутым, боится контактировать с другими людьми.

– Звонившие жалуются на семейное насилие?

– Бывают и такие ситуации. Как-то мама звонила и жаловалась, что дочь ей угрожает ножом. Но поскольку это за рамками нормы, здесь уже нужна помощь психиатра. Были ситуации, когда детей бьют родители. Если сообщаются личные данные со стороны самого обратившегося, то мы можем перейти к межведомственному взаимодействию с правоохранителями. Если нет, то работаем с психологической проблемой в кризисной ситуации, как скорая психологическая помощь, и стараемся отправить человека на очную консультацию. Зачастую если родитель совершает акт физической агрессии по отношению к ребёнку, этот факт не единичный, но ребёнок только сейчас созрел для звонка. Речь о длительной накопившейся проблеме. Если отец избивает, советуем обратиться к маме, работать через её ресурсы. Или если нет доверительных отношений с мамой, – через других близких родственников, то есть ищем того взрослого, который может вырулить в непростой ситуации.

 

Жестокость невозможно победить жестокостью

– Сейчас много говорят о буллинге – всевозможных притеснениях, травле людей. Вы задумывались об истоках этого явления? Есть мнение, что желание кого-то ущемить, возникающее у ребёнка, означает, что его в свою очередь притесняют в семье. То есть агрессор сам является жертвой?

– Можно сказать и так. Возможно, это буллинг со стороны братьев, сестёр или со стороны родителей, отчима или мачехи. Чаще речь не о физическом, а о психологическом насилии. Например, когда девочке говорят «Ты некрасивая», сравнивают с другими, обесценивая. Но ребёнок – это же твоё творение, и то, что ты видишь – это результат и ген, и воспитания. Ругая ребёнка, ругаешь себя. Нужно в первую очередь посмотреть на себя.

– Кто чаще звонит по проблеме преследования в школе – сами дети, которых обижают, или их родные?

– Очень часто звонят и сами дети, и родители, и бабушки, и дедушки. Можно сказать, буллинг – бич нашего времени. Если ситуация уже критическая, с физическими травмами, нужно обращаться в правоохранительные органы. В таком случае лучше вырвать ребёнка из психотравмирующей среды – перевести в другую школу, может быть, рассмотреть вариант надомного обучения. Если это травля, с которой ребёнок может справиться сам, нужно действовать по ситуации. Мы задаём в таких случаях вопрос: «Согласен ли ты с тем, что тебе говорят твои обидчики?». Если ребёнок не согласен, мы спрашиваем: «Почему тогда обращаешь внимание на это?» Есть формы неконфликтного общения. Мы рассказываем, как сглаживать углы, как этих конфликтов избежать. Например, формирование группы лиц, с которыми подросток будет общаться. Можно выйти на разговор с самим агрессором, спросить его, что именно заставляет его поступать подобным образом. Ведь зачастую ребёнок не знает саму суть конфликта, развития которого можно избежать. У нас есть страница «ВКонтакте», где мы выкладываем полезную информацию. Ресурсов достаточно много. И в первую очередь ребёнок всегда может позвонить на детский телефон доверия. Даже при нулевом балансе можно дозвониться и получить комплексную грамотную помощь, как избежать дальнейшей психологической травмы. То есть это не будет ресурс какого-то друга, который скажет «иди набей обидчику физиономию».

– Совет «набить физиономию» – не лучший?

– Конечно, нет. Жестокость порождает жестокость. Сейчас в стране участились случаи, когда в школу заходят с оружием, а об агрессоре потом узнают, что его никто за человека не считал. Травма от буллинга у его жертвы может быть настолько сильной, что возникают психиатрические осложнения. Если же ребёнок был в школе агрессором, он тоже переносит негатив в дальнейшую жизнь, у человека формируются криминальные наклонности. Жестокость невозможно победить жестокостью. Победить обидчика в драке – значит скинуть агрессию. Это сиюминутный эффект, потому что сама ситуация остаётся непроработанной. К тому же у ребёнка формируется убеждение, что в ответ на любое негативное действие можно проявлять физическую силу. Лучше посмотреть видеоролики людей, которые смогли справиться с аналогичной ситуацией, чем слушать того, кто стимулирует к каким-то отрицательным действиям. В любом случае это травма, и нужно обратиться к психологу. Важно не замкнуться в себе, продолжать общаться, искать себе друзей. У ребёнка может не сложиться общение с одноклассниками, но он пойдёт в кружок, где будет успешен и понят. И, конечно, очень важна атмосфера в семье. Если ребёнок растёт в любви, понимании, у него формируется адекватная самооценка, у него хорошее настроение, желание жить и развиваться. У него нет времени для поиска плохой компании, у него правильные ресурсы, которые позволяют сформировать правильную социально направленную личность. Такой ребёнок не будет унижать другого, а если у него какие-то проблемы в школе, дома он получает столько любви и ласки, что остальное не важно. А может прийти домой и столкнуться там с отчуждением. Все это и выливается в серьёзные последствия. Нам звонил один парень, которого травили в классе. Он живёт уже в другом городе, но осталось чувство страха, что встретит своих обидчиков уже на новом месте, по этой причине блокирует контакты в социальных сетях.

– Ребёнок должен рассказывать об этой ситуации родителям, учителям?

– Лучше обратиться сначала к психологу. Рассказав о буллинге учителю, можно развить конфликт, который мог бы и не вылиться в большой масштаб. Надо смотреть по ситуации. Может быть, всё не так печально. Чтобы ребёнок рассказывал дома, что в его жизни происходит на самом деле, сначала надо сформировать контакт со своим ребёнком. Если происходит обесценивание в школе, родитель должен отрицать: «Нет, ты у меня самый красивый, самый лучший». Не даром же если девочка любима папой, она вырастает в принцессу и у неё будет адекватная самооценка.

– Но все же именно классный руководитель формирует атмосферу в классе.

– Конечно. Если в ней уже есть место агрессии, можно проводить классный час без этого ребёнка, уточнять, почему возникло такое отношение к нему. Одно дело травля на улице, другое – на перемене, в какие-то моменты даже на уроке. Здесь учитель должен очень жёстко среагировать и обрубить эту ситуацию на корню. Иначе дальше возможны серьёзные последствия. Дети скажут: «Ага, учитель не заметил, можно продолжать». Этого допустить нельзя.

 

СПРАВКА «КП»

Подавать положительный пример

– Один из маркеров психического и нравственного состояния – отношение к животным. Если ребёнок, например, гоняет птиц или замахивается палкой на собаку, как при этом реагировать родителям?

– Реакция со стороны родителей должна быть достаточно жёсткой. Нужно четко сказать: «Так нельзя!» Возможно, стоит задуматься над тем, что ребёнок где-то уже наблюдал такое. Скорее всего, в интернете. Нужно ограничивать ребёнку доступ к этим ресурсам и показывать другую информацию, может быть, какие-то волонтёрские движения помощи животным, как животные страдают от агрессии человека. Такие посты имеют мощное воздействие, ребёнок видит результат этих действий и делает правильные выводы.

Местные, конечно, эту историю знают, только переделали её на свой лад. В народе говорят, что через Тим проезжал не какой-то неизвестный английский журналист, а сам Чехов. В пути, на мосту, у него рассыпалось колесо, а затем застряла лошадь. По легенде тимчан, писатель ехал не несколько часов, а целых две недели, после чего сделал запись: «Главный город не Рим и Иерусалим, а Тим».

Вероника ТУТЕНКО



Обсуждение ( 0 комментариев )

Читайте также